Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Из своего опыта я знаю, что ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. В результате многолетней практики я пришла к выводу, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка. На уроке русского языка в 6 классе по теме «Неопределенные местоимения», который проходил в форме заседания Клуба любознательных в качестве организационного момента были зачитаны учащимися права и обязанности членов клуба: левый столбик – права –не что иное, как методы исследования, правый – обязанности – представляет собой перечень личностных качеств, формирование которых является задачей современной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4. Изменение неопределенных местоимений (Задание 9, 10).
5. Конкретизация общего способа (Задание 11)
6. Рефлексивно- оценочный этап.
7. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент
Слово учителя:
– На этом уроке проходит заседание Клуба любознательных. Предлагаю вам зачитать права и обязанности членов клуба.
Учащиеся зачитывают.
ПРАВА
ОБЯЗАННОСТИ
- определять объект исследования - видеть проблему/
- использовать разные способы получения информации - наблюдать, сопоставлять, сравнивать -устанавливать общее/различие -обобщать - делать выводы
- быть любознательным - проявлять терпимость - уважать мнение другого - занимать активную позицию - обосновывать своё мнение убедительными аргументами - стремиться к самостоятельности - осуществлять самоконтроль
I. Ориентировочно – мотивационный этап. (10 мин.) (работа в группах)
Ученики работают, совещаясь в группах, над предложениями на доске.
Некто шел по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал товарищу, а кое-что бросил. Что у него осталось?
-Можно ли определить из этой загадки, кто шел, по какой дороге, что он нашел, что отдал? (Невозможно определить)
- Подумайте, обозначают ли найденные слова что-то конкретно или только указывают? (Указывают на предмет, признак )
-К какой части речи относятся такие слова? (Местоимение)
- Указывают ли данные местоимения на что-то определенно, то есть на точное лицо, признак, количество? (Эти местоимения не указывают на точность и являются неопределенными).
-Итак, какие местоимения вы будете сегодня изучать? (неопределенные местоимения).
-Для чего нужно их изучать? (Правильно определять и грамотно писать)
-А как можно их изучить?? (Будем наблюдать за этими местоимениями )
Операционально – исполнительский этап. 25-30 мин.
Задание 1. Напишите в тетрадях данные местоимения в четыре столбика, произведите их анализ в группах. (Сравнивают местоимения, находят общие признаки каждого столбика).
Некто что-то кое-кого кое у кого
Нечто какой-то кое-кому кое к кому
Некоторый какой-либо кое-кем кое с кем
несколько что-либо кое-кто
сколько-нибудь кое-чем
кто-нибудь
Задание 2. Прочитайте в группах слова первого столбика и сделайте вывод о найденной закономерности (на что указывают, как произносятся, как пишутся).
Вывод. Местоимения некто, нечто, некоторый, несколько указывают на неопределенные лица, предметы, количество. Приставка не всегда находится под ударением и пишется слитно.
Последующие столбики разбираются в отдельных группах, определить, на что указывают слова, найти закономерности в правописании.
Задание 3. Вторая группа разбирает слова второго столбика.
Эти местоимения указывают на неопределенные лица, предметы, количество и с суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.
Правило: то, либо, нибудь – дефис не забудь!
Задание 4. Третья группа разбирает слова третьего столбика.
Эти местоимения указывают на неопределенные лица и предметы и с приставкой кое- пишутся через дефис.
Задание 5.. Четвертая группа разбирает слова четвертого столбика.
Эти местоимения указывают на неопределенные лица, предметы. Если приставка кое от местоимения отделяется предлогом, то пишется отдельно.
Задание 6. Ребята, а теперь посоветуйтесь в группах и дайте определение, что такое неопределенные местоимения.
- Местоимения, которые указывают на неопределенные предметы или лица, признаки, количества называются неопределенными.
Задание 7. Обдумайте в группах общий способ анализа и выявления неопределенных местоимений.
Действия:
Определить в предложении местоимение;
Выяснить, обозначает ли данное местоимение лицо, предмет, признак или количество;
Выяснить, указывает ли данное местоимение на конкретное лицо, предмет, признак или количество.
Если местоимение не указывает на них конкретно, то это неопределенное местоимение. Например, кто- нибудь, что-то, что- либо, некоторый.
Задание 8. Составляют в группах графическую модель содержания неопределенных местоимений, после обсуждения выбирают лучшую модель.
Задание 10. Найдите закономерности в изменениях по падежам и сделайте вывод в группах.
Учитель. Некоторые неопределенные местоимения еще изменяются по родам и числам. Например, какой-то человек, какая-то девочка, какое-то дело, какие-то девочки .
Задание 11. Выполнить по учебнику упражнение 416, с.176. Организовать взаимопроверку и взаимооценку в группах.
III. Рефлексивно – оценочный этап. 5 мин. (проговаривание в группах)
1. Какую цель мы поставили в начале урока?
2. Какие местоимения называются неопределенными?
3. Какой общий способ анализа неопределенных местоимений вывели?
4. Какие особенности в правописании таких местоимений запомнили?
5. Как изменяются неопределенные местоимения?
6. Поставьте себе оценку за урок.
Домашнее задание.
1. упр. 417 в учебнике ( все задания)
2. выписать предложения с неопределенными местоимениями из художественных произведений
3. написать рассказ или сказку с использованием неопределенных местоимений.