Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание. |
1.Оргнанизационный момент. Психологический настрой. | Звучит песня « Закаляйся, если хочешь быть здоров» 1. - Прозвенел для нас звонок Пригласил нас на урок. Но сначала повернитесь И друг другу улыбнитесь, Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. - Вы, наверное, уже догадались, что сегодня на уроке мы будем не только писать и узнавать много нового, но и говорить о чем …….. - Какие слова спрятались? - Это здоровье. | - Учащиеся выполняют действия и садятся на места. - Здоровье( Состояние полного физического и духовного благополучия) | Флипчарт 1. Флипчарт 2. |
2. Минутка чистописания. | - А начнем с упражнения, которое поможет нам легче и быстрее включиться в работу, сконцентрировать своё внимание. Массаж « Бодрость за 1 минуту» - Открываем тетради, запишем число, классная работа в тетрадь. На доске: ТЬ ТИ ЧЬ - Где мы можем встретить данные сочетания букв? - Чем они могут быть в словах? Ваши предположения… - Сегодня эти буквосочетания нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся. | 1.Быстро потрите друг о друга пальцами ладони. 2. Теперь быстро потрите разогретыми пальцами щеки вверх- вниз. 3. Часто постучите пальцами барабанной дробью по макушке головы. 4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья. 5. Сделайте глубокий вдох и выдох на счет от 1 до 10. Дети: - окончание - часть слова - суффикс | Флипчарт 3 ( показ учителя на доске) На доске появляется гипотеза и предположения. |
3. Актуализация знаний о глаголе. 1) интервью 2) кластер 3) орфографическая минутка. | - Однажды у одной части речи телеканал взял интервью, в котором она рассказала о себе. Послушайте вопросы и ответы, и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. - Какая часть речи будет главная на нашем уроке? - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. - Закройте глаза, произнесите слово – глагол. - Какие ассоциации у вас возникают? - У вас было домашнее задание - нарисовать глагол – в виде чего, или кого вы его себе представляете, лучшие работы у вас в группах. - Поработайте в группах и выберите лучший кластер, поместите его на доску. - Молодцы ребята, вы очень, много знаете о глаголе. - Но сегодня мы узнаем об этой части речи что – то новое. - Прочитайте слова: Здоровье, закалка, движение, работа. - Что объединяет эти слова? Часть речи? - Разделите слова на группы. - Что такое здоровье? - Задание: образуйте от данных имен существительных глаголы, отвечающие на вопрос: Что делать? Что сделать? - Запишем эти слова, выделим орфограммы. - Составьте предложение, используя данные слова. На доске: Здоровье – бюджет. - прочитать слова - Подумайте, как эти слова связаны между собой? - Правильно ребята, Здоровье за деньги не купишь. - На лекарства, дружок, деньги не трать! Здоровье своё мы будем укреплять, Физические упражнения дружно выполнять! | Дети разыгрывают сценку. - Что вы больше всего любите? - Люблю действовать. - Что вы больше всего не любите? - Не люблю предлоги и известную частицу. - Что бы пожелали ребятам? - Чтобы русский все ребята на десятку знали. На письме и в разговоре меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета, люди строят здания Цветут сады и хлеб в полях растет. Дети работают в группах – выбирают кластер по теме « Глагол», помещают его на доску. - Дети читают слова, доказывают часть речи. - Дети образуют глаголы, записывают с комментированием. - Дети составляют предложение. - Запись слов в тетрадь с комментированием. Запись предложения с комментированием в тетрадь. Мы знаем секреты здоровья. Дети делают зарядку по утрам. | Флипчарт 4 ( схема – Глагол) Флипчарт 5 ( шторка) |
4. Физ.минутка по методике Базарного. | - Действительно ребята, здоровье – это важно и зависит от вашего поведения. Одна из форм поддержания здоровья – это движение. Двигаются и животные, это полезно и для нашего здоровья. ( в классе по углам - картинки животных) - Эти движения вы можете выполнять каждый день, когда делаете зарядку или когда устали. | Дети отыскивают глазами картинку и выполняют движения за учениками класса. Жираф – наклонять и вытягивать голову, поворачивать вправо, влево, вверх и вниз. Птицы – хлопают крыльями, машут ими, расправляют и собирают. Кошка – тянет и изгибает соё тело, потягивается. Обезьяна – поднимает руки вверх, отпускает, наклоняется вперед и назад. | Для физинутки 4 картинки с изображением животного в четырех разных сторонах класса. |
5. Сообщение темы у рока и постановка учебной задачи. 1) подготовительная работа | - Ребята! Нам пришла телеграмма. Странно на ней нет подписи отправителя, но есть адрес: остров Глаголов. - Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного. - Кто бы мог нас пригласить туда? - Ваши предположения…. - Тогда в путь. А вот мы и на острове Глаголов. - Но что это, все дома пусты. Что происходит? - Мне кажется, здесь от нас ждут помощи. - Чем мы можем помочь жителям острова? На доске слова: выкопал, угрожает, выдержал, теплеет, оденется, сбегут, решить, беречь, привезти. - Найдите в них общее. - Какие можете назвать различия? - С чем вы согласны? - Как доказать, что жильцы попали в свои дома? - Какие слова вызвали затруднение? - Какая перед нами возникла проблема? - Почему эти глаголы оказались лишними? Ваши предположения…. - Кто догадался, что сегодня будем исследовать на уроке? - Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим постараться найти ответ о глаголах 4 группы. | Дети отвечают на вопросы, делают свои предположения. Дети читают слова, написанные на доске. Дети работают в группах на местах, 1 группа работает у доски. Дети разделили слова на 4 группы и доказывают. Они не знают слова 4 группы и высказывают свои предположения. | Флипчарт 6 (остров Глаголов) Флипчарт 7 ( засели домики) |
2) Исследование. Обобщение: Сообщение темы урока. | - Вам нужно исследовать эти глаголы в группах и ответить на вопросы. - Ответьте на вопросы. - А как бы вы назвали глагол, у которого ничего нельзя определить? - Прочитайте слова: На доске: Начальная форма Неопределенная форма Инфинитив - Выберите слово, которое, по вашему мнению, подходит для названия таких глаголов. - Оказывается, это одно и тоже, название для этих глаголов, имеет одно и тоже значение. - Что же такое инфинитив? - Но, с этим словом вы встретитесь в более, старших классах. - Сформулируйте тему урока. Неопределенная форма глагола. | Дети работают в группах по плану. 1. Определить время._________ 2. Определить число__________ 3. На что оканчиваются _________________ 4. На какой вопрос отвечают ____________ 5. Как можно назвать глаголы _____________ Защита групп. Дети отвечают. Ученик – Инфинитив – в переводе означает – начальный, начальная форма. | Флипчарт 8 Флипчарт 9 Лента на доске. |
3) Работа с правилом Стр. 76- 77 Доказательство гипотезы Табличка!!! | - Зря страницы не листай, где закладка открывай. - Прочитайте вопросы и ответы, и сравните свои выводы с текстом учебника. - Была ли какая-то новая информация, о которой мы забыли упомянуть? - А что же такое ТЬ, ТИ И ЧЬ в глаголах? | Дети читают правило в учебнике. Дети отвечают на вопросы - суффикс - задать вопрос - посмотреть на суффикс. | Флипчатр 10 Флипчарт 11 ( таблица на доске) |
6. Физ.минутка. | Двигательная. Игра на внимание. - Я буду называть глаголы, а вы, если услышите глагол в неопределённой форме - хлопаете, или топаете. Слова: встать, бежать, сидел, смотрит, стричь, мыть, выйти, зайти, зашел, написал, покрасит, красить, читать, поднять, лежит. | Дети выполняют движения. | |
7. Закрепление. 1) Фронтальная работа. | - А как вы определяли, в какой форме стоит глагол? - На что ещё нужно обратить внимание, что определить неопределенную форму глагола? - А теперь внимание, новое задание. - упр. 185. – Прочитать пословицы, объяснить их смысл, вставить пропущенные буквы, найти глаголы в неопределенной форме. - Чтение 1 пословицы. Зрительный диктант. - Без дела жить – только небо коптить. - Объяснить пропущенные буквы. Пословица- смысл. - Как определить глагол в неопределенной форме? - Учитель комментирует, дети записывают в тетрадь, затем проверяют. - Чтение 2 пословицы. - Письмо по памяти. - Очень часто глаголы в неопределенной форме встречаются в пословицах, вы можете дома найти такие пословицы. | Составляют алгоритм. Читают правило стр.78 1. Задать вопрос к глаголу. 2. На что он оканчивается. Дети читают задание, объясняют смысл пословицы, вставляют пропущенные буквы. Дети записывают пословицы, вставляют пропущенные буквы, подчеркивают глаголы, доказывают по алгоритму. | Флипчарт 12 |
2) Дифференцированная работа. Р.тетрадь стр. 3) Физминутка. 4) Тест по теме « Глагол» 5) Самостоятельная работа. | - А теперь внимание дифференцированное задание. 1 уровень. От имен существительных образуй глаголы неопределенной формы. Победа – Работа – Беседа – 2 уровень. Запиши пары глаголов по образцу. Терять – находить Приблизить – Ослабить – Входить – 3 уровень. Спишите предложение, найди глаголы в неопределенной форме. Варкать хливкие шарьки, пырять по наве, и хрюкотать в зелюке, как мюмзики, в мове. - Докажите, сразу подставляя вопросы неопределенной формы. - Сравните себя с доской. - Динамическая пауза - « Бодрячки», под музыку выполняют движения. Проверим, что знаем и что узнали. 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает. А) действие Б) признак в) предмет 2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: А) Что делает? Б) что делать? 3.Найди глагол в неопределенной форме: А) думал Б) играть В) пишет 4. Чем в глаголах являются –ть, ти, чь? А) часть слова Б) окончание В) суффикс 5. Найти лишнее слово: Печь, лечь, течь, сечь. - Проверь себя. - Все глаголы хороши и достойны особой чести, если они стоят в нужном месте. - Мы сегодня с вами говорили не только о глаголах, но и о здоровье. - А какого человека можно назвать закаленным по вашему мнению? - А что нужно делать для того, чтобы быть здоровым? - Полезные советы - Что нужно сделать утром? Рано утром нужно …. комнату. На свежем воздухе … зарядку. А потом …..холодной водой, …. зубы, …. волосы. После завтрака … портфель и …. в школу. - Вставить глаголы в неопределенной форме. - Составить 2 , своих, совета ( питание, режим дня) - Докажите, что глаголы стоят в неопределенной форме. | Дети выбирают самостоятельно один уровень и выполняют его в тетради. Выделяют суффиксы в глаголах неопределенной формы. Проверяют себя по образцу на доске. Дети отвечают на вопросы. Дети отмечают в тетрадях варианты ответов. А Б Б В печь Дети работают в группах на листах, вписывают глаголы и дописывают свои советы. Защита групп. Дети задают к каждому глаголу вопрос. | Флипчарт 13 ( всё на одном) заяц Флипчарт 14 ( проверка на одном) Флипчарт 15 Флипчарт 16 ( проверка – сравнить с модельным ответом) |
8. Итог урока. Рефлексия. | - Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. - Подведём сейчас итог, может зря прошёл урок? | Дети высказываются. | |
9. Домашнее задание. 10. Оценки. | 1. стр. 80 упр. 89- составить рассказ на тему « Что я люблю делать» 2. Написать советы 5-6 как сохранить здоровье. 3. Найти и написать 5 пословиц с глаголами в неопределенной форме. 4. Подобрать как можно больше глаголов – синонимов в неопределенной форме к глаголу – говорить. - Спасибо за урок! - А о чем ещё мы говорили на уроке? (здоровье) Девиз каждого дня: « Я здоровье берегу, сам себе я помогу» | | Флипчарт 17 Флипчарт 18 |