kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Восклицательные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: познакомить с понятием «виды предложений по интонации» и их пунктуационным оформлением. Формиро­вать умение распознавать виды предложений по интонации и правильно их пунктуационно оформлять.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Составьте устно вопросительные предложения, начинаю­щиеся с указанных вопросительных слов: Что? Почему? Не­ужели? Сколько?

2. Повторение темы «Виды предложений по цели высказывания».

Расскажите о видах предложений по цели высказывания, используя в качестве примеров предложения из сказки «Простой солдат».

1. Немецкий посол пришел к царю и спрашивает: «Ну как, нашли человека, который умеет говорить на немецких знаках?» 2. Немецкий посол показывает пальцем на солдата, солдат показал два пальца.                 3. Немецкий посол поднял руку кверху и опустил вниз. 4. Солдат поднял руку кверху, обвел кругом — и вниз. 5, Ну как, посол, поговорил с нашим простым солдатом? 6. Я сказал, что у нас в Германии один царь правит страной, а он отвечает: два. 7. Одного убьют — есть заместитель. 8. Ну как, солдат, поговорил с немецким послом? 9. Нет, ничего не говорили! 10. Он мне показал, что выткнет глаз. 11. Я — ему: выткну оба! 12. Он показал: подниму да брошу. 13. А я: подниму, покручу, как собаку, да тоже брошу! 14. Так оттянулась война до четырнадцатого года.

3. Составьте с данными глаголами предложения на тему из школьной жизни. Укажите, какие из составленных вами предложений побудительные, какие – повествовательные , какие – вопросительные. Запишите побудительные предложения.
Не забывают, не забудьте; дай, давал; возьми, возьму; принеси, принесу; приготовьте, приготовился.

4. Работа по теме урока.

Чтение и анализ текста (распечатан).

Когда мы говорим о чем-то, мы не остаемся равнодуш­ными. Часто выражаем свое отношение к предмету разгово­ра, чувства, эмоции.

Мир человеческих эмоций, чувств (то радуемся, то сер­димся, то испытываем сострадание, то удивление (Бедный ты мой мальчик!) и восхищение, то осуждаем, боимся) на письме выражается одним знаком (!)

В устной речи все эти чувства мы передаем не только словами, но и интонацией, выражением лица (мимика, жес­ты).

Восклицательные предложения отличаются по эмоцио­нальной окраске (произносятся с особенным чувством); по интонации (восклицательной), произносятся более энергич­ным и высоким тоном. Они отличаются употреблением осо­бых слов; ура! Что за ... Какая прелесть.

Анализ предложения с точки зрения смысла, интонации и пунктуации:

Петя пришел (!?)

Вывод: предложение — это целое речевое высказыва­ние.

Работа с учебником. Чтение материала для наблюдений — стр. 59-60, работа над интонационным оформлением предло­жений.

Упр. 149 (устно); упр. 150 (устно).

Запомните! Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.

 В русском языке есть специальные «восклицательные» слова: ну и, вот, ах, ох, эх. Когда хотят подчеркнуть важность отдельных слов, восклицательный знак ставят и в середину предложения:

Я! Буду! Учиться!

5. Тренировочные упражнения.

Спишите текст (материал распечатан), вставляя пропу­щенные буквы и ставя знаки препинания.

Знаете ли вы украинскую ночь О, вы (не) знаете украин­ской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины, неба гл..дит ме­сяц. Необ..ятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необ..ятнее. Горит и дыш..т он Земля вся в серебристом свете.

Запишите предложения, распределяя их в два столбика; побудительные и повествовательные.

Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Ухо­ди отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет  такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

(Н. Носов)

       Упр. 151.

6. Самостоятельная проверочная работа.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором вы­ражена главная мысль этого текста, подчеркните.

Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между зазеленевших деревьев. Но что это Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат уст­роить понадежней свои ж..лища.

Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.

7. Домашнее задание.

Из басен Крылова выпишите 5 восклицательных предло­жений. Определите их вид по цели высказывания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Восклицательные предложения. Раздаточный материал.»

ТЕКСТ № 1.


Когда мы говорим о чём-то, мы не остаёмся равнодушными. Часто выражаем своё отношение к предмету разговора, чувства, эмоции.

Мир человеческих эмоций, чувств (то радуемся, то сердимся, то испытываем сострадание, то удивление (Бедный мой мальчик!) и восхищение, то осуждаем, боимся) на письме выражается одним знаком (!).

В устной речи все эти чувства мы передаём не только словами, но и интонацией, выражением лица (мимика, жесты).

Восклицательные предложения отличаются по эмоциональной окраске (произносятся с особым чувством); по интонации (восклицательной), произносятся более энергичным и высоким тоном. Они отличаются употреблением особых слов; ура! Что за… Какая прелесть.


ВЫВОД: предложение – это целое высказывание.


ЗАПОМНИТЕ! Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.


В русском языке есть специальные «восклицательные» слова: ну и, вот, ах, ах, эх. Когда хотят подчеркнуть важность отдельных слов, восклицательный знак ставят и в середину предложения:

Я! Буду! Учиться!


Тренировочные упражнения.


Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания.

Знаете ли вы украинскую ночь. О, вы (не) знаете украинской ночи. Всм…тритесь в неё. С середины неба гл…дит месяц. Необ…ятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необ…ятнее. Горит и дыш…т он Земля вся в серебристом свете.

Самостоятельная проверочная работа.


Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором выражена главная мысль этого текста, подчеркните.

Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идёш.. по тр..пинке между заз..леневших деревьев. Но что это Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить понадёжней свои ж..лища.

Берегите птиц Не разоряйте леса и гнёзда.


Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Восклицательные предложения.»

5 класс.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. 

План-конспект.

Тема: Восклицательные предложения.

ЦЕЛЬ: познакомить с понятием «виды предложений по интонации» и их пунктуационным оформлением. Формиро­вать умение распознавать виды предложений по интонации и правильно их пунктуационно оформлять.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Составьте устно вопросительные предложения, начинаю­щиеся с указанных вопросительных слов: Что? Почему? Не­ужели? Сколько?

2. Повторение темы «Виды предложений по цели высказывания».

Расскажите о видах предложений по цели высказывания, используя в качестве примеров предложения из сказки «Простой солдат».

1. Немецкий посол пришел к царю и спрашивает: «Ну как, нашли человека, который умеет говорить на немецких знаках?» 2. Немецкий посол показывает пальцем на солдата, солдат показал два пальца. 3. Немецкий посол поднял руку кверху и опустил вниз. 4. Солдат поднял руку кверху, обвел кругом — и вниз. 5, Ну как, посол, поговорил с нашим простым солдатом? 6. Я сказал, что у нас в Германии один царь правит страной, а он отвечает: два. 7. Одного убьют — есть заместитель. 8. Ну как, солдат, поговорил с немецким послом? 9. Нет, ничего не говорили! 10. Он мне показал, что выткнет глаз. 11. Я — ему: выткну оба! 12. Он показал: подниму да брошу. 13. А я: подниму, покручу, как собаку, да тоже брошу! 14. Так оттянулась война до четырнадцатого года.


3. Составьте с данными глаголами предложения на тему из школьной жизни. Укажите, какие из составленных вами предложений побудительные, какие – повествовательные , какие – вопросительные. Запишите побудительные предложения.
Не забывают, не забудьте; дай, давал; возьми, возьму; принеси, принесу; приготовьте, приготовился.


4. Работа по теме урока.

Чтение и анализ текста (распечатан).

Когда мы говорим о чем-то, мы не остаемся равнодуш­ными. Часто выражаем свое отношение к предмету разгово­ра, чувства, эмоции.

Мир человеческих эмоций, чувств (то радуемся, то сер­димся, то испытываем сострадание, то удивление (Бедный ты мой мальчик!) и восхищение, то осуждаем, боимся) на письме выражается одним знаком (!)

В устной речи все эти чувства мы передаем не только словами, но и интонацией, выражением лица (мимика, жес­ты).

Восклицательные предложения отличаются по эмоцио­нальной окраске (произносятся с особенным чувством); по интонации (восклицательной), произносятся более энергич­ным и высоким тоном. Они отличаются употреблением осо­бых слов; ура! Что за ... Какая прелесть.

Анализ предложения с точки зрения смысла, интонации и пунктуации:

Петя пришел (!?)

Вывод: предложение — это целое речевое высказыва­ние.

Работа с учебником. Чтение материала для наблюдений — стр. 59-60, работа над интонационным оформлением предло­жений.

Упр. 149 (устно); упр. 150 (устно).

Запомните! Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.



В русском языке есть специальные «восклицательные» слова: ну и, вот, ах, ох, эх. Когда хотят подчеркнуть важность отдельных слов, восклицательный знак ставят и в середину предложения:

Я! Буду! Учиться!


5. Тренировочные упражнения.

Спишите текст (материал распечатан), вставляя пропу­щенные буквы и ставя знаки препинания.

Знаете ли вы украинскую ночь О, вы (не) знаете украин­ской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины, неба гл..дит ме­сяц. Необ..ятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необ..ятнее. Горит и дыш..т он Земля вся в серебристом свете.


Запишите предложения, распределяя их в два столбика; побудительные и повествовательные.

Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Ухо­ди отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

(Н. Носов)

Упр. 151.


6. Самостоятельная проверочная работа.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором вы­ражена главная мысль этого текста, подчеркните.

Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между зазеленевших деревьев. Но что это Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат уст­роить понадежней свои ж..лища.

Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.


7. Домашнее задание.

Из басен Крылова выпишите 5 восклицательных предло­жений. Определите их вид по цели высказывания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Восклицательные предложения"

Автор: Ахчина Наталья Александровна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104165

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по русскому языку на тему "Восклицательные предложения""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_vosklitsatiel_nyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "351014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477040370"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Восклицательные предложения»"
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_5_klasse_na_temu_vosklitsatelnye_predlozheniia"
    ["file_id"] => string(6) "566162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607500101"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по русскому языку на тему "Знаки препинания в конце предложения". 1 класс. "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-znaki-priepinaniia-v-kontsie-priedlozhieniia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "105254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402836097"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по теме «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashchieniie_priedlozhieniia_s_obrashchieniiem_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "379077"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484340949"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Составление собственного речевого высказывания публицистического характера""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klasse_na_temu_sostavlenie_sobstvennogo_re"
    ["file_id"] => string(6) "519727"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568528715"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства