ЦЕЛЬ: познакомить с понятием «виды предложений по интонации» и их пунктуационным оформлением. Формировать умение распознавать виды предложений по интонации и правильно их пунктуационно оформлять.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Составьте устно вопросительные предложения, начинающиеся с указанных вопросительных слов: Что? Почему? Неужели? Сколько?
2. Повторение темы «Виды предложений по цели высказывания».
Расскажите о видах предложений по цели высказывания, используя в качестве примеров предложения из сказки «Простой солдат».
1. Немецкий посол пришел к царю и спрашивает: «Ну как, нашли человека, который умеет говорить на немецких знаках?» 2. Немецкий посол показывает пальцем на солдата, солдат показал два пальца. 3. Немецкий посол поднял руку кверху и опустил вниз. 4. Солдат поднял руку кверху, обвел кругом — и вниз. 5, Ну как, посол, поговорил с нашим простым солдатом? 6. Я сказал, что у нас в Германии один царь правит страной, а он отвечает: два. 7. Одного убьют — есть заместитель. 8. Ну как, солдат, поговорил с немецким послом? 9. Нет, ничего не говорили! 10. Он мне показал, что выткнет глаз. 11. Я — ему: выткну оба! 12. Он показал: подниму да брошу. 13. А я: подниму, покручу, как собаку, да тоже брошу! 14. Так оттянулась война до четырнадцатого года.
3. Составьте с данными глаголами предложения на тему из школьной жизни. Укажите, какие из составленных вами предложений побудительные, какие – повествовательные , какие – вопросительные. Запишите побудительные предложения.
Не забывают, не забудьте; дай, давал; возьми, возьму; принеси, принесу; приготовьте, приготовился.
4. Работа по теме урока.
Чтение и анализ текста (распечатан).
Когда мы говорим о чем-то, мы не остаемся равнодушными. Часто выражаем свое отношение к предмету разговора, чувства, эмоции.
Мир человеческих эмоций, чувств (то радуемся, то сердимся, то испытываем сострадание, то удивление (Бедный ты мой мальчик!) и восхищение, то осуждаем, боимся) на письме выражается одним знаком (!)
В устной речи все эти чувства мы передаем не только словами, но и интонацией, выражением лица (мимика, жесты).
Восклицательные предложения отличаются по эмоциональной окраске (произносятся с особенным чувством); по интонации (восклицательной), произносятся более энергичным и высоким тоном. Они отличаются употреблением особых слов; ура! Что за ... Какая прелесть.
Анализ предложения с точки зрения смысла, интонации и пунктуации:
Петя пришел (!?)
Вывод: предложение — это целое речевое высказывание.
Работа с учебником. Чтение материала для наблюдений — стр. 59-60, работа над интонационным оформлением предложений.
Упр. 149 (устно); упр. 150 (устно).
Запомните! Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.
В русском языке есть специальные «восклицательные» слова: ну и, вот, ах, ох, эх. Когда хотят подчеркнуть важность отдельных слов, восклицательный знак ставят и в середину предложения:
Я! Буду! Учиться!
5. Тренировочные упражнения.
Спишите текст (материал распечатан), вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания.
Знаете ли вы украинскую ночь О, вы (не) знаете украинской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины, неба гл..дит месяц. Необ..ятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необ..ятнее. Горит и дыш..т он Земля вся в серебристом свете.
Запишите предложения, распределяя их в два столбика; побудительные и повествовательные.
Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!
(Н. Носов)
Упр. 151.
6. Самостоятельная проверочная работа.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором выражена главная мысль этого текста, подчеркните.
Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между зазеленевших деревьев. Но что это Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить понадежней свои ж..лища.
Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.
7. Домашнее задание.
Из басен Крылова выпишите 5 восклицательных предложений. Определите их вид по цели высказывания.
Просмотр содержимого документа
«Восклицательные предложения. Раздаточный материал.»
ТЕКСТ № 1.
Когда мы говорим о чём-то, мы не остаёмся равнодушными. Часто выражаем своё отношение к предмету разговора, чувства, эмоции.
Мир человеческих эмоций, чувств (то радуемся, то сердимся, то испытываем сострадание, то удивление (Бедный мой мальчик!) и восхищение, то осуждаем, боимся) на письме выражается одним знаком (!).
В устной речи все эти чувства мы передаём не только словами, но и интонацией, выражением лица (мимика, жесты).
Восклицательные предложения отличаются по эмоциональной окраске (произносятся с особым чувством); по интонации (восклицательной), произносятся более энергичным и высоким тоном. Они отличаются употреблением особых слов; ура! Что за… Какая прелесть.
ВЫВОД: предложение – это целое высказывание.
ЗАПОМНИТЕ! Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.
В русском языке есть специальные «восклицательные» слова: ну и, вот, ах, ах, эх. Когда хотят подчеркнуть важность отдельных слов, восклицательный знак ставят и в середину предложения:
Я! Буду! Учиться!
Тренировочные упражнения.
Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания.
Знаете ли вы украинскую ночь. О, вы (не) знаете украинской ночи. Всм…тритесь в неё. С середины неба гл…дит месяц. Необ…ятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необ…ятнее. Горит и дыш…т он Земля вся в серебристом свете.
Самостоятельная проверочная работа.
Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором выражена главная мысль этого текста, подчеркните.
Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идёш.. по тр..пинке между заз..леневших деревьев. Но что это Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить понадёжней свои ж..лища.
Берегите птиц Не разоряйте леса и гнёзда.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Восклицательные предложения.»
5 класс.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
План-конспект.
Тема: Восклицательные предложения.
ЦЕЛЬ: познакомить с понятием «виды предложений по интонации» и их пунктуационным оформлением. Формировать умение распознавать виды предложений по интонации и правильно их пунктуационно оформлять.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Составьте устно вопросительные предложения, начинающиеся с указанных вопросительных слов: Что? Почему? Неужели? Сколько?
2. Повторение темы «Виды предложений по цели высказывания».
Расскажите о видах предложений по цели высказывания, используя в качестве примеров предложения из сказки «Простой солдат».
1. Немецкий посол пришел к царю и спрашивает: «Ну как, нашли человека, который умеет говорить на немецких знаках?» 2. Немецкий посол показывает пальцем на солдата, солдат показал два пальца. 3. Немецкий посол поднял руку кверху и опустил вниз. 4. Солдат поднял руку кверху, обвел кругом — и вниз. 5, Ну как, посол, поговорил с нашим простым солдатом? 6. Я сказал, что у нас в Германии один царь правит страной, а он отвечает: два. 7. Одного убьют — есть заместитель. 8. Ну как, солдат, поговорил с немецким послом? 9. Нет, ничего не говорили! 10. Он мне показал, что выткнет глаз. 11. Я — ему: выткну оба! 12. Он показал: подниму да брошу. 13. А я: подниму, покручу, как собаку, да тоже брошу! 14. Так оттянулась война до четырнадцатого года.
3. Составьте с данными глаголами предложения на тему из школьной жизни. Укажите, какие из составленных вами предложений побудительные, какие – повествовательные , какие – вопросительные. Запишите побудительные предложения.
Не забывают, не забудьте; дай, давал; возьми, возьму; принеси, принесу; приготовьте, приготовился.
4. Работа по теме урока.
Чтение и анализ текста (распечатан).
Когда мы говорим о чем-то, мы не остаемся равнодушными. Часто выражаем свое отношение к предмету разговора, чувства, эмоции.
Мир человеческих эмоций, чувств (то радуемся, то сердимся, то испытываем сострадание, то удивление (Бедный ты мой мальчик!) и восхищение, то осуждаем, боимся) на письме выражается одним знаком (!)
В устной речи все эти чувства мы передаем не только словами, но и интонацией, выражением лица (мимика, жесты).
Восклицательные предложения отличаются по эмоциональной окраске (произносятся с особенным чувством); по интонации (восклицательной), произносятся более энергичным и высоким тоном. Они отличаются употреблением особых слов; ура! Что за ... Какая прелесть.
Анализ предложения с точки зрения смысла, интонации и пунктуации:
Петя пришел (!?)
Вывод: предложение — это целое речевое высказывание.
Работа с учебником. Чтение материала для наблюдений — стр. 59-60, работа над интонационным оформлением предложений.
Упр. 149 (устно); упр. 150 (устно).
Запомните! Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.
В русском языке есть специальные «восклицательные» слова: ну и, вот, ах, ох, эх. Когда хотят подчеркнуть важность отдельных слов, восклицательный знак ставят и в середину предложения:
Я! Буду! Учиться!
5. Тренировочные упражнения.
Спишите текст (материал распечатан), вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания.
Знаете ли вы украинскую ночь О, вы (не) знаете украинской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины, неба гл..дит месяц. Необ..ятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необ..ятнее. Горит и дыш..т он Земля вся в серебристом свете.
Запишите предложения, распределяя их в два столбика; побудительные и повествовательные.
Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!
(Н. Носов)
Упр. 151.
6. Самостоятельная проверочная работа.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором выражена главная мысль этого текста, подчеркните.
Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между зазеленевших деревьев. Но что это Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить понадежней свои ж..лища.
Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.
7. Домашнее задание.
Из басен Крылова выпишите 5 восклицательных предложений. Определите их вид по цели высказывания.