урок повторения изученного в начальных классах по теме "Имя существительное" с использованием ИКТ, по программе Ладыженской, но может бвть использован и при работе с учебниками других авторов.Соответствует требованиям ФГОС. Использованы здоровьесберегающие технологии,технологии личностно-ориентированного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
культуру поведения в процессе групповой работы, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
-Личностные: развивать у учащихся осознанное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
- Коммуникативные: воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения к друг другу, совершенствовать навык общения со сверстниками.
- Познавательные: Закрепить знания об имени существительном как части речи, продолжить формирование умений определять падеж и склонение имени существительного, совершенствовать уровень развития устной речи, умение работать с поэтическим текстом.
Основные понятия
Имя существительное, часть речи, падеж, склонение,категория одушевленности и неодушевленности.
Межпредметные связи
Литература, природоведение.
Ресурсы: основные
Доплнительные
Учебник «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской 5 класс, часть 1.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Организация пространства
Групповая работа, индивидуальная работа.
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Марина Павловна.
Мотивация.
- Наша природа красива в любое время года. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень, вот как он описал это время года в одном из своих стихотворений:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало, короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Гусей крикливыхкараван стремился к югу
Приближалась довольно скучная пора... ( Слайд 1)
-Слова какой части речи выделены в этом тексте?
2.Актуализация знаний
(разминка)
- Ребята, чему мы посвятим наш урок ?( имени существительному). (Слайд 2)
Вы знакомились с этой частью речи в начальных классах. Что вы можете вспомнить о ней?( Мы вспомним, что обозначает имя существительное; на какие вопросы отавечает, как изменяется имя существительное) (Слайд 3)
Мы не только повторим изученное об имени существительном, но и постараемся услышать зов нашей Земли. ( видеофрагмент «Зов Земли»).
3.Формирование новых знаний
Работа с текстом стихотворения (Слайд 4):
Прильну к земле своей щекою,
Ее слезою окроплю
И этим сердце успокою...
Земля как я тебя люблю!
Земля — кормилица, а значит
Землею нужно дорожить,
Любить ее всю жизнь, иначе
Скажи, зачем на свете жить.
Почему в этом стихотворении слово «земля» пишется с прописной и строчной буквы?
Работа со словарной статьей: «земля» (Слайд 5)
-Выписать из стихотворения слово «земля» и определить его падеж.
(Работа в группах).
Проверка и самооценка групповой работы.
4.Первичное закрепление и проговаривание вслух (работа по учебнику).
Выполнение упражнения 96 в парах. Ребята, для выполнения этого упражнения мы вновь обратимся к стихотворению А.С.Пушкина.(слабые учащиеся работают по карточке №1)
2).Проверка ( проходит в виде игры «Передай другому», учитель задает вопрос, ученик приводит пример своего слова и передает мяч другому ученику).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполняется упражнение 97. Слова для заполнения таблицы взять на темы «Природа», «Земля» ( слабые учащиеся работают с карточкой №2).
Систематизация знаний .
Работа с тестом.
Найдите неверное утверждение. А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б. Имена существительные изменяются по родам. В. Собственные имена существительные пишутся с прописной буквы. 2. Укажите имя существительное А. смелость Б. смело В. смелый 3. Определить род существительных: честность, правда, книги. 4. Определите склонение существительных: сень, тень, осень.
Предложный падеж (оком?)________________________( о чем?)________________________
Слова для справок: караван, гусь.
Кароточка №2.
Распределить слова по столбикам.
1-е склонение
ж., м. род окончание -а, -я.
2-е склонение
м. род, нулевое окончание;
ср. род, окончание -о,-е.
3-е склонение ж. род с ь на конце.
Слова для справок: небо,осень,солнышко, день,лес,сень, поле, туман, гусей, караван, юг, пора.
Карточка ученика.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало, короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Гусей крикливыхкараван стремился к югу
Приближалась довольно скучная пора...
Прильну к земле своей щекою,
Ее слезою окроплю
И этим сердце успокою...
Земля как я тебя люблю!
Земля — кормилица, а значит
Землею нужно дорожить,
Любить ее всю жизнь, иначе
Скажи, зачем на свете жить.
Найдите неверное утверждение. А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б. Имена существительные изменяются по родам. В. Собственные имена существительные пишутся с прописной буквы. 2. Укажите имя существительное А. смелость Б. смело В. смелый 3. Определить род существительных: честность, правда, книги. 4. Определите склонение существительных: сень, тень, осень.