Согласно государственному образовательному стандарту Республики Казахстан основным значением предмета «Иностранный язык» является формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Ведь русский язык в школе с казахским языком обучения является таковым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Имя прилагательное" »
Школа: Боровская средняя школа имени Г.Жумабаева
Учитель: Серикпаева А.Т.
Предмет: русский язык
Класс: 5 «А»
Тема: Имя прилагательное.
Тип урока: урок новых знаний
Цели:
Пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Формировать интерес к искусству.
Форма урока: урок новых знаний
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, упражнения на развитие избирательной памяти; развивающая технология – развитие умений речетворчества.
Оборудование: карточка, презентация, портрет Ф.И.Тютчева, отрывок
П. Чайковского. Времена года.
Ход урока.
I.Орг. момент
Вступительное слово учителя.
-Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Желтым. Синим. Красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.
-Для чего нам нужны имена прилагательные? Для чего мы будем их изучать? (ответы обучающихся)
-Верно, чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные. Они делают нашу речь точной и выразительной.
(Постановка целей и задач урока)
II. Изучение новой темы.
-Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?
- Открытия делают ученые, исследователи, открыватели. (ответы обучающихся)
-Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)
-Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное. (Реализация принципа преемственности)
Открываем тетради, записываем дату и тему урока. Пишем аккуратно, будьте внимательны. (Целевая настройка на аккуратное и грамотное письмо)
-Как вы понимаете смысл названия части речи? Что обозначает имя прилагательное? (Приложенное, добавленное к чему-то. Это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
Слово учителя: Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы.
Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие.
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину? (Эпитеты). Вывод: эпитеты – это образные прилагательные.
-Мы с вами недавно знакомились с отрывком стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою…». Реализация межпредметной связи.
Ребята, есть ли в этом стихотворении имена прилагательные? Сможем ли мы определить род , число и падеж имен прилагательных?
Слайд №1
Ф.И.Тютчев
«Чародейкою зимою…»
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, — Не мертвец и не живой — Сном волшебнымочарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…
(31 декабря 1852)
Карточка
Найдите в стихотворении Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою…» имена прилагательные, выпишите их с существительными, к которым они относятся. На какой вопрос они отвечают?
Использование частично-поискового метода, анализ языкового материала. Значит, прилагательное изменяется по падежам, числам, имеет род. А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)
Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки? (род)
- Определите род и число существительных.
- Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?
(Нет, они согласуются.)
- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?
(Нет.)
Осмыслите то, о чем мы говорили на уроке и сделайте общий вывод – что же называется прилагательным?
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам. Слайд №2
А теперь откроем учебник и сравним правило в нем (стр. 129) с нашим выводом. Все ли признаки прилагательного мы назвали?
III.Закрепление
Работа у доски.
Стр 128 упр 292
Цель: определить значение слова «искусство», выписать из текста существительное искусство в сочетании с прилагательными.
Реализация воспитательной цели. Беседа.
-Ребята, что такое искусство? Как вы понимаете значение этого слова?
(Слово искусство мы употребляем в значении «художественное творчество» -создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.)
-Что оно включает в себя? (Оно включает в себя литературу, музыку, архитектуру, изобразительное искусство, театральное и киноискусство)
Слайд №3
-Обратите внимание на репродукцию картин. (К. Юон. Мартовское солнце. )
-Что изображено на ней? Какое время года?
Обратите внимание на небо, деревья, снег. Какие они?
Военное искусство, изобразительное искусство, театральное искусство.
Вывод: итак, мы определили виды искусства. Поняли, что часто встречаем их в повседневной жизни.
Стр 129 упр 294. Самостоятельная работа.
Цель: списать, вставить пропущенные имена прилагательные.
Этот пугливый зверек живет в лесу. У него длинные уши, короткий хвост. Морковка, свежая капуста – любимые лакомства животного.
Вывод: так для чего нужны имена прилагательные?
(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Физкультминутка.
Массаж рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
Стр 130 упр 295
Групповая работа по рядам.
Цель: обозначить окончания прилагательных, указать их род и число.
1 ряд. Музыкальная школа (ж.р., ед.ч.), музыкальный вечер (м.р., ед.ч.), музыкальное произведение (ср.р., ед.ч.)
2 ряд. Художественная гимназия (ж.р., ед.ч.), художественный фильм (м.р., ед.ч.), художественное произведение (ср.р., ед.ч.)
3 ряд. Театральный сезон (м.р., ед.ч), театральная пора (ж.р., ед.ч), театральное искусство (ср.р., ед.ч.)
Вывод: Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.
Стр 130 упр 298
Цель: подобрать к именам существительным однокоренные имена прилагательные.
-Какие слова называют однокоренными? (Однокоренные слова - это слова с общим корнем.)
От чего их нужно отличать? (Их нужно отличать от форм слова.) Слайд № 4.