Данный урок является примером обогащения словаря детей. Глагол – одна из основных категорий русского языка. Изучение глагола значительно повышает речевое развитие школьников. Дети знакомятся с многозначными глаголами, с глаголами – синонимами и антонимами, но испытывают большие затруднения в использовании их на практике, поэтому целесообразно связывать его изучение с лексическими упражнениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок. Глагол и его лексическое значение. »
Урок.
Глагол и его лексическое значение.
Класс – 5-ый (общеобразовательный).
Тип урок – урок закрепления полученных знаний.
Тема лингвистическая – глагол и его лексическое значение.
Тема коммуникативная – коммуникативно - организованный дидактический материал из различных словарей.
Тема по развитию речи – сочинение – миниатюра на тему природы (Пришла весна).
Технология урока – поэлементная отработка умений и навыков.
Средства обучения – учебник М.Т. Баранова «Русский язык» 5 класс, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой; словарик синонимов и антонимов М.Р. Львова; «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова; таблица системных отношений в словарном составе языка.
Цели урока:
1.Познавательные:
а) повторить полученные сведения о глаголе, отдельные орфограммы;
б) познакомить с особенностями работы с различными словарями.
Методы познавательные – эвристическая беседа и лекция; способ познания – индуктивно – дедуктивный.
2.Практические:
а) закрепить умения использовать в своей речи лексические ресурсы языка;
б) расширять и обогащать активный словарь детей;
в) повышать речевую культуру учащихся.
3.Общепредметные:
а) воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы; языковую личность учащихся, развивающего разные виды своей компетентности; нравственные и эстетические качества школьников;
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к различным словарям.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Содержание проверки и опроса:
а) знания о глаголе как части речи по п.107 (методы и приемы проверки: опрос индивидуальный и фронтальный с примерами из дом. задания
№ 610);
б) умения различать однокоренные существительные и глаголы
( чтение и комментирование);
в) ОТД – проверка речевых умений
У. Можно ли выписанных слов составить предложения, текст? Каким образом?
г) НЭОМ – воспитание нравственных и эстетических качеств
У. Как вы представляете себе лесной оркестр?( размышления учащихся вслух).
Выводы по УУД:
К – общение, использование слов, предложений, текстов для извлечения мыслей.
Р – учащиеся , руководствуясь собственным опытом кратко, лаконично, грамотно излагали свою точку зрения.
П – учащиеся повторили полученные сведения о глаголе, привели собственные примеры.
Л – пятиклассники размышляли о лесном оркестре, изменили в положительную сторону свое отношение к природе.
2. Постановка учебной цели.
Сегодня мы проведем заключительный урок по теме « Глагол и его лексическое значение».
3. Систематизация и закрепление знаний.
1.Репродуктивно – продуктивные упражнения:
Какие слова помогают нам передать свою мысль наиболее ярко и красиво, дают возможность четко и ясно выразить мысль? (синонимы и антонимы) Жизнь слов, так же как и наша жизнь, богата и разнообразна. Все слова языка образуют его словарный состав. Слова находятся в различных отношениях друг с другом. Наличие этих отношений позволяет говорить об определенной организации слов в словарном составе языка. Эти отношения можно представить в таблице.
а) работа по таблице.
Отношения между словами По значению По звучанию Примеры
Синонимия тождество или сходство различие бежать - мчаться
Антонимия противоположность различие говорить - молчать
У. В чем же состоит сходство и различие между синонимами, антонимами и омонимами.
Д. Омонимы одинаковы по звучанию, но ничем не связаны по смыслу. Синонимы же, наоборот, звучат по – разному, но одинаковы или очень близки по смыслу. Антонимы различны по звучанию и имеют противоположное значение. (Таблица помогла ученикам обобщить и закрепить имеющиеся у них знания по теме.)
б) работа со словами – омонимами. А сейчас мы с вами проведем игру «Футбол». На доске записаны словосочетания. Вам необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Выберем двух игроков. Остальные записывают и контролируют их действия.
Пол…скать собаку – пол…скать рот;
пос…дел от горя – пос…дел на стуле;
отв…рить мясо – отв…рить дверь;
зап…вать песню – зап…вать лекарство.
У. Объясните значение этих слов и их написание. Как называются такие слова?
Д. Омонимы.
У. Докажите, почему?
Д. Слова совпадают по звучанию, но различаются по значению.
в) работа со словами – синонимами.
У. В языке не только существуют одинаковые по звучанию слова (омонимы), но и наблюдается и обратное, когда для обозначения одного и того же действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию. Еще раз вспомним, как называются эти слова?
Д. Синонимы.
У. Синонимы составляют ряд слов, который принято называть синонимическим рядом. Один из синонимов является основным, главным. В словарях синонимов он всегда помещается первым. Синонимов, абсолютно совпадающих в значении, в языке немного. Обычно между ними есть незначительные, часто очень тонкие смысловые различия. Перед вами словарик синонимов и антонимов М. Р. Львова. На странице 33 найдите синонимический ряд глаголов.
Д. Синонимический ряд смотреть – глядеть.
У. Для того, чтобы определить, чем различаются эти слова, прочитайте два предложения.
Д. Мальчик смотрел в микроскоп. Мальчик глядел из окна на море. У. Как вы думаете, какой из двух глаголов указывает на несколько меньшую сосредоточенность и устремленность взгляда?
Д. глядеть.
У. Правильно. Различаются эти два слова оттенками значения. Глагол смотреть указывает на действие, которое совершается более внимательно, более сосредоточенно, чем глагол глядеть. Можно ли так сказать: Мальчик глядел в микроскоп?
Д. Нет, только смотрел.
У. найдите и назовите синонимический ряд глаголов на стр. 32.
Д. Разговаривать – беседовать – толковать – болтать.
У. Как вы думаете, какое из этих слов имеет неодобрительный оттенок?
Д. слово болтать
У. обратимся к « Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Прочитайте значение этого слова.
Д. Болтать – «говорить много, быстро, а так же о чем- нибудь незначительном или то, о чем не следует». У. Обратите внимание, что это слово употребляется в разговорной речи. Составьте с каждым из слов этого ряда предложение. (Наиболее удачные предложения записываются в тетрадь.)
У. Итак, чтобы наша речь была правильной, нужно стараться точно употреблять синонимы. Целенаправленный отбор синонимов помогает избежать повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказывания, делает нашу речь яркой и художественной.
г) работа со словами – антонимами.
У. Явление, противоположное синонимии, - антонимия. Связи и отношения между словами здесь принимают совсем другой характер. Какие слова называются антонимами?
Д. Слова с противоположными значениями.
У. Составьте и запишите 5 пар глаголов – антонимов.
д) работа с многозначными глаголами.
У. В русском языке существуют многозначные глаголы, когда одним и тем же словом могут называться разные действия. Сколько бы значений ни имело многозначное слово, как бы ни были разнообразны эти значения, слово всегда остается самим собой. Один из многозначных глаголов - глагол идет. Этот глагол имеет сорок значений. Сейчас мы попытаемся определить несколько его значений. У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте этот текст.
Вдаль наша улица идет.
Трамвай по улице идет.
И дождь на улице идет.
А он по улице идет.
А он пешком себе идет.
Упорно к цели он идет.
Идет! - о том и речь идет..
У. В каждом предложении замените слово идет другим словом. Слова для справок: шагает, тянется, моросит, стремится, едет. Как можно определить, правильно ли мы употребили нужный глагол в предложении?
Д. Подобрать синонимы к разным значениям глагола.
У. Запишите самостоятельно в тетрадь получившийся текст.
ж) работа с фразеологизмами.
У. Русский язык очень богат фразеологизмами: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из -под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово», - писал Н. В. Гоголь. Что такое фразеологизмы?
Д. Это устойчивые сочетания слов.
У. На доске записано четверостишие из стихотворения В. Маяковского
«Кем быть?»
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус -
Все работы хороши,
Выбирай себе на вкус!
Найдите фразеологизм.
Д. Фразеологизм намотай себе на ус.
У. Определите его значение.
Д. « Как следует запомнить».
У. Во фразеологическом словаре значение этого оборота объясняется так: «Принимать к сведению, брать на заметку, хорошенько запоминать что – либо». Подберите синонимы к этому фразеологическому обороту.
Д. Слова запомнить, упомнить и фразеологический оборот зарубить себе на носу (или на лбу).
У. Фразеологический оборот намотать себе на ус употребляется в разговорной речи. Как вы думаете, почему В. Маяковский использовал именно этот оборот?
Д. Использование этого оборота в стихотворении «Кем быть?» помогает автору создать впечатление непосредственной беседы с читателем, придает этой беседе живость.
У. Был бы здесь уместен фразеологический оборот зарубить себе на носу (или на лбу)?
Д. Нет, он бы был здесь менее уместен, так как придал бы этому разговору строгость, исчезла бы доброжелательная улыбка автора.
У. Чтобы пользоваться устойчивыми оборотами, необходимо не нарушать их структуру. Грубой ошибкой является нарушение целостности этих сочетаний. Нельзя говорить оказать впечатление (только произвести); сыграть значение (только роль); стоять друг за друга головой (только ручаться головой или стоять стеной).
2. Продуктивное (творческое) задание:
У. Составьте связный текст с опорой на использованные глаголы на тему « Пришла весна» в художественном стиле, в форме описания . Озаглавьте текст , покажите свое отношение к природе весной .
Прочитайте вслух выразительно свое сочинение и произведите краткий самоанализ.
Работы сдать.
Выводы по УУД:
К – общение со сверстниками и учителем; использование различных слов, словосочетаний, предложений и текстов, а также словарей для выражения своих мыслей;
Р – саморегуляция, оценка , коррекция и контроль знаний;
П – сравнение, обобщение и систематизация знаний, работа с различными словарями, таблицей, написание сочинения – миниатюры.
Л – самоопределение, развитие нравственных и эстетических качеств пятиклассников.
4. Итог урока.
Оценка деятельности учащихся , отметки.
Рефлексия: чему я сегодня научился? Что узнал?
У. В чем же состоит сущность явлений синонимии, антонимии, омонимии? Связаны ли между собой по смыслу многозначные слова? В заключение обращаемся к словам А. И. Куприна: « Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»
5. Домашнее задание : выучить небольшое стихотворение о природе , используя глаголы и его лексические значения.
Данный урок является примером обогащения словаря детей. Глагол – одна из основных категорий русского языка. Изучение глагола значительно повышает речевое развитие школьников. Дети знакомятся с многозначными глаголами, с глаголами – синонимами и антонимами, но испытывают большие затруднения в использовании их на практике, поэтому целесообразно связывать его изучение с лексическими упражнениями.