Тема: Неопределенная форма глагола.
Цель: Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола: суффиксами, вопросами; на основе сравнения глаголов в раз временных формах с неопределенной формой глагола сделать вывод о том, что неопределенная форма глагола не имеет словоизменения. Развивать речь, мышление учащихся.
- Сегодня на уроке мы узнаем о новой форме глагола и ее признаках.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
засылает, полыхал, несется, обучит, сиять, горит, наставляет, мчится,
учил, убежит.
- Определите признак, по которому можно разделить слова на три группы и запишите каждую группу слов в отдельный столбик.
- Прочитайте, как распределили слова. По какому признаку?
а) запылает убежит наставляет
горит несется учил
полыхал мчался обучит
Это синонимы.
Определите лексическое значение слов
первого столбика (быть охваченным пламенем, уничтожаться огнем);
второго (быстро передвигаться);
третьего(передавать кому-либо, какие-либо знания,навыки).
- Кто распределил слова иначе, по другому признаку?
б) полыхал горит запылает
мчался несется убежит
учил наставляет обучит
Это глаголы, по времени (прошедшее время, настоящее время, будущее время)
- Докажите, что это глаголы прошедшего времени, настоящего и будущего.
- Расскажите, что вы знаете о глаголе.
- Какой глагол не вошел ни в одну группу?(сиять).
- Что обозначает его лексическое значение? (излучать сильный, яркий и ровный свет; светиться).
- Назовите синонимы глаголу сиять (сверкать, светиться).
- Можно ли определить у глагола сиять, когда происходит действие?
- Попробуйте определить, кто действующее лицо.
- На какой вопрос отвечает?
- На что оканчивается?
- Можем ли мы определить форму этого глагола?
- Какие глаголы имеют название?
- Как бы вы их назвали?
- неопределенная форма глагола;
- начальная форма глагола;
- инфинитив(от латинского слова «неопределенный»).
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Давайте выделим признаки таких глаголов (не указывает время, число, лицо; отвечает на вопрос что делать?; оканчиваются на суффикс -ть-).
- Прочитайте правило в учебнике.
- Найдите то, что должно дополнить наши выводы(знания).
- Слово сиять — это словарное слово.
- Какую орфограмму надо запомнить?
- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Придумайте словосочетания с этим словом (сияние лучей, сиять любовью, испускать сияние, сильно сиять, сиять на небе). Запишите словосочетания.
- Составьте предложение. (На темном небе звезды начали ярко сиять).
- Какой глагол управляет глаголом сиять? (начали).
- Перед вами лежит карточки, на которых написан текст.
- Что вы заметили?
- Какой это текст?
- Ваша задача выполнить творческое задание: вставить в текст подходящие по смыслу глаголы в неопределенной форме. Подчеркните их, найдите иллюстрации к тексту, которые помогут вам выполнить задание ( предлагается две иллюстрации)
- Какая иллюстрация больше подходит?
Полярные сияния — одно из самых красивых явлений природы. Трудно (...) словами это необычайное зрелище. Под необъятным куполом тёмного неба вырываются снопы световых лучей. Они будут (...), (...). (...) алыми и синими складками, (...) землю ярче, чем звездное небо. И будешь (..) зачарованным, (..) небесную музыку красок.
Слова для справок:
(дрожать, описать, освещать, играть, висеть, слушать, стоять).
Полярное сияние — это свечение высоких слоев атмосферы, наблюдаемое за полярным кругом.
Проверка.
- Прочитайте текст.
- Сейчас у нас появился полноценный текст и мы можем выполнить его анализ.
- Определите тему текста («Северное сияние»).
- Сформулируйте главную мысль. (Северное сияние — одно из самых красивых явлений природы).
- Назовите тип речи. (Описание).
- Давайте еще раз обратимся к глаголам, которые вы вставили в данный текст.
- В какой форме стоят эти глаголы?
- Докажите, что это глаголы в неопределенной форме.
- Обратитесь еще раз к правилу и дополните свой ответ.
- Попробуйте подобрать синонимы к глаголам неопределенной формы.
сиять — светить.
дрожать — трястись, трепетать, содрогаться, сотрясать.
описать — обрисовать, очертить, изобразить, нарисовать,
живописать.
Домашнее задание:
Выписать из художественной литературы 4 предложения с глаголами неопределённой формы.