kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   Фонетика.  Звуки речи.

Цель:1. Дать понятие о фонетике, графике, орфоэпии;          2.учить выделять звуки в словах;    3.различать звук и букву, гласные и согласные, согласные твердые и мягкие,  звонкие и глухие

Оборудование: слайд-презентация  по теме «Фонетика» , учебник « Русский язык» 5класс, Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк, Е.С.Снитко,   РМ по теме урока.

Тип урока: урок новых знаний.

                                                                                       Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа

Методы,приёмы,прим.

1.Организационный

Приветствие. Проверка подготовки учащихся к    занятию.

1минПриветствие. Пожелание хорошего настроения.

2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(мотивация, актуализация)

Запись числа, классной работы, девиз урока.

-Прежде чем приступить к новой теме, давайте повторим предыдущую.

-Какой раздел науки о языке изучает предложение?

-А что ещё изучается в этом разделе?

-А из чего состоит предложение? А Слова?

- А чем буква отличается от звука? –

-Что мы называем буквой, а что звуком?

А теперь минуту внимания(Звучат звуки природы)

-Какие звуки вы услышали?

-Можно ли нам общаться при помощи  этих звуков?

-А какие звуки нам помогают общаться?(звуки речи)

Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке?( о звуках речи)

Мы побываем с вами в волшебной стране  Фонетике. Узнаем о её жителях, познакомимся с её законами. Но чтобы все это узнать, вам нужно пройти много испытаний. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь.

Тема урока: Фонетика.Звуки речи.

Цели урока: Сформулируем вместе

Слайд  1

Блиц-опрос

Слайд 2

(картинка)

Слайд 3 (тема и цели)

3Этап усвоения новых  знаний и способы действия

1.Работа с понятием «фонетика». Какое слово в названии темы не  знакомо? Стража на воротах страны Фонетики не пропустит нас, пока мы не отгадаем смысл названия и что изучает.

Словарная работа

Телефон, мегафон, микрофон, диктофон, симфония, смартфон

-Что обозначают слова?

-Какая часть слова общая для всех слов?(фон) Есть ли эта часть слова в слове фонетика?

-Работа с учебником стр.92 Прочитайте правило, найдите опорные (главные) слова.

Вывод: Итак, мы узнали, что  обозначает и что изучает фонетика. Заходим в ворота города, здесь нас ждут новые испытания.

1.Эсперимент(опыт) Со словом «СОМ»

- Что происходит?  Почему мы меняем один звук, а получаем новое слово? (звуки различают слова по смыслу)

Фонема-звук речи

2.Работа с таблицей (составляем опорную схему)

Эксперимент2. Как образуются звуки речи?(рисунок)

Какие органы речи образуют звуки?

Какие звуки вы знаете? Как они образуются?

-Как вы думаете, какие звуки важнее: гласные или согласные?  (Слайд 9)

-А буква   и звук  -это   одно и тоже? Давайте докажем. Приведите примеры (ёлка, мороз)

Слайд №10 Отгадайте, какие слова записаны?

Слайд 4

(словарная работа)

Слайд 5

(Фонетика)

 

 

Слайд №6

Слайд 7

(звуки речи)

Слайд 8

(образование звуков речи)

Продолж.  Слайд 7

(звуки речи)

(Слайд 9)

Слайд №10

Возвращаемся к Слайду №7

 

 

4

Этап проверки первичного понимания

Опорная схема- (раздать!)

- Что бы вы  добавили в эту схему?

 

РМ

5Закрепление новых знаний

7.      Этап  применения знаний и способов действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

домашнее  задание

Упр.141.стр.95

презентации

  1. Игра «Одна фонема, марш!» (самост. в тетрадь)

-В чем мы сейчас убедились?

  1. Бывают смешные  ситуации, когда  перепутали фонему «Исправь ошибку!»(устно)

 

       3.Задание на распознавание звуков и букв (Записать  в тетрадь . На доске)Сколько звуков и букв в словах? Чем отличаются согласные звуки?

Мал   - мял 3зв, 3 букв. ТВ.-мягк.

Галка 5зв., 5б. –галька 4зв.,5б.

Ель  3зв.-3б.  ел 3зв. 2б.

 

4.Сам. задания (Слайд №14 )Самостоятельно проанализируйте звуки и буквы.

-Какие задания для вас были сложными?

 

5.

На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова (книга Милна «Винни-Пух и все-все-все» Кролик Кристофер Робин  написал: «Прашу нажать, эсли не аткроют», а потом еще подписал:

«Прашу падергать, эсли не аткроют»

 -Каких правил не знают Кролик и Сова?

Гласные звуки бывают в сильной  и слабой позиции

Сильная- под ударением, слабая-без ударения.

(безударные гласные, правописание приставок)

-Всегда ли совпадает устная и письменная речь?

 

6.Работа с учебником стр.95. Вы узнаете о том, как писатели и поэты используют прием Звукопись

Задание на слайде №15

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

-Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны?

А теперь мы с вами попробуем применить свои фонетические знания. Представьте себе, что на нашу железнодорожный вокзал прибыл старинный паровоз.

       -  Какие звуки он может издавать?

(свист и шипение)Переделайте предложение.

 

 К станции(с шумом и свистом) подъезжал (приближался)большой( тяжелый) паровоз.

 

(Подобное)  домашнее  задание УПР.141 стр.95

 

 

Слайд №11

 

 

 

 

Слайд №12

 

 

Слайд №13

Слайд №14

Слайд№15

8Этап обобщения и систематизации знаний

«Верю- не верю»

1.Фонетика-это раздел науки о языке, в  котором изучаются:

-буквы? Звуки?

2.Буква-это графический знак? Звуковая оболочка слова?

3.Количество гласных звуков- 6?

4.Согласные  ф, к,с- глухие?

5.Звуки речи делятся на две группы(гласные и согласные)

6. Звук Й-это гласный звук?

7. Между буквой  и звуком нет отличий?

8.Гласные бывают звонкими и глухими

9.Гласные бывают ударными и безударными.

9Этап информации о д/З

Упр.141 стр.95 (1-3  задания);

Слайд-презентация «Что я знаю о фонетике»

 

 

Слайд №16

10Этап подведения итогов урока

Путешествие по стране Фонетика подходит к концу.

Рефлексия

Давайте, выясним, достигли  ли мы  цели урока?

-Что показалось вам наиболее интересным?

Как вы объясните девиз урока?

Мотивирование оценок

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Русский язык »

Тема: Фонетика. Звуки речи.

Цель:1. Дать понятие о фонетике, графике, орфоэпии; 2.учить выделять звуки в словах; 3.различать звук и букву, гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие

Оборудование: слайд-презентация по теме «Фонетика» , учебник « Русский язык» 5класс, Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк, Е.С.Снитко, РМ по теме урока.

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа

Методы,приёмы,прим.

1.

Организацион

ный

Приветствие. Проверка подготовки учащихся к занятию.



Слайд 1

1минПриветствие. Пожелание хорошего настроения.

2.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(мотивация, актуализация)

Запись числа, классной работы, девиз урока.

-Прежде чем приступить к новой теме, давайте повторим предыдущую.

-Какой раздел науки о языке изучает предложение?

-А что ещё изучается в этом разделе?

-А из чего состоит предложение? А Слова?

- А чем буква отличается от звука? –

-Что мы называем буквой, а что звуком?

А теперь минуту внимания(Звучат звуки природы)

-Какие звуки вы услышали?

-Можно ли нам общаться при помощи этих звуков?

-А какие звуки нам помогают общаться?(звуки речи)

Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке?( о звуках речи)

Мы побываем с вами в волшебной стране Фонетике. Узнаем о её жителях, познакомимся с её законами. Но чтобы все это узнать, вам нужно пройти много испытаний. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь.

Тема урока: Фонетика.Звуки речи.

Цели урока: Сформулируем вместе


Слайд 1


Блиц-опрос











Слайд 2

(картинка)



Слайд 3 (тема и цели)

3

Этап усвоения новых знаний и способы действия

1.Работа с понятием «фонетика». Какое слово в названии темы не знакомо? Стража на воротах страны Фонетики не пропустит нас, пока мы не отгадаем смысл названия и что изучает.

Словарная работа

Телефон, мегафон, микрофон, диктофон, симфония, смартфон

-Что обозначают слова?

-Какая часть слова общая для всех слов?(фон) Есть ли эта часть слова в слове фонетика?

-Работа с учебником стр.92 Прочитайте правило, найдите опорные (главные) слова.

Вывод: Итак, мы узнали, что обозначает и что изучает фонетика. Заходим в ворота города, здесь нас ждут новые испытания.

1.Эсперимент(опыт) Со словом «СОМ»

- Что происходит? Почему мы меняем один звук, а получаем новое слово? (звуки различают слова по смыслу)

Фонема-звук речи

2.Работа с таблицей (составляем опорную схему)

Эксперимент2. Как образуются звуки речи?(рисунок)

Какие органы речи образуют звуки?

Какие звуки вы знаете? Как они образуются?

-Как вы думаете, какие звуки важнее: гласные или согласные? (Слайд 9)

-А буква и звук -это одно и тоже? Давайте докажем. Приведите примеры (ёлка, мороз)

Слайд №10 Отгадайте, какие слова записаны?


Слайд 4

(словарная работа)








Слайд 5

(Фонетика)



Слайд №6



Слайд 7

(звуки речи)


Слайд 8

(образование звуков речи)

Продолж. Слайд 7

(звуки речи)

(Слайд 9)

Слайд №10

Возвращаемся к Слайду №7



4

Этап проверки первичного понимания

Опорная схема- (раздать!)

- Что бы вы добавили в эту схему?


РМ

5

Закрепление новых знаний













7. Этап применения знаний и способов действий
































домашнее задание

Упр.141.стр.95

презентации

  1. Игра «Одна фонема, марш!» (самост. в тетрадь)

-В чем мы сейчас убедились?

  1. Бывают смешные ситуации, когда перепутали фонему «Исправь ошибку!»(устно)


3.Задание на распознавание звуков и букв (Записать в тетрадь . На доске)Сколько звуков и букв в словах? Чем отличаются согласные звуки?

Мал - мял 3зв, 3 букв. ТВ.-мягк.

Галка 5зв., 5б. –галька 4зв.,5б.

Ель 3зв.-3б. ел 3зв. 2б.


4.Сам. задания (Слайд №14 )Самостоятельно проанализируйте звуки и буквы.

-Какие задания для вас были сложными?


5.

На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова (книга Милна «Винни-Пух и все-все-все» Кролик Кристофер Робин написал: «Прашу нажать, эсли не аткроют», а потом еще подписал:

«Прашу падергать, эсли не аткроют»

-Каких правил не знают Кролик и Сова?

Гласные звуки бывают в сильной и слабой позиции

Сильная- под ударением, слабая-без ударения.

(безударные гласные, правописание приставок)

-Всегда ли совпадает устная и письменная речь?


6.Работа с учебником стр.95. Вы узнаете о том, как писатели и поэты используют прием Звукопись

Задание на слайде №15

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

-Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны?

А теперь мы с вами попробуем применить свои фонетические знания. Представьте себе, что на нашу железнодорожный вокзал прибыл старинный паровоз.

- Какие звуки он может издавать?

(свист и шипение)Переделайте предложение.


К станции(с шумом и свистом) подъезжал (приближался)большой( тяжелый) паровоз.


(Подобное) домашнее задание УПР.141 стр.95



Слайд №11





Слайд №12



Слайд №13






Слайд №14

















Слайд№15

8

Этап обобщения

и систематизации знаний

«Верю- не верю»

1.Фонетика-это раздел науки о языке, в котором изучаются:

-буквы? Звуки?

2.Буква-это графический знак? Звуковая оболочка слова?

3.Количество гласных звуков- 6?

4.Согласные ф, к,с- глухие?

5.Звуки речи делятся на две группы(гласные и согласные)

6. Звук Й-это гласный звук?

7. Между буквой и звуком нет отличий?

8.Гласные бывают звонкими и глухими

9.Гласные бывают ударными и безударными.




9

Этап информации о д/З


Упр.141 стр.95 (1-3 задания);

Слайд-презентация «Что я знаю о фонетике»



Слайд №16

10

Этап подведения итогов урока

Путешествие по стране Фонетика подходит к концу.



11

Рефлексия

Давайте, выясним, достигли ли мы цели урока?

-Что показалось вам наиболее интересным?

Как вы объясните девиз урока?


Мотивирование оценок








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока. Русский язык

Автор: САЗОНОВА Ольга Ивановна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства