Просмотр содержимого документа
«Упражнение в разборе слов по составу»
Дата:
Класс: 2 - А
Тема: Упражнение в разборе слов по составу.
Цель: упорядочить знания детей о составе слова; закрепить знания способа действия при разборе слова по составу.
Задачи:
-знатьзначения, употребления суффиксов и приставок;
-знать способ действия при разборе слова по составу;
-образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя;
-отличать верно выполненное задание от неверного;
-применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; - развивать орфографическую зоркость; - обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
Планируемые результаты:
Тип рока: урок «открытия» новых знаний, урок общеметодологической направленности, урок рефлексии, урок развивающего контроля
Оборудование:
1. учебник русский язык для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч 2/М.С. Соловейчик, , Н.С. Кузьменко. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011,
2. тетрадь – задачник к учебнику русский язык. В 3ч. Ч3/ М.С. Соловейчик, , Н.С. Кузьменко. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
Источники информации:
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013г
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 г.
Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.
Соловейчик М. С. Русский язык 2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации / Пособие для учителей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. – Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2012
Дидактическое сопровождение:
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013г
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 г.
Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.
Интернет-ресурсы:
«Ассоциация ХХ Ι век»
www.ass21vek.ru.
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
Материалы для познавательной деятельности:
Основные понятия:
1.Организационный момент.
2.Определение цели деятельности на уроке.
У. -Какую тему изучаем?
Уч-ся: - Состав слова
- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?
Уч-ся: -Состав слова может объяснить образование слов.
Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.
-Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
Уч-ся: - Повторим все, что знаем о частях слова.
-Повторим, в какой последовательности будем выполнять разбор слова по составу.
-Успешно справимся с любыми предложенными заданиями.
-Будем оценивать свои работы, используя различные средства оценивания.
-Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу.
3.Минутка чистописания
-Откройте тетради.
-Запишите число, классная работа.
Выполним разминку для пальчиков.
На
Раз, два, три, четыре, пять -.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять -.
В домик спрятались опять.
(На словах первых двух строчек – поочередное разгибание пальцев из кулачков, начиная с большого пальца. На слова следующих двух строчек – поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.)
1.А кто хозяин нашего урока мы узнаем из мин. Чистописания.
-Запишите без отрыва 4 раза четвёртую букву в слове кипеть ееее
1 раз первую букву в слове класс , к
2 раза 2 букву, в слове город, оо
6 раз последнюю букву в слове рисовать ьььььь
4 раза четвёртую букву в слове деревня. нннн
3 раза третью букву в слове горох. ррр
Слайд 3.
-Составьте слово. Кто у нас хозяин урока? .
Уч-ся: Корень.
Какие слова я использовала? Какую закономерность заметили?
Уч-ся: - Словарные. Первую букву записали 1 раз,2-ю 2 раза и т. д.
-Дайте характеристику первому звуку в слове КОРЕНЬ.
Уч-ся: {к}- согл., парн., глух, твердый.
– Какая часть слова самая главная?
Уч-ся: Корень (очень важная часть, самая значимая)
4. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
-Весеннее солнышко светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в ваших знаниях.
-У нас на доске солнышко, но оно как то не по-весеннему яркое, давайте добавим к солнышку лучики, но вначале расскажите всё о тех частях слова, которые вам выпали в группе друг другу и выберите того кто будет отвечать.
(На столе у учителя лучики солнца, на них изображены графически части слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа. Капитаны команд вытягивают любую часть слова и готовят в группах ответ.)
Слайд 4 обобщение о частях слов
Расставь лучики по порядку, вспомнив памятку.
Слайд 5 памятка
Слайд 6 солнышко глазки отдохнули
5.Формирование знаний
Вот сейчас мы с вами из частей, как по кирпичикам
построим слова, берем только ту часть, которая задана на карточке.
1-я команда (карточка №1)
-Какие слова получились?
Пословица,
научит,
мудрость.
Слайд 7-8
-Составьте из слов предложение. Запишите его в тетради. Что это за предложение?
Как понимаете смысл пословицы?
Пословица научит мудрости.
Дайте характеристику предложению.
Найдите слово к схеме
Слайд 9
2-я команда составили предложение:
Пословица – делам помощница.
-Какое это предложение?
Слайд 10-11-12
Слайд 13-14-15
Пословица - соль речи .
6. Физкультминутка
7. Закрепление пройденного материала
– А сейчас в каждой группе слов найдите лишнее запишите и разберите его по составу. Карточка №2 группа №1
*
Подосиновик, подводный
1 группа найдите слово к данной схеме:
Газовый, побелка.
3 - группа найдите слово к данной схеме:
подосиновик
4-группа
Пригорок, листок
2-я группа
Слайд -20
8.Самостоятельная работа.
Упр. 541, стр.119
Слайд 22-23 -24
-О ком предложение?
Уч-ся: О карпах и их детёнышах.
-Какой секрет корней помог тебе понять значение слова к.рпята?
-Какое значение вносит в слово указанный суффикс?
Проверка с комментированием с места.
9. Тест
А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.
1. Часть, без которой слово не может существовать?
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2. Родственные слова это:
У) слова, которые сходны по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов
А) нет;
Е) да.
4. Суффикс служит для связи слов в предложении
М) да;
Т) нет.
5. Корень – это:
О) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6. Разбор слова по составу надо начинать с :
С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7. Приставка служит для образования новых слов.
И) да;
Н) нет.
Какое слово у вас получилось? У кого получилось, это слово, тот решил тест на «5»
ЗНАТОКИ
Кто это? Слайд 27
10.Рефлексия.1-2 мин
Чему учились на уроке?
-Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?
Уч-ся: Разбирать слова по составу, составлять слова из заданных частей, выделять лишние слова из группы слов.
Спасибо. Ребята, а кто для се6я решил поставленные задачи?
А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?
Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?
Уч-ся: Состав слова может объяснить образование слов.
-Знание состава слова помогает мне увидеть орфограммы.
-Я могу научить кого-нибудь или дать совет тому, кто затрудняется в разборе слов по составу.