Какие это слова? (однокоренные) Разберите слова по составу. (устная проверка с комментированием) Составьте схемы к записанным словам. (проверка схем у доски) Какова тема нашего урока? (Разбор слова по составу)
Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (ответы детей)
Записывать слова.
Разбирать слова по составу.
Составлять схемы слов..
Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
IV Актуализация знаний.
Возьмите, пожалуйста, листочки у вас на партах. Запишите в них свою фамилию и имя. Я вам буду диктовать слова, а вы записываете первое слово с заглавной буквы, остальные с маленькой через запятую.
Какие это слова? (Словарные. Их написание нужно запомнить.)
Поменяйтесь листочками в парах, возьмите простые карандаши. Я зачитываю слова, а вы исправляете ошибки, если таковые есть. (Словарный диктант, работа в парах)
Поменяйтесь листочками, поставьте себе отметку простым карандашом. (Критерии отметок на доске. «5» - без ошибок, 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибок – «3», 6 и более ошибок – «2») Дежурные соберите листочки.
V Применение знаний и умений.
Что такое шарада? (ответы детей)
Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельным словом.
– Запишите слово шарада, обозначьте ударение, орфограмму, запомните написание этого слова.
– Какие ещё загадки вы знаете? (Ребусы, кроссворды, метаграммы и т.д.)
Упр. 204 – разгадывание шарады в парах.
Запись отгадки в тетрадях:оценка. Разбор слова по составу. (устная проверка) Запишите по три однокоренных слова к слову оценка. Разберите эти слова по составу.
Вопросы к ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
VI Обобщение и систематизация знаний.
Игра-соревнование «Кто больше?»
На основе упр. 202с.160.
Ученики в группах подбирают слова к двум схемам и записывают их в столбики. Затем читаются слова от каждой группы.
За каждое правильно подобранное слово группа получает 1 балл.
Учитель подводит итог игры. Время выполнения задания – 5 минут.
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VII Домашнее задание.
с.163 упр.5 – составить и записать слова по схемам с корнями –гроз- и –роз-.
Инструктаж домашнего задания.
VIII Рефлексия (подведение итогов).
Прочитайте список ключевых слов темы на с. 161в учебнике.
Дополните список ещё одним ключевым сочетанием на основе выполненных на уроке заданий. (Схема разбора, схема состава слова.)
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чём испытали затруднения? Над чем ещё предстоит поработать?