Мальчик, девочка, по дорожке, скользко,упала, помог, встать.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка ,книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
II. Проверка домашнего задания.
Подобрать проверочные слова к следующим словам: ловко,плуг, в бороздках, мягко.
Беседа:
1)Как проверить парные согласные на конце слова или перед другими согласными?
III. Сообщение темы и целей урока.
-Отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Глухие звуки – эти непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
(Ответы детей.)
-Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.
-Цели нашего урока:
1. Вы должны научиться подбирать проверочные слова.
2.Уметь сравнивать искомую букву в проверочных и проверяемых словах.
IV. Минутка чистописания.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
С. Маршак.
Зуб на зуб не попадает.
V. Словарная работа.
Знакомство со словами север и восток в следующей последовательности:
1.-Рассмотрите карточку-картинку с изображением предмета.(На картинках изображен компас, на одном стрелка указывает на восток, а на другом на север).
-Что такое компас? (Прибор для определения сторон света.)
-Какие стороны горизонта вы знаете?
-Сегодня мы поговорим о словах север и восток.
-Объясните значение слова восток.
-Послушайте 3 значения слова восток.
Восток 1.Одна из четырех сторон света, противоположная западу.( Пример. На востоке уже наливается тихим светом заря.(К. Паустовский).2.Направление, сторона, противоположные западному.(Один за другим уходили на восток эшелоны. (Вс. Иванов). 3.Страны, расположенные в этом направлении. (Сибирь и Дальний Восток- самая большая, самая богатая у нас в стране земля.).
2.-Произнесите рассматриваемое слово, определите место ударения в нем, укажите количество слогов, произнесите по порядку все звуки.
3.-Я выставила на наборное полотно карточку с написанным на ней словом.
-Прочитайте его орфографически ( т. е его правильное написание)
-Какая разница в произношении и написании?
4.-Решите орфографические задачи:
-Какую букву в слове надо проверять при письме и почему?
-Как проверить эту букву?
-Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова?
-Запишите слово в тетрадь, поставьте знак ударения, выделите гласную(согласную), которую при письме надо запомнить.
5-Подберем к этому слову однокоренные слова с лексическим анализом.(На доске помещены карточки с однокоренными словами.)
-Как написаны в них корни? (Единообразно.)
-Запишите их в тетрадь.
6.-Составьте свое предложение с любым из однокоренных слов.
Аналогичная работа проводится со словом север.
Значение слова север: 1. Одна из четырех сторон света и направление, противоположное к югу; сторона, в которую направлена намагниченная стрелка компаса. 2. Местность, лежащая в этом направлении. 3. Территория, расположенная в зоне холодного климата; Арктика.
- Что вы заметили? ( Одинаково произносятся, а пишутся по – разному.)
- Почему нужно проверять слова с парными согласными? ( Потому что при написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными звук и буква могут не совпадать, например: ошибка, плуг, морковь.
- Какие слова называются проверочными?
- Слова, в которых после согласного звука слышится гласный или согласный звук [н]: ошибаться, морковный.
- Как проверять слова с парными согласными в корне? (Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук или согласный звук[н] – утюг – утюги, огород – огородный.
VII. Определение границ ( возможностей) применение этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
-Сделаем вывод по тем знаниям, которые вы сейчас проявили.
-Что можно определить с помощью парных согласных по звонкости и глухости? (Правильность их написания в словах.)
-В какой части слова? ( В корне. На конце слова или перед другими согласными.)
- Для чего мы проверяем слова с парными согласными в корне? (Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук.)
-Что в этом случае мы подбираем или изменяем? (Слово или однокоренное слово.)
-Что стоит в этом случае после согласного звука? (Гласный звук или согласный звук н.)
VIII. Пробное применение знаний.
Письмо по памяти (упр. 198). Проверка по учебнику.
Упражнение в правописании слов с парными согласными.
Упр. 200, стр. 76
3. Работа над развитием речи. Упр. 199.
Чтение составленных текстов. Конкурс на лучший текст.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим
Голову поднимем выше.
И легко – легко подышим.
IX. Закрепление. (Упражнение по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.)
Образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?