Просмотр содержимого документа
«Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных»
Урок русского языка
Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных.
Цели:
Упражнять в правописании безударных окончаний имен прилагательных.
Работать над лексическим значением слов.
Развивать творческие способности учащихся, развивать умение выражать свои чувства через слово.
Формировать навыки каллиграфического и грамотного письма, активную жизненную позицию.
Оборудование:
Аудиозапись «Времена года»
Картина «Февральская лазурь»
Карточки со словами
Произведения о деревьях, о зиме.
Ход урока:
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности:
«Свежеют с каждым днем и молодеют сосны,
Чернеет лес, синеет мягче даль, -
Сдается наконец сырым ветрам февраль,
И потемнел в лощинах снег наносный.
(И. Бунин).
- Прочтите, пожалуйста, эти строки.
- О чем говорится в произведении?
- Какой месяц идет сейчас?
- Что вы знаете о феврале? (говорят дети)
Слово учителя:
Февраль – финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится в лесу меж голых берез и осин, забивает еловые лапы – снегом. А в безветрие все осыпано инеем. Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днем в затишье начинает пригревать солнце. Недаром февраль – по-народному двуликий месяц, и лютень, и бокогрей.
- Как вы поняли слова лютень и бокогрей? А какая нынче была зима на Урале? День ото дня становится светлее. Впереди – предвесенье. Но еще зима, зима…
- Сегодня на уроке вы постараетесь услышать, как красиво говорят о зиме, о зимней природе писатели, пишут художники, постараетесь и вы так же выразить свои чувства, настроение словами. Мы обратим внимание на правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода. Мне бы хотелось проверить, научились ли вы грамотно писать имена прилагательные и использовать их в своей речи.
- В каких падежах имена прилагательные отвечают на вопрос какой?, имеют окончания Ой, ей? (все, кроме И.п. и В.п. )
3. Мы сегодня говорим о зиме, о неповторимой красоте зимней природы. А вы знаете какое-нибудь произведение о зиме, о зимней природе? (Чтение стихотворений)
Я тоже недавно прочитала очень интересный отрывок об этом и хочу поделиться с вами.
Работа над стихотворением К. Бальмонта:
Поля затянуты недвижной пеленою,
Пушисто-белыми снегами,
Как будто навсегда простился мир с весною,
С ее цветками и листками.
Окован звонкий ключ.
Он у Зимы в плену,
Одна метель поет, рыдая.
Но Солнце любит круг.
Оно хранит Весну.
Опять вернется молодая.
- Эти строки написаны много лет назад, но в природе и по сей день много загадочного, красивого, незабываемого.
- Как вы поняли слова: недвижная пелена, окован звонкий ключ, у зимы в плену?
- О ком так сказал автор: «опять вернется молодая»?
- Задание: Выписать словосочетания (с вопросами).
(пеленой (какой?) недвижной (ед.ч., ж.р., Т.п.)
Снегами (какими?) пушисто-белыми (мн.ч., Т.п.)
Ключ (какой?) звонкий (ед.ч., м.р., в И.п.)
Вывод: Как определить падеж у имен прилагательных?
4.Работа над картиной «Февральская лазурь».
- Что видите на картине?
- Какое настроение хотел передать автор?
- Какие чувства хотел передать художник в своей картине? (Он любуется, радуется, восхищается, удивляется увиденной картине, очарован красотой природы).
А сейчас вы постарайтесь выразить свои чувства и мысли, настроение словами. Составьте и запишите небольшой рассказ о зимней природе, о каком-то одном дереве. Кто затрудняется, тот может воспользоваться при составлении рассказа записями в тетради.