kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте упражнения способствуют развитию орфографической зоркости, речи и памяти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»


Этапы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I.Организационно – мотивационный этап

Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

  • Пора работать начинать.

  • Сядьте красиво.

  • Проверьте своё рабочее место, у вас на партах должны лежать: учебник «Русский язык», тетрадь, пенал, сигнальные карточки, конверт с заданиями. Сегодня на уроке нас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

Слушают






Проверяют

II.Актуализация знаний

  • На свете есть много разных профессий. Какие профессии знаете Вы?

  • Сегодня мы будем не просто учениками, а примерим на себя профессию журналиста. Кто такие журналисты?

  • Как Вы думаете, какими качествами должны обладать журналисты? Совершенно верно. Уверена, Вы тоже обладаете всеми перечисленными качествами.

  •  

  • Сегодня нам предстоит взять интервью у необычного гостя-художника. А как его зовут мы узнаем по загадке, которую он нам оставил:

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лёд какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и по падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я?...

Игра «Верите ли Вы»

Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Вы уже познакомились с именем прилагательным на прошлых уроках. Сейчас мы проведём игру «Верите ли Вы?» Если Вы согласны с высказыванием, то поднимите зелёную карточку. Если Вы считаете, что высказывание ложное, то поднимите красную карточку.

1. Имя прилагательное – это часть слова.

2. Имя прилагательное обозначает действие предмета.

3. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи.

4. Имя существительное отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»

5. Имя прилагательное связано с именем существительным.

6. Во множественном числе имена прилагательные не изменяются по родам.

7. Число, род, падеж имени прилагательного зависит от числа, рода, падежа имени существительного.

8. Имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим.

Продавец, учитель, бизнесмен, врач…


Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.

  • Хорошей памятью, внимательностью, грамотностью, богатым словарным запасом…












Имя прилагательное










Нет

Нет

Да

Нет


Да


Да


Да

Нет

III.Постановка цели и задач урока.

Мы повторили все, что вы знаете об имени прилагательном. Попробуйте догадаться , чему мы будем учиться сегодня на уроке. Закончите предложения.

Закрепить знания…




Упражняться в определении…

Упражняться в правильном написании …


Задуматься над ролью…


  • Откройте тетради. Запишите: «Сегодняшнее число, день недели. Классная работа.»

  • Журналист, прежде всего, должен быть очень грамотным. Насколько это удаётся вам - проверим. Переходим к словарно-орфографической работе.

Записываем слова в строчку:
«Девочка, воробей, молочный, жёлтый, земляника, интересный, коллектив, пассажирский.» В каждом слове поставьте ударение, выделите орфограмму.

  • Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взяли зелёные ручки, проверяем по слайду на презентации. Поменяйтесь тетрадями.

Возьмите в руки сигнальные карточки. Если работа выполнена без ошибок, поднимите карточку зелёного цвета. Если в работе допущено 1-2 ошибки, поднимите карточку жёлтого цвета. Если ошибок больше, необходимо дома повторить словарные слова.

  • На какие две группы можно разделить слова. Докажите.

  • Назовите все прилагательные. Что их объединяет?



Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Об имени прилагательном.

Падежа, рода, числа.

Окончаний прилагательных в косвенных падежах.

Прилагательного в тексте и нашей речи.

Записывают






Записывают, выделяют орфограмму, ставят ударение.

Проверяют







Называют

IV.Первичное усвоение новых знаний.

  • Чтобы ручки немного отдохнули, послушайте притчу.

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, миримся, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подаёт одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

Согласны Вы с Эзопом? О языке существует много пословиц. На слайде презентации Вы увидите начало нескольких пословиц. Кто сможет закончить пословицы?

  • На слайде презентации Вы видите ещё одну пословицу. Какая часть пропущена в словах? Прочитайте и назовите пропущенные окончания.

Мал.. слово огромн.. зло творит.

  • Что нужно сделать, чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени прилагательного?






  • Запишите пословицу в тетрадь, выделите окончания прилагательных. Сделаем полный синтаксический разбор. Укажите, какой частью речи выражены слова в предложении.

Давайте проверим.

  • Физминутка

  • Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Существительное «парта».

Мы встаём, «встаём» - глагол.

Руки дружно поднимаем

И на плечи их кладём.

Снова руки поднимаем

И тихонько опускаем.

Поворот направо – жёлтая стена.

Прилагательное «жёлтая» она.

Поворот налево – белое окно.

Снова прилагательное «белое» оно.

Части речи все мы знаем

И урок наш продолжаем.

  • Продолжим работу.

  • Имя прилагательное приглашает нас в один из своих любимых музеев. Чтобы угадать, куда мы отправимся, давайте посмотрим на словосочетания:

о цветущ.. дереве

многолетн.. растением

нежн… бутона

сух… листу

лесн.. кустом

Как определить падеж имени прилагательного?

Спишите словосочетания в столбик, указав род и падеж. Проверим по цепочке.





Слушают











Читают

Отвечают


Чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени прилагательного, надо подобрать имя прилагательное с ударным окончанием или посмотреть окончание вопроса в том же падеже.










Слушают

Выполняют










«О цветущем дереве – ср. р, П. п.
многолетним растением – ср. р., Т. п.
нежного бутона – м. р., Р. п.
сухому листу – м. р., Д. п.
лесным кустом – м. р., Т. п.

Алгоритм

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

2. Определить падеж имени существительного.

3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

V.Первичная проверка понимания.

Посмотрите на слайд презентации. Кто-нибудь догадался, где мы оказались?

  • Из конверта возьмите в руки листок с текстом. Вам необходимо в места пропусков подобрать подходящее имя прилагательное из слов для справок. Сначала прочитаем текст устно.

… сад был основан Петром 1 на … острове и предназначался для разведения лекарственных растений. Сегодня в саду можно встретить ... куст сирени, полюбоваться … кувшинкой, сфотографировать … азалию.

Слова для справок: Ботанический, Аптекарском, белый, водной, великолепную.

Запишите прилагательные в места пропусков, укажите род, падеж, выделите окончания. Проверим.


  • В тексте Вам встретилось условное обозначение. Какой разбор необходимо сделать со словом «белый»? Кто хочет выполнить морфологический разбор у доски? Остальные выполняют морфологический разбор в тетради.

  • «Угадай кто?»

  • Имя прилагательное часто называют художником. А почему его так называют и какова роль имён прилагательных в речи, мы с Вами сейчас и узнаем, сыграв в игру «Угадай кто». Объединимся в команды по 4 человека. Первые парты повернутся ко вторым, третьи – к четвертым. Необходимо к прилагательным подобрать существительные, к существительным подобрать 2-3 прилагательных:

I вариант: 
1. Быстрый, осторожный, трусливый, косой.

2. Белка.

3. Берёза.

4. Любимая, добрая, родная.

5. Арбуз.

6. Круглое, горячее, яркое, слепящее.

Выполняется устная проверка.

  • Мы с Вами убедились, что можно угадать предмет по одним только признакам. Прилагательные называют признаки предмета: цвет, форму, качество. Так почему прилагательное называют художником и какова роль имён прилагательных в речи? Наша речь без имён прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской.









  • Какие типы текстов Вы знаете? Как Вы думаете, в текстах какого типа прилагательные встречаются чаще всего?

Ботанический сад Петра Великого.

Ботанический (И. п.) сад был основан Петром 1 на Аптекарском (П. п.) острове и предназначался для разведения лекарственных (Р. п.) растений. Сегодня в саду можно встретить белый (В. п.) куст сирени, полюбоваться водной (Т. п.) кувшинкой, сфотографировать великолепную (В. п.) азалию.

«Белый (куст) – прил., какой?, н. ф. – белый, м. р., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.»



















Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

описание, повествование, рассуждение.

описание

VI.Первичное закрепление.

Вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательных.

По заячь…  (       ) следу, из козь…   (       )сыра, под черепашь…  (        ) панцирем, у волчь…   (         ) логова, о павлинь…    (        ) хвосте, в сорочь…          (        ) гнезде, от собачь…  (         ) лая, к обезьянь…  (       ) питомнику.

Вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательных.

  1. Запишите словосочетания, выделите окончания, определите падеж.

     Овечий взгляд, в птичьем гнезде, в волчий тулуп, по сокольему пути, из беличьего меха.

 2.    Спишите предложения, вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательных.

Зимние шапки ш..ют из соболь…, лись…, беличь…  меха. На льдине отдыхает тюлен… стадо.

3.Используя прилагательные медвежий и охотничье, составьте  2 предложения. Укажите род, число и падеж прилагательных.


VII.Информация о домашнем задании.

Домашнее задание выполните по карточкам.


VIII.Итог урока.

  • Проведём небольшую тестовую работу. Мы хорошо повторили материал, поэтому Вы быстро и правильно выполните работу.

1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет м) признак предмета о) действие предмета

2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? о) какой? какая? какое? какие?

3. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя л) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.

4. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным о) второстепенным

5. Как изменяется имя прилагательное в единственном числе?

а) по родам и числам д) по родам, числам, падежам о)по падежам

6. Прилагательных больше всего в текстах -

а) повествованиях е) описаниях е) рассуждениях

7. Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения ц) часть речи.

  • Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

Какое ключевое слово вы получили? (молодец)

Выставление оценок.



Выполняют

IX.Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.
Кто выполнил все задания и знает имя прилагательное на отлично, поднимите зелёные карточки.

Кто допускал небольшие ошибки в заданиях и знает имя прилагательное хорошо, поднимете жёлтые карточки.

Кому было трудно выполнять задания и необходимо повторить правила про имя прилагательное, поднимите красные карточки.

Спасибо за урок. Я желаю Вам успехов в учёбе.


Поднимают

Учитель:____________________

Оценка:____________________

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Автор: Костыря Елена Николаевна

Дата: 03.02.2020

Номер свидетельства: 538282

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода"
    ["seo_title"] => string(80) "pravopisanie_padezhnykh_okonchanii_imion_prilagatelnykh_muzhskogo_i_srednego_r_2"
    ["file_id"] => string(6) "572264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1612456447"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. "
    ["seo_title"] => string(72) "datiel-nyi-padiezh-imion-prilaghatiel-nykh-muzhskogho-i-sriedniegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "154803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421216359"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа"
    ["seo_title"] => string(80) "pravopisanie_padezhnykh_okonchanii_imion_prilagatelnykh_muzhskogo_i_srednego_r_1"
    ["file_id"] => string(6) "571240"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611506742"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Технологическая карта урока русского языка по теме «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода  единственного числа» "
    ["seo_title"] => string(157) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-datiel-nyi-padiezh-imion-prilaghatiel-nykh-muzhskogho-i-sriedniegho-roda-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "236330"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444037632"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Русский язык. Развитие речи. Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода."
    ["seo_title"] => string(105) "russkii-iazyk-razvitiie-riechi-roditiel-nyi-padiezh-imion-prilaghatiel-nykh-muzhskogho-i-sriedniegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "308417"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458577719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства