kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения в распознавании однокоренных слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения в распознавании однокоренных слов»

Урок русского языка.

УМК «Система Занкова».

Класс: 2 класс.

Тема урока: «Упражнения в распознавании однокоренных слов»

Тип урока: закрепление знаний.


Ход урока.

1. Целеполагание и мотивация.

- Прочитайте предложения (слайд 1):

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

-Что вы прочитали? (пословицы)

-О чём в них идёт речь? (об учении)

- Что заметили? (однокоренные слова). Докажите (общая часть, корень слова уч- и близкие по смыслу)

- Выпишите из пословиц однокоренные слова, выделите корень.


- О чём же будем говорить на уроке? Сформулируйте тему.

На доске: Тема. Однокоренные слова. (полоска)


- Какую пословицу выберем девизом урока?

(Выслушиваются все мнения детей, одновременно идёт работа над смыслом пословиц:

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы получишь.

- Итак, тема «Однокоренные слова». Какие знания нам необходимо повторить сегодня на уроке?

  • мы должны закрепить, что такое корень слова

  • правильно выделять корень в словах

  • какие слова называются однокоренными.



-Тема сформулирована, задачи поставлены, отправляемся в путь к вершине Горы знаний (плакат на доске).

3. Основной этап

(Видеоролик) сл.№2

Смотрим фрагмент м/ф «Летучий корабль», слушаем песенку Водяного.

Постарайтесь услышать однокоренные слова, которые есть в песенке.

- Кто услышал, какие однокоренные слова были в песенке?

- Упростим задание: найдите однокоренные слова в тексте этой песенки.

(Какие слова называются однокоренными? (имеющие общую часть и близкие по смыслу)

(слайд 3)

Я водяной, я водяной,

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться!

-Итак, какие однокоренные слова нашли? (работают в паре с соседом)- водяной, водица.

Проблема. А кто считает, что слово «водится» из 2-ой строчки тоже подойдёт? ( а ещё и в 4-ой – водиться) Там ведь есть такая же часть вод- ?(сигнал). Почему нет, докажи своё мнение (другое значение).

-Выпишем однокоренные слова в тетрадь.



-Сегодня вам часто будет встречаться в словах буква «Вв» (плакат с буквой на доске). Прошу обратить внимание на написание этой буквы и соединений с ней. Стараемся писать в тетради чисто, аккуратно и грамотно.

- Проверяем.( Слайд №4) – Водяной, водица.

-Выделите корень. Какой звук слышится в корне? (а) Почему пишем о? (от слова воды, корень вод; в однокоренных словах корень один и тот же). Проверьте правильность написания корня. Как бы вы назвали эту орфограмму? (безударная гл в корне)



-У вас на партах лежит текст. Прочитайте его про себя, приготовьтесь читать вслух.


Сказка

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?


- Что прочитали? (сказку) О чём идёт речь в сказке? Как вы поняли? (о родственниках воды – однокоренные слова) А кто тоже заприметил чужака? (сигнал)

-Найдите в сказке только «родственников» воды (однокоренные слова). (Выполняя эту работу, остальные учащиеся должны найти «чужака».

Работают в паре, подчёркивают карандашом, выписывают в тетрадь слова с заглавной буквы ( в сказке это имена собств.) А слово-чужак будете выписывать?

-Проверяем, какие слова выписали (слайд №4): Вода, Подводник, Водолаз, Водопад, Водомерка, Водоросли, Водяной, Водичка.

-Какой корень во всех словах? Выделите его. (слайд №5) Поставьте ударение. Какое слово будет проверочным для остальных? ( водоросли и подводник) - Что такое водоросли все знают, а кто такой подводник?

(Объясняем значение слов - работа над лексическим значением слова.)

(Слайд с картинками №4)

«Подводник» - многозначное слово.

1. Это моряк, служащий в подводном флоте.

2. Это специалист по подводным работам.

- А как его ещё можно назвать? (водолаз)

1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением.

2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.

- Как называются слова, у которых неск-ко значений? (многозначные)

«Водомерка» - Кто это?

Это насекомое, передвигающееся по воде.


-Как назовём выписанные слова?

Вывод: эти слова однокоренные.

Почему вы считаете эти слова однокоренными? (Доказать с опорой на правило).

- Проверили свою работу. Кто выполнил задание без ошибок, ставит «+» на полях.



-О каком же слове-чужаке идёт речь в сказке? (Водитель). Почему гости не сразу приметили чужака? Докажите (общая часть как у всех – вод-) Почему «чужак»? (значение другое - «водить машину») Попробуем поискать родственников этому слову.



Работа с учебником.

-Открываем учебник на стр 57 упр 118 – по заданию - коллективная работа.

Раздели слова на группы (по смыслу – группа о воде –слова синонимы, группа о водителе машины-слова-синонимы)- ставят в учебнике кар-шом номер группы 1 или 2. Вспомним, что такое синонимы (слова, близкие по значению).

Вода, водитель, водит, водный, водичка, жидкость, шофер, таксист, кипяток.

- Можно ли назвать эту группу однокоренными словами? (нет, не у всех одинаковый корень)


Работа индивидуальная - выбрать однокоренные слова к слову «водитель», записать их в тетрадь, выделить корень. Из какой группы будете выбирать? (из 2-ой)

Взаимопроверка – обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. (Водитель, водит). Если выполнено задание без ошибок, поставьте соседу «+» на полях.

Можно ли добавить слово – водительское? Что оно обозначает? (сидение, место, удостоверение)



Итак, сделаем вывод: какие слова называем однокоренными? (правило!)


Физминутка (дидактическая игра – «да-нет»)

- Поиграем и отдохнем. Я назову пары слов. В одних – родственные слова, а в других — нет. Если я называю пару родственных слов, вы киваете головой – «да». Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы киваете «нет». Постарайтесь быть внимательными!

лес -лесник стена- гвоздь снег- лёд

река- плот кот - котик сокол - сок

сын - сынок поле - полюшко лист - листик

дом - домашний, дом - дым гора- горка

Сделать ещё неск-ко упр., настраивающих на дальнейшую работу.


Работа в группе. Игра «Копилка».

Класс делится на группы (по 4-5чел). Каждая группа получает задание - собрать (придумать) как можно больше однокоренных слов в свою копилку за 2-3 мин. Побеждает группа, придумавшая больше всех слов.

Выбрать, кто будет записывать слова. Представители каждой группы получают (вытаскивают не глядя) лист с заданием.

- Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (подбирать однокоренные слова с данным корнем)

1гр – с корнем сад

2гр – лес

3гр – корм

4гр –корм

5гр- лес

6гр –сад

Проверка. Покажите, ск-ко слов составили? Проверяем у представителя той группы, у которой больше всех слов. Ученик читает, все сигналом - согласны или нет. (Формы слов!) Какие др слова есть у 2-ой группы, работавшей с этим же корнем (выслушиваем). Участники группы, придумавшей большее кол-во слов, ставят «+» на полях в тетради. Аналогично проверяем у др групп.

Вывод: Корень везде одинаковый – безуд гласная! Разные части речи! Не писать формы слова!)


-А теперь у каждого есть возможность проверить свои знания.

Срез (самостоятельная работа)- выполняют тест с заданиями, в результате должны собрать слово «плюс».

- У кого получилось слово « плюс», встаньте. Молодцы! Это третий плюсик за урок. Вложите тест в тетрадь.

-Кто за урок набрал три плюсика и выполнил все задания без ошибок, получит «5».


Тест

1. Найди группу слов, где корень выделен правильно:

о) холод, холодный, холодит;

п) куст, кустик, кустарник;

р) зима, зимовать, зимушка.


2. Найди группу однокоренных слов:

к) болеет, болото, болтун;

л) ход, ходить, переход;

м) высокий, сок, сокол.


3. Найди группу неоднокоренных слов:

э) грач, грачиха, грачата;

ю) весло, весна, весы;

я) гриб, грибник, грибной.


4. Найди группу слов с корнем мор- (е):

с) моряк, морской, приморский;

т) уморить, заморский, сморчок;

у) юмор, юморист, юмористический.

1 2 3 4

п

л

ю

с


Итог урока, д/з

, рефлексия.

- У кого слово не получилось, подумайте, в чём ошибка? Что надо сделать, чтобы её исправить? Над чем надо ещё поработать?

(Д/з – по выбору (на полосках разного цвета):


- Я предлагаю вам самим определить, что необходимо повторить дома, над чем ещё поработать. Для этого выберете нужную полоску с д/з (поднимают полоски).


1в- упр. 115 (распознавание однокор слов)

2в- упр. 113 (подбор однокорен слов)

3в- *** творческое задание- приготовить (найти или придумать самому) для одноклассников своё задание на тему «Однокоренные слова» (тем, кому всё понятно, у кого всё на уроке получилось)



-Итак, наш урок подошёл к концу. Чему мы сегодня учились?

ВЫВОД: учились подбирать и распознавать среди других однокоренные слова, выделять корень.

- Всё ли вам было понятно? Всё ли вы усвоили?


-Понравился ли вам урок?

-А теперь оцените свою работу -поставьте свой магнитик на то место на Горе знаний, где вы себя ощущаете. (выходят к доске по рядам)

-Молодцы! Работали дружно, внимательно и старательно! Продвинулись высоко! Урок окончен.






















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Упражнения в распознавании однокоренных слов

Автор: Арбузова Елена Анатольевна

Дата: 17.06.2016

Номер свидетельства: 335109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока на тему "Упражнения в распознавании однокоренных слов." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-na-tiemu-uprazhnieniia-v-raspoznavanii-odnokoriennykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "101922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402467347"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка по программе развивающего обучения Л. В. Занкова"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-proghrammie-razvivaiushchiegho-obuchieniia-l-v-zankova-1"
    ["file_id"] => string(6) "335110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466168329"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Конспект урока русского языка.8 Марта – Международный женский день Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей "
    ["seo_title"] => string(153) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-8-marta-miezhdunarodnyi-zhienskii-dien-uprazhnieniie-v-sklonienii-imion-sushchiestvitiel-nykh-i-raspoznavanii-padiezhiei"
    ["file_id"] => string(6) "113572"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469933"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Образование слов при помощи приставок.6 класс."
    ["seo_title"] => string(49) "obrazovaniie_slov_pri_pomoshchi_pristavok_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "374158"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482931482"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства