Постарайтесь услышать однокоренные слова, которые есть в песенке.
- Кто услышал, какие однокоренные слова были в песенке?
- Упростим задание: найдите однокоренные слова в тексте этой песенки.
(Какие слова называются однокоренными? (имеющие общую часть и близкие по смыслу)
(слайд 3)
Я водяной, я водяной,
Никто не водится со мной.
Внутри меня водица.
Ну что с таким водиться!
-Итак, какие однокоренные слова нашли? (работают в паре с соседом)- водяной, водица.
Проблема. А кто считает, что слово «водится» из 2-ой строчки тоже подойдёт? ( а ещё и в 4-ой – водиться) Там ведь есть такая же часть вод- ?(сигнал). Почему нет, докажи своё мнение (другое значение).
-Выпишем однокоренные слова в тетрадь.
-Сегодня вам часто будет встречаться в словах буква «Вв» (плакат с буквой на доске). Прошу обратить внимание на написание этой буквы и соединений с ней. Стараемся писать в тетради чисто, аккуратно и грамотно.
- Проверяем.( Слайд №4) – Водяной, водица.
-Выделите корень. Какой звук слышится в корне? (а) Почему пишем о? (от слова воды, корень вод; в однокоренных словах корень один и тот же). Проверьте правильность написания корня. Как бы вы назвали эту орфограмму? (безударная гл в корне)
-У вас на партах лежит текст. Прочитайте его про себя, приготовьтесь читать вслух.
Сказка
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Что прочитали? (сказку) О чём идёт речь в сказке? Как вы поняли? (о родственниках воды – однокоренные слова) А кто тоже заприметил чужака? (сигнал)
-Найдите в сказке только «родственников» воды (однокоренные слова). (Выполняя эту работу, остальные учащиеся должны найти «чужака».
Работают в паре, подчёркивают карандашом, выписывают в тетрадь слова с заглавной буквы ( в сказке это имена собств.) А слово-чужак будете выписывать?
-Какой корень во всех словах? Выделите его. (слайд №5) Поставьте ударение. Какое слово будет проверочным для остальных? ( водоросли и подводник) - Что такое водоросли все знают, а кто такой подводник?
(Объясняем значение слов - работа над лексическим значением слова.)
(Слайд с картинками №4)
«Подводник» - многозначное слово.
1. Это моряк, служащий в подводном флоте.
2. Это специалист по подводным работам.
- А как его ещё можно назвать? (водолаз)
1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением.
2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.
- Как называются слова, у которых неск-ко значений? (многозначные)
«Водомерка» - Кто это?
Это насекомое, передвигающееся по воде.
-Как назовём выписанные слова?
Вывод: эти слова однокоренные.
Почему вы считаете эти слова однокоренными? (Доказать с опорой на правило).
- Проверили свою работу. Кто выполнил задание без ошибок, ставит «+» на полях.
-О каком же слове-чужаке идёт речь в сказке? (Водитель). Почему гости не сразу приметили чужака? Докажите (общая часть как у всех – вод-) Почему «чужак»? (значение другое - «водить машину») Попробуем поискать родственников этому слову.
Работа с учебником.
-Открываем учебник на стр 57 упр 118 – по заданию - коллективная работа.
Раздели слова на группы(по смыслу – группа о воде –слова синонимы, группа о водителе машины-слова-синонимы)- ставят в учебнике кар-шом номер группы 1 или 2. Вспомним, что такое синонимы (слова, близкие по значению).
- Можно ли назвать эту группу однокоренными словами? (нет, не у всех одинаковый корень)
Работа индивидуальная - выбрать однокоренные слова к слову «водитель», записать их в тетрадь, выделить корень. Из какой группы будете выбирать? (из 2-ой)
Взаимопроверка – обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. (Водитель, водит). Если выполнено задание без ошибок, поставьте соседу «+» на полях.
Можно ли добавить слово – водительское? Что оно обозначает? (сидение, место, удостоверение)
Итак, сделаем вывод: какие слова называем однокоренными? (правило!)
Физминутка (дидактическая игра – «да-нет»)
- Поиграем и отдохнем. Я назову пары слов. В одних – родственные слова, а в других — нет. Если я называю пару родственных слов, вы киваете головой – «да». Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы киваете «нет». Постарайтесь быть внимательными!
лес -лесник стена- гвоздь снег- лёд
река- плот кот - котик сокол - сок
сын - сынок поле - полюшко лист - листик
дом - домашний, дом - дым гора- горка
Сделать ещё неск-ко упр., настраивающих на дальнейшую работу.
Работа в группе. Игра «Копилка».
Класс делится на группы (по 4-5чел). Каждая группа получает задание - собрать (придумать) как можно больше однокоренных слов в свою копилку за 2-3 мин. Побеждает группа, придумавшая больше всех слов.
Выбрать, кто будет записывать слова. Представители каждой группы получают (вытаскивают не глядя) лист с заданием.
- Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (подбирать однокоренные слова с данным корнем)
1гр – с корнем сад
2гр – лес
3гр – корм
4гр –корм
5гр- лес
6гр –сад
Проверка. Покажите, ск-ко слов составили? Проверяем у представителя той группы, у которой больше всех слов. Ученик читает, все сигналом - согласны или нет. (Формы слов!) Какие др слова есть у 2-ой группы, работавшей с этим же корнем (выслушиваем). Участники группы, придумавшей большее кол-во слов, ставят «+» на полях в тетради. Аналогично проверяем у др групп.
Вывод: Корень везде одинаковый – безуд гласная! Разные части речи! Не писать формы слова!)
-А теперь у каждого есть возможность проверить свои знания.
Срез (самостоятельная работа)- выполняют тест с заданиями, в результате должны собрать слово «плюс».
- У кого получилось слово « плюс», встаньте. Молодцы! Это третий плюсик за урок. Вложите тест в тетрадь.
-Кто за урок набрал три плюсика и выполнил все задания без ошибок, получит «5».
Тест
1. Найди группу слов, где корень выделен правильно:
о) холод, холодный, холодит;
п) куст, кустик, кустарник;
р) зима, зимовать, зимушка.
2. Найди группу однокоренных слов:
к) болеет, болото, болтун;
л) ход, ходить, переход;
м) высокий, сок, сокол.
3. Найди группу неоднокоренных слов:
э) грач, грачиха, грачата;
ю) весло, весна, весы;
я) гриб, грибник, грибной.
4. Найди группу слов с корнем мор- (е):
с) моряк, морской, приморский;
т) уморить, заморский, сморчок;
у) юмор, юморист, юмористический.
1 2 3 4
п
л
ю
с
Итог урока, д/з
, рефлексия.
- У кого слово не получилось, подумайте, в чём ошибка? Что надо сделать, чтобы её исправить? Над чем надо ещё поработать?
(Д/з – по выбору (на полосках разного цвета):
- Я предлагаю вам самим определить, что необходимо повторить дома, над чем ещё поработать. Для этого выберете нужную полоску с д/з (поднимают полоски).
1в- упр. 115 (распознавание однокор слов)
2в- упр. 113 (подбор однокорен слов)
3в- *** творческое задание- приготовить (найти или придумать самому) для одноклассников своё задание на тему «Однокоренные слова» (тем, кому всё понятно, у кого всё на уроке получилось)
-Итак, наш урок подошёл к концу. Чему мы сегодня учились?
ВЫВОД: учились подбирать и распознавать среди других однокоренные слова, выделять корень.
- Всё ли вам было понятно? Всё ли вы усвоили?
-Понравился ли вам урок?
-А теперь оцените свою работу -поставьте свой магнитик на то место на Горе знаний, где вы себя ощущаете. (выходят к доске по рядам)
-Молодцы! Работали дружно, внимательно и старательно! Продвинулись высоко! Урок окончен.