Упражнения в подборе проверочных слов.
Понятие «проверяемое» слово и «проверочное» слово.
1. Записать во второй столбик проверочные слова. Во всех словах обозначить ударение.
проверяемое слово проверочное слово
н(о,а)ра
ж(о,а)ра
д(о,а)ма
с(о,а)сна
м(о,а)сты
гр(о,а)за
дв(о,а)ры
(о,а)са
к(о,а)са
с(о,а)ва
тр(о,а)ва
2. Составь текст.
Прочитай предложения. Расставь предложения так, чтобы получился текст. Выпиши в первый столбик слова с пропущенными буквами, подбери и запиши во второй столбик проверочные слова, расставь ударения.
К окну подл…тела с…ничка.
Ст…ял сильный мороз.
Дети нак…рмили ее.
Синица вл…тела в комнату.
Птичка была г…л…дна.
Наступила з…ма.
Ребята открыли форточку.
У …кна ст….яли дети.
3. Выпиши слова с пропущенными буквами с предлогом и без предлога в первый столбик. Во второй столбик запиши проверочные слова, поставь ударения, выдели корень.
Над цв…тком цв…ток л…тает,
И порхает, и порхает.
По тр…пинкам, по н…зинкам
Ходит лесом нев…димка,
Повт…ряет вслед за мной.
Все сл…ва в тиши л…сной.
4. В словах выдели корень. Поставь ударение. Запиши слова с безударными гласными в корне в один столбик, а во второй столбик -допиши проверочное слово.
Воробьи, зерно, ведро, лопата, топор, звезда, враги, овощи, деревья, сады, корова, собака, паруса.
5. Запиши проверочные слова, поставь ударение.
проверяемое слово проверочное слово
кру(г,к)
гра(т,д)
клю(ш,ж)ка
утю (к,г)
ука(с,з) ка
сла (д,т) кий
ма (с,з) ка
плю (ш,ж) ка
ме (д,т) кий
бу(д,т) ка
6. Подобри однокоренные слова, которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают
предмет (н.п.), поставь ударение.
что делать? (н.д.) кто? что?(н.п.)
просОчиться сОк
взвОлнова'лся вОлна
попрОси'л
очАрова'ть
укОренился
приспОсобление
отвИнтил
отЯжелеть
разъЯренный
присЯгать
поЯвле'ние
7. Запиши слова. Поставь ударение, выдели корень, найди проверочное слово, подчеркни его.
Снежинка, снежный, снежок, снеговик, Снегурочка