Русский язык 5 класс Урок № 5 Дата ________
Тема: Написание безударных гласных в корне слова.
Цели: систематизировать и закрепить знания о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова; отработать навык проверки написания бездарных гласных в корне слова.
Тип урока: урок новых знаний
Методы: информационно-развивающий, творчески-репродуктивный
Оборудование: рабочие тетради, телеграмма
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания
Учитель должен обязательно проверить наличие выполненного домашнего задания у всех учащихся. Можно зачитать вслух несколько поговорок и пословиц о дружбе (у 2-3 учащихся можно взять тетради го проверку и выставить оценку за работу)
ΙII. Изучение нового материала
1. Беседа с классом.
Прочитайте надпись на доске. Какое правило зашифровано здесь.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
Как можно проверить безударную гласную в корне слова?
Какие два способа проверки правильности написания безударной гласной в корне слова вы знаете? (Изменение слова и подбор однокоренных слов.)
- Если гласную в корне нельзя проверить, как определить правильное написание? (Правописание слова нужно запомнить или обратиться орфографическому словарю.)
Тренировочные упражнения
1. Учащиеся выполняют упр. 6 на стр. 4 Рабочей тетради и определяют способ проверки безударной гласной в корне слова. Вставь пропущенные буквы о или а. Подбери проверочные слова.
п...лянка-___________ д…ма-__________
пл…довый -___________ г…рода-______________
зав...рить - _____________ в…лна-______________
к.. .лючий - _____________ з…нты-________________
нав...днение-_____________ г…ра-______________
д.. .ждливый -_____________ с…сна-__________
На доске заранее записаны слова:
волна — вол
травить-травы
водитель - воды
- Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему нельзя? Вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.
Учащиеся выполняют упр. 7 на стр. 4 Рабочей тетради.
- Подчеркни только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для написания другого. Выдели корни в этих парах слов.
Гористый - горе, водитель - воды, носить - нос, белизна - белый, ползти - польза, число - чистый, лепить - лепка, спешить - спешка, ложка – ложный, водяной – водный.
Физкультминутка
Все учащиеся встают из-за парт. Учитель читает стихотворение и выполняет определенные упражнения. Учащиеся повторяют за ним.
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места (круговые движения кистями рук):
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
4. Словарная работа.
- Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой. Выполняли упражнения, как спортсмены. И у спортсменов тоже бывает разминка, только не в середине занятия, а перед ним. А как называется занятие у спортсменов? (Тренировка.) Кто проводит тренировку? (Тренер.) Что спортсмены делают на занятии? (Тренируются.) Итак, вы назвали три однокоренных слова. А теперь давайте запишем их в словарь трудных слов и запомним их правописание.
Тренер, тренировка, тренироваться.
Графический диктант (учитель читает слова с безударной гласной в корне слова, учащиеся записывают в тетради только безударную гласную).
1 – н...чной, 1-о,
2 - н...бесный, 2-е,
3 - г...родской, З-о,
4 - д...лекий. 4-а,
.5 – д…ждливый 5-о,
6 - хр...брец 6-а,
7 - п...левой, 7-о,
8 - пок...чить. 8-а,
9- м... лодой. 9-о,
10- пл.,.довый. 10-о.
Выборочный диктант (к словам с безударной гласной подобрать проверочные слова)
Деревенский огород ст...р...жил старенький дядя Вася. Он был ст...рожилом нашей деревни. В молодости он сост...ял в бригаде трактористов и много труда и сил потр.. .тил своей машине. Разв...вался сам и разв...вал ее возможности. Зато на его трактора всегда разв...вался флажок ударника. Так люди просл...вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с...деть не научился.
Работа с учебником.
Учащиеся выполняют упр. 15 на стр. 6 учебника.
ΙV. Итог урока Учащиеся сдают тетради на проверку учителю.
V. Домашнее задание.
§2.
Упражнение 14 на стр. 6.