kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения на тему «Сложносочинённое предложение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения на тему «Сложносочинённое предложение»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на тему «Сложносочинённое предложение»»

Упражнения на тему «Сложносочинённое предложение»

Упражнение 1.

Спишите. Найдите предикативные основы предложений (то есть подлежащее и сказуемое), поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и.


1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) 3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)


Упражнение 2.

Определите, в каком предложении вместо союза да может быть использован союз и, а в каком — но.

1) Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь, позасыпалась. (И. Суриков.) 2) Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский.)


Упражнение 3.

Сопоставьте данные предикативные конструкции при помощи союзов тоже или также. Сделайте вывод: какие отношения привносят в сложносочиненное предложение данные союзы?

1) От голоса Ласточки теплело на душе — голос Дюймовочки согревал своей нежностью. 2) В траве что-то тревожно зашуршало — треск со стороны куста заставил насторожиться. 3) Больше всего на свете Писатель любил сочинять романы — правда, рассказы у него получались неплохо.


Упражнение 4.

Перепишите, раскрывая скобки. Подчеркните союзы тоже и также одним цветом, а сочетания то и так с частицей же — другим.

1. Толстый ковер лежал на полу, стены то(же) были увешаны коврами. (М. Горький.) 2. Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, то(же) подобную сказке. (М. Горький.) 3. Все белится Лукерья Львовна, все то(же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так(же) глуп, Семен Петрович так(же) скуп. (А Пушкин.) 4. И завтра то(же), что вчера. (А. Пушкин.) 5. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он сам, обживались в ней. {г/. Гоголь.) 6. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М. Горький.) 7. Это было очень страшно, но в то(же) время интересно (М Горький) 8 Эта безлунная ночь казалось была все так(же) великолепна, как и прежде. (И. Тургенев.) 9. Снега в эту зиму было мало снежных буранов то(же) 10 Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.


Упражнение 5.

Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное.

Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.


1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.


Упражнение 6.

Соедините предложенные предикативные конструкции подходящими по смыслу разделительными союзами. Объясните, какие значения (и стилистические оттенки) привносят в предложение разные союзы. Любые ли союзы подходят к каждому предложению, то есть взаимозаменяемы ли они?


1) Мы будем противостоять неудачами – неудачи погубят нас. 2) Ночная птица вскрикнула – колодезный ворот скрипнул. 3) Глаза волка в темноте светятся – горят огоньки долгожданного постоялого двора. 4) Ребенок утомился и заснул – он притворяется спящим.


Упражнение 7.

Определите, в каких сложносочиненных предложениях с союзом а сопоставительные отношения, а в каких — противительные.


1) Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове. (А Чехов) 2) Плоты сползают по воде быстро и бесшумно, а навстречу им из тьмы выдвигается пароход. (М. Горький) 3. Опять-таки все это требует нудных разъяснений, а разъяснения приятно читать только тогда (что, боюсь, вас не устраивает), когда в примерах выявляются ошибки. (В. Набоков.)


Упражнение 8.

В предикативных конструкциях, соединенных противительными союзами, часто употребляются антонимы — слова с противоположным значением: Ты глупа, а он умен. (А. Островский.) Придумайте такие сложносочиненные предложения, в которых были бы антонимы: друзья — враги, хорошо – плохо, чистый — грязный.


Упражнение 9.

В следующих сложносочиненных предложениях найдите противительные союзы. Если вам трудно отыскать их, то определите, какие слова в этих предложениях можно заменить хорошо известными вам союзами а или но, — это и будут нужные вам другие противительные союзы.

1) Я проснулся, да лень одолела. (Л. Толстой.) 2) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. (И. Тургенев.) 3) Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще и чаще. (Л. Толстой.)


Упражнение 10.

Перепишите, раскрывая скобки, определите, в каких предложениях зато является союзом.

1) Много поработали и устали, за(то) все сделали. 2) Поблагодари Диму за(то), что он для тебя сделал. 3) Приют наш мал, за(то) спокоен. (М. Лермонтов) 4) Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку. (И. Крылов.) 5) Небо стало очищаться от туч, за(то) ветер еще усилился. 6) Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко.) 7) Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но за(то) многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. (А Куприн.) 8) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, за(то) на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н. Некрасов.) 9) Что волки жадны, всякий знает: волк, евши, никогда костей не разбирает. За(то) на одного из них пришла беда: он костью чуть не подавился. (И. Крылов.)


Упражнение 11.

Перепишите предложения. Вводное слово однако обведите кружком, а в сложносочиненных предложениях с союзом однако подчеркните подлежащее и сказуемое.

1) Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный. (И. Гончаров.) 2) Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. (И. Гончаров.) 3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. (М. Лермонтов.) 4) Раздался сильный взрыв, однако ребята не растерялись. 5) Погода вначале была хорошая, тихая, однако вскоре налетел холодный ветер.


Упражнение 12.

Придумайте сами вторую часть предложения, присоединив ее союзом же.

1) Самым мудрым и сильным в стае был орел Белоголов, ...

2) За креслом прятался Великий и Ужасный Гудвин,...

3) Месяц среди ярких и тяжеловесных южных звезд казался слишком хрупким,...

4) Доктор осмотрел пациента,...


Упражнение 13.

Найдите союзы, определите, какие отношения они выражают в приведенных предложениях.

1) Как мелкие битые стекляшки, мерцали в небе звезды, но за деревней уже обозначилась лиловая заря. (В. Белов) 2) О жаренном на вертеле мясе и яичнице он мечтал давно, но бестолковая хозяйка не понимала его идеалов, оправдываясь непитательностью такого меню. (А Аверченко.) 3) Отец и мать оба любили меня беззаветно, но от этого мне не было легче. (И. Тургенев.) 4) Прелесть русской природы раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (К. Паустовский.) 5) Подъехав к подножию горы, мы увидели толпившихся здесь десятка два-три горцев и грузин, а также караван верблюдов, который располагался поблизости от них на ночлег. (М. Лермонтов.)


Упражнение 14.

В сложносочинённых предложениях укажите средства связи их частей. Определите синтаксические отношения между ними (соединительные, разделительные и т. д.).

1) Римский постарался изобразить на лице улыбку, и от этого оно сделалось кислым и злым. 2) В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. 3) Светило солнце, и как сумасшедшие кричали дрозды. 4) Она приходила ко мне каждый день, а ждать я начинал её с утра. 5) Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче. 6) Грач ли хорошо знал своё дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела… дрожащее озеро московских огней. 7) «Или вы соглашаетесь, или я немедленно ухожу!» — прошипел Азазелло. 8) След Варенухи так и не удалось поймать, то есть известный решительно всей Москве театральный администратор канул как в воду. 9) Пропали чёрные кони, и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет…

(М. Булгаков)


Упражнение 15.

Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.

1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2) Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3) Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4) Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой).


Упражнение 16.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.

Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых ..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.

Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники.

Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов — этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.

(По А. Куприну.)


Упражнение 17.

Выпишите из текста сложносочиненные предложения; определите средства синтаксической связи в них, укажите, какое значение привносят в предложение сочинительные союзы. Сделайте схемы выписанных предложений; выполните их синтаксический разбор.

Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, бешено взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бездорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. И расстояние небольшое, всего около шестидесяти километров, но одолеть их оказалось не так-то просто. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешанный со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пеш¬ком, с трудом вытаскивая ноги из наезженной колеи. Кожаные ботинки тотчас промокли. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Наконец-то мы добрались до переправы через речку. Небольшая, местами пересыхающая летом речонка разлилась на целый километр. Хутор раскинулся в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный аромат недавно освободившейся из-под снега земли. Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень, я присел на него. (М. Шолохов.)


Тест на тему «Сложносочинённое предложение»

1. Какое утверждение является неверным?

1) Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые связываются сочинительными союзами.

2) В сложносочинённых предложениях с союзом и указывается на чередование явлений.

3) Если простые предложения соединены союзами и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также, в них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим.

4) В сложносочинённых предложениях с союзами а, но, да (в значении но) одно явление противопоставлено другому.


2. Какое утверждение является неверным?

1) Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом зато, это предложение сложносочинённое.

2) В сложносочинённых предложениях с разделительным союзом то - то обычно указывается на чередование явлений.

3) Сложносочинённые предложения бывают союзными и бессоюзными.

4) В сложносочинённых предложениях с союзами однако, зато, же одно явление противопоставляется другому.


3. Какое утверждение является неверным?

1) Простые предложения не могут соединяться в сложносочинённое только при помощи интонации.

2) В сложносочинённых предложениях с союзами или (иль), то ли - то ли указывается на возможность одного явления из двух или нескольких.

3) Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом однако, это предложение сложносочинённое.

4) В сложносочинённом предложении простые предложения связываются сочинительными или подчинительными союзами.


4. Определите тип предложения.

Ветер лизнул огромные серые валуны, раскиданные древним ураганом и за столетия неподвижности обросшие переплетением сцепившихся кустов.

1) простое предложение с обособленными однородными членами

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) бессоюзное сложное предложение


5. Определите тип предложения.

Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на полях чуть съёжились и пожелтели по краям.

1) простое предложение с однородными членами

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) бессоюзное сложное предложение


6. Определите тип предложения.

В комнаты ворвался упоительный свежий ветер, который принёс запах сырой травы и мокрых елей.

1) простое предложение с однородными членами

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) бессоюзное сложное предложение


7. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?

Цветут липы…

1) и привлекают своим запахом пчёл.

2) и кругом пахнет липовым мёдом.

3) распространяя вокруг удивительный запах.

4) тесным полукругом окружающие дом.


8. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?

Поднялся сильный ветер…

1) и сорвал с деревьев последние листья.

2) и захотелось поскорее укрыться от него куда-нибудь в тёплый дом.

3) разнося по дорожкам сада упавшие листья.

4) от которого захотелось поскорее куда-нибудь укрыться.


9. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?

Внезапно набежали тучи…

1) и вылили на землю обильный дождь.

2) вскоре закрывшие солнце.

3) и стало темно.

4) не предвещавшие хорошей погоды.


10. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?

Золотилась и краснела листва в подмосковных лесах, и над убегающей вдаль извилистой речушкой медленно плыла голубая дымка, и свежий ветер был напоён острыми запахами увядающих трав.

1) последовательность явлений

2) чередование явлений

3) противопоставление явлений

4) одновременность явлений


11. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?

И вот уже косые дожди сбивают последнюю листву с деревьев, и вот уже среди рыжей листвы под ногой хрустнет первая тонкая льдинка, и вот однажды утром первый иней посеребрит голые макушки камней.

1) последовательность явлений

2) чередование явлений

3) противопоставление явлений

4) одновременность явлений


12. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Кругом по-прежнему сонное царство только кое-где поблизости стрекочут кузнечики.

Б. Я был когда-то ротным запевалой да и теперь я изредка пою.

В. Солнце греет по-прежнему однако трава кое-где уже почернела.

Г. Над долиной где мы ехали сгустились тучи.


1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г


13. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)

А. В саду было тихо только иногда где-то ворочалась какая-то птица.

Б. Обоз тронулся с места когда село солнце.

В. Страшно выли провода на столбах да грохотали вывески.

Г. В течение долгого времени дни стоят невыносимо жаркие однако в небольшой рощице веет живительной свежестью.


1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г


14. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)

А. На дворе стоял первый день нового года да и он уж клонился к закату.

Б. Мы подождали пока с парома выгрузили машины.

В. Монолитная стена на фоне осеннего леса производила удручающее однако сильное впечатление.

Г. Молодой месяц низко висел над лесом и нежный свет его блестел в дождевых каплях.

1) А, В 2) Б, Г 3) Б, В 4) А, Г


15. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?

1) что, если, когда

2) зато, однако

3) потому что, в связи с тем что, оттого что

4) как, хотя


16. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?

1) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.

2) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.

3) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.

4) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.


17. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?

1) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.

2) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.

3) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.

4) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.


18. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?

1) Корень учения горек, зато плоды его сладки.

2) Не то птица летит, не то дождь шумит.

3) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.

4) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Упражнения на тему «Сложносочинённое предложение»

Автор: Петрова Наталия Юрьевна

Дата: 18.10.2021

Номер свидетельства: 588844

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Подготовка к ОГЭ. Повторение по теме: «Сложносочинённые предложения» "
    ["seo_title"] => string(77) "podghotovka-k-oge-povtorieniie-po-tiemie-slozhnosochinionnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "225628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439806668"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока на тему "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-na-tiemu-smyslovyie-otnoshieniia-miezhdu-chastiami-v-slozhnosochiniennom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "139934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417842697"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Виды сложных предложений" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vidy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "212517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431865706"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Урок на тему:"Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значение сочинительных союзов." "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-na-tiemu-intonatsiia-i-sochinitiel-nyie-soiuzy-kak-sriedstvo-sviazi-iegho-chastiei-znachieniie-sochinitiel-nykh-soiuzov"
    ["file_id"] => string(6) "150052"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420388779"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства