kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнение в разборе предложений по членам предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся  получат возможность научится разбирать предложения  по членам.

Просмотр содержимого документа
«Упражнение в разборе предложений по членам предложения»


упражнение в разборе предложений по членам предложения

Цель деятель-
ности учителя

Способствовать развитию умения разбирать предложение по членам предложения

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностямипонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

Оборудование

Интерактивная доска, проектор (по возможности), доска

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, предложения, предложений домашнего задания, схема предложения, памятка «Как разобрать предложение по членам»

Основные понятия и термины

Слово с непроверяемым написанием. Разбор предложения по членам предложения. Виды предложений
(распространенное и нераспространенное). Схема предложения


организационная структура (сценарий) урока


Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Проверка домашнего задания

Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно

– Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание (учитель проверяет выборочно несколько тетрадей).

Сначала учитель организует проверку упражнения в рабочей тетради, а затем в учебнике.



Проверка упражнения из рабочей тетради
осуществляется при помощи интерактивной доски:

× ×

Серебряные паутинки летели над полем.

×

Ярко сверкала над рекой молния.

× ×

Утром прилетели красногрудые снегири.

– Выполнить упражнения 28 на с. 13
в рабочей тетради или 41
на с. 28 в учебнике.

Осуществляют самопроверку.

Фрон-тальная.

Парная.

Индиви-дуальная

Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей, осуществляют взаимный контроль

Правильно выпол-ненные
задания упраж-
нения

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



××

На небо выплыло красное солнышко.

– Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение упр. 41 из учебника.

Один из учеников читает составленные предложения, остальные проверяют:

1. Рыжая белочка сидела на пеньке.

2. Она грызла еловую шишку.

3. Вдруг к белочке подбежал маленький медве-жонок.

4. Он хотел поиграть с ней.

5. Рыжий зверек быстро прыгнул на высокую ель




Осуществляют взаимопро-
верку




II. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач урока

– Продолжаем работу над темой «Главные
и второстепенные члены предложения». Сегодня на уроке будем выполнять упражнения в разборе предложений по членам предложения

Внимательно слушают

Фрон-тальная

П – извлекают необходимую информацию из выска-зываний учителя.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу


III. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

– Заглавной
и строчной букв Ж, ж.

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Написание элементов букв, предложения

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


знаков, овладение начертаниями букв, соединений

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных.

– Прочитайте записанное ниже предложение.


– Что это за предложение?


– Объясните значение устойчивого выражения.




– Запишите это предложение в тетради.


Учитель обращает внимание на правильное соединение букв в словах в предложении, правильное оформление предложения на письме.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Запишите пословицу.

– Посмотрите и отметьте буквы, которые получились у вас лучше остальных




Выполняют
задания.




– Ждать у моря погоды.

– Это фразео-логизм.

– Находиться
в состоянии
неопределенного ожидания.

Выполняют
задания


Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Изучение нового мате-
риала.

1. Словарная работа

Работа
по учебнику над упраж-
нением.

Работа над словом
с непрове-ряемым написанием

– Откройте в учебнике с. 29. Найдите упр. 44. Прочитайте выразительно стихотворение.

– Что вы представили, читая стихотворение?


– Найдите в первом предложении слово
«восток».

– Прочитайте его про себя. Чем произношение слова отличается от его написания?

– Это орфограмма. Назовите ее.



– Слово «восток» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.

– Запишите это слово в тетради. Проверьте
написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом.

– Дома заучите правильное написание слова
наизусть

Выполняют
задание.

Ответы уча-щихся.





– «Безударная гласная в корне слова».


Выполняют
задания

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – ориентируются в учебнике;
осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности.

Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

К – слушают,
излагают и аргументируют свое мнение

Запись
и запоминание словарного слова

2. Работа
по учебнику, с. 29, упр. 43

Работа
с памяткой разбора предложения по членам пред-

– На с. 29 найдите упр. 43. Прочитайте предложение.


– Необходимо разобрать данное предложение по членам, пользуясь памяткой 2 «Как разобрать предложение по членам» на с. 144. Откройте

Выполняют
задания.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для

Выпол-
нение
разбора предло-
жения
по чле-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


ложения
с целью обучения рассуждению-
обоснованию правильности разбора предложений по членам предложения

с. 144. Первый пункт выполнили – прочитали предложение.

– Прочитайте второй пункт. Что нужно найти?

– Как?






– Как следует подчеркнуть подлежащее?


– Определите подлежащее в прочитанном
предложении.















– Подлежащее.

– Поставить вопрос и определить, о ком или о чем говорится в предложении.

– Одной чертой.

– Ставлю
вопрос: о чем
говорится
в предложении?
Об астрах.

В предложении слово «астры»
отвечает на вопрос что? Значит, слово «астры» – подлежащее.

Подчеркиваю одной чертой.


решения коммуникативных задач; ориентируются
на страницах учебника, используют различные способы поиска информации, строят речевое высказывание
в соответствии
с задачами коммуникации; владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения.

К – слушают сверстников, ведут диалог, изла-
гают и аргументи-

нам пред-ложения

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Прочитайте третий пункт. Что находят?

– Как?






– Как следует подчеркнуть сказуемое?


– Определите сказуемое в прочитанном предложении.















– Прочитайте четвертый пункт. Назовите главные члены предложения.

– Сказуемое.

– Поставить
вопрос и определить, что
говорится о подлежащем – об астрах.

– Двумя чер-
тами.

Ставлю вопрос: что говорится о подлежащем, об астрах? Расцвели. В предложении слово «расцвели» отвечает на вопрос что
сделали?
.Значит, слово «расцвели» – сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.

– Подлежа-щее – астры,


руют свою точку зрения на обсуждаемую проблему


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7





– Прочитайте пятый пункт. Что надо найти?



– Какой второстепенный член находят сначала?





– Что для этого надо сделать?



– Найдите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.



– Какой второстепенный член предложения
находят затем?




– Что для этого надо сделать?



– Найдите второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое.

сказуемое– расцвели.

– Второстепенные членыпредложения.

– Второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

– Поставить
от подлежащего вопрос.

– Ставлю от подлежащего вопрос: астры
(какие?) белые.

– Второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое.

– Поставить
вопрос от ска-зуемого.

– Ставлю
от сказуемого




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






Учитель обращает внимание учащихся на то, что в учебниках по русскому языку принято определенным образом обозначать разные виды разборов. Цифра 4 у последнего слова предложения показывает, что данное предложение
надо разобрать по членам предложения.

– Вернемся к упр. 44 на с. 29. Найдите предложение, у последнего слова которого стоит цифра 4. Прочитайте его.

– На что указывает цифра 4?





– Выполним задание, используя памятку «Как
разобрать предложение по членам».

Физкультминутка
(см. урок 2)

вопрос: расцвели (когда?)
осенью.







– Румяной зарею покрылся восток.

– Данное предложение надо разобрать по членам пред-ложения.

Выполняют
задание




3. Работа
по учебнику, с. 30, упр. 45

Упражнение в разборе предложений по членам

– Откройте с. 30, найдите упр. 45. Прочитайте, что надо выполнить в упражнении.

– Выполните первое письменное задание.


Выполняют задания

Индиви-дуальная.

Парная.

Фрон-тальная

П – используют
речевые средства для решения коммуникативных
задач, владеют

Разбор
по членам пред-ложения.

Выбор

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


предложения, обосновании правильности выбора пропущенных букв

– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное, объяснив правиль-ность выбора пропущенных букв.

– Выполните второе задание. Скажите, как будете выполнять разбор предложения по членам предложения.

Учитель берет тетради у нескольких учащихся для проверки выполнения задания



логическими
действиями анализа, синтеза.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют, оценивают учебные действия, осуществляют взаимный
контроль

букв в на-писании слов

4. Работа
по учебнику, с. 30,
упр. 46–47

Упражнения в определении
видов предложений, соотнесении пред-
ложений
со схемами

– Найдите упр. 46. Прочитайте нераспростра-ненные предложения.



– Прочитайте распространенные предложения.

– Светит месяц. Моросил дождь. Картофель сварился.

– Расцвела
душистая сирень. Мы ехали по лесной дороге. В ого-роде созрели красные помидоры. Ворона громко карк-
нула.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная.

Парная

П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют
логическими
действиями ана-

Определение вида предло-
жения.

Обозначение основы пред-ложения.

Разбор предложения по членам.

Составление схе-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Спишите сначала нераспространенные пред-ложения, затем распространенные, вставляя
пропущенные буквы.

– Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное.

– Подчеркните основу каждого предложения. Разберите любое распространенное предложение по членам.

Учитель берет тетради у нескольких учащихся для проверки выполнения задания.

– Рассмотрите схемы предложений в упр. 47.
Какие предложения из упр. 46 подойдут к этим схемам?




– Попробуем начертить схему ко второму пред-ложению из упр. 46. Прочитайте предложение.

– Найдите подлежащее.







– Найдите сказуемое.


Выполняют
задания.









– К левой схе-ме подходит
6-е предложение. К правой схеме – 7-е предложение.

– Расцвела душистая сирень.

– В предложении говорится о сирени. Задаю вопрос:
(что?) сирень. Это подле-
жащее.

– О сирени говорится, что


лиза, синтеза,
сравнения.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения, планируют, контролируют, оценивают учебные действия, осуществляют взаимный
контроль.

К – слушают собеседника, ведут
диалог, излагают
и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л – владеют навыками сотрудничества со взрослым и сверстниками

мы предложения

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7









– Назовите основу предложения.


– Найдите второстепенный член предложения, который будет пояснять один из главных.










– Составим схему предложения.

подлежащее – сказуемое

какая?

второстепенный член

она расцвела. Задаю вопрос: сирень (что
сделала?)
расцвела.
Это сказуемое.

Сирень рас-цвела.

– Нахожу второстепенный член предло-жения, который поясняет подлежащее. Ставлю от подлежащего вопрос: сирень
(какая?)
душистая




V. Итог урока.

Рефлек-

Обобщение полученных на уро-

– Над какой темой работали на уроке?

– Что значит разобрать предложение по членам предложения?

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

П – ориентируются в своей системе знаний – отли-


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

сия деятельности

ке сведений.

Заключительная
беседа

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 14,
упр. 30 – письменно выполнить разбор любого предложения по членам предложения


Индиви-дуальная

чают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к пред-
мету, стремятся
к приобретениюновых знаний








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Упражнение в разборе предложений по членам предложения

Автор: Заяц Елена Валентиновна

Дата: 27.06.2018

Номер свидетельства: 474473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок по теме «Синтаксический разбор предложения». "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-tiemie-sintaksichieskii-razbor-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "236370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444050910"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "синтаксический разбор предложения"
    ["seo_title"] => string(39) "sintaksichieskii_razbor_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "361180"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479745211"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Урок русского языка в 5 классе. Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-tiema-slozhnosochiniennyie-i-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "195578"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427919462"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Назывные предложения (конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(41) "nazyvnyie-priedlozhieniia-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "145188"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418855285"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Роль имени прилагательного в предложении (определение). "
    ["seo_title"] => string(62) "rol-imieni-prilaghatiel-nogho-v-priedlozhienii-opriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "164371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422630820"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства