Тема урока: Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.
Цели урока:
1. Вспомнить, углубить, обобщить и закрепить материал по теме.
2. Развивать орфографическую зоркость и связную речь учащихся.
3. Воспитывать старшеклассников в духе толетарности, взаимопомощи и взаимоуважения. Уметь находить и объяснить данную орфограмму, обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; закрепить умения аргументировать выбор ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.
•развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
•развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношения
Записано:
обобщить,
систематизировать…
закрепить умение…
развивать…
Планируемые результаты: предметные – знают основные изученные орфограммы и умеют применять алгоритмы выбора верного написания слова. Метапредметные: личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению; познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы; регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия.
Тип урока – обобщение и повторение ЗУН.
Оборудование, дидактический материал, наглядность:
Ноутбук, колонки, проектор, экран.
Русский язык. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни) Г.Ф. Хлебинская М.: Мнемозина, 2013.
Запись слов с ошибками и темы на доске.
Напечатанные слова.
Опорные таблицы для учащихся.
Музыка для физкультминутки.
Учебные цели:
1. Рассмотреть случаи употребления Ь как показателя грамматической формы слова.
2. Обобщить и закрепить знания о правописании Ь как показателя грамматической формы слова.
II Развивающие цели:
1. Развивать навыки применения теоретического материала (правил) на практике.
2. Развивать устную и письменную речь обучающихся.
III Воспитательные цели:
1. Воспитывать интерес к предмету.
2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Место проведения: учебная аудитория.
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для обучающихся, методическое пособие, рабочая тетрадь, учебник.
Обучающиеся должны знать:
1. Случаи употребления Ь знака как показателя грамматической формы слова.
Обучающиеся должны уметь:
1. Обосновывать выбор употребления на письме Ь как показателя грамматической формы слова.
Обучающиеся должны повторить:
1. Написание Ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.
Хронокарта занятия
1. | Организационный момент | 1 мин. |
2. | Возникновение мотивации | 1 мин. |
3. | Актуализация темы: тренажёр «Правописание букв е, ё, о после шипящих и ц». | 2 мин. |
4. | Лексическая разминка | 3 мин. |
5. | Работа по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих для обозначения грамматической формы слова». Повторение изученного материала в 5 – 7 классах. (формулирование темы, цели) | 3 мин. |
6. | Работа в парах: заполняют таблицу «Ь на конце слов после шипящих» | 10 мин. |
7. | Физкультминутка | 1 мин. |
8. | Проверка самостоятельной работы с таблицей | 2 мин. |
9. | Закрепление «Лови ошибку» | 3 мин. |
10 | «Четвёртое лишнее» | 1 мин. |
11. | Подведение итогов. Рефлексия. | 1 мин. |
12. | Задание на дом | 2 мин. |
Возникновение мотивации.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Но чтобы ее понять, вам следует настроиться на ее прослушивание.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: "Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята".
Второй сказал: "Зарабатываю на хлеб для своей семьи".
Третий гордо произнес: "Я строю прекрасный храм".
- Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.
(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство).
Проверка домашнего задания.
Тренажёр «Правописание букв е, ё, о после шипящих и ц»
2. Лексическая разминка «Угадай слово»
Задание 1. (правильный ответ)
3. Скерцо (ит. scherzo «шутка») – произведение, написанное в шутливой форме, это может быть часть квартета, симфонии, сонаты или самостоятельная музыкальная пьеса, написанная в живом, стремительном темпе, в которой присутствуют остро характерные ритмические и гармонические обороты.
Задание 2. (правильный ответ)
Палаццо - итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв. Название происходит от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы.
Работа по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих для обозначения грамматической формы слова».
Повторение изученного материала в 5 – 7 классах.
«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и уловить чудные законы его».
(Н.В. Гоголь.)
«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка».
(Я. Грот.)
Посмотрите на слова, которые записаны в карточке.
Что общего в словах? (Дочь, настежь, беречь, решаешь, ишь, замажь)
Чем отличаются эти слова? (нож, могуч, замуж, (много) туч, вельмож, училищ)
После каких согласных стоит ь? (после шипящих)
Какую функцию выполняет ь в этих словах? (для обозначения грамматической формы слова)
-Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать повторение: в каких случаях пишется ь, а в каких случаях не пишется. У вас на столах карточки со словами, а вывод запишите в таблицу.
Карточка со словами
Дочь, настежь, беречь, решаешь, ишь, замажь, нож, могуч, замуж, (много) туч, вельмож, училищ.
Работа в парах.
Заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в средних классах.
Ь на конце слов после шипящих
| Часть речи | пишется | не пишется |
1 | Существительное | |
|
2 | Прилагательное | | |
3 | Наречие | | |
4 | Глагол |
| |
5 | Частица | | |
6 | Числительное | | |
Проверка самостоятельной работы.
(Проверяют и консультируют заранее подготовленные сильные по предмету ученики)
Ь на конце слов после шипящих
| Часть речи | пишется | не пишется |
1 | Существительное | женского рода 3 склон. в им.п дочь | 1. мужского рода 2 склон. в им.п : нож 2. женского рода 1 скл. во множ.ч: (много) туч 3. м.р. Р.п. мн.ч. (много) вельмож 4. ср.р. Р.п. мн.ч (много) училищ |
2 | Прилагательное | _________________________ | кратких прилагательных: могуч |
3 | Наречие | настежь | Искл.: уж, замуж, невтерпёж |
4 | Глагол | 1. в н. ф. гл.: беречь 2. в повелит. наклон. глагола: замажь 3. 2 лица ед. числа: решаешь | _______________________ |
5 | Частица | вишь, бишь, лишь, ишь | |
| Итого | 5 | 5 |
Закрепление + развитие орфографической зоркости «Лови ошибку»
Найдите ошибки на доске, перепишите в исправленном виде, объясните написание.
Глуш, ландыш, лиш, пахуч, идёш, ишь, навзничь, беречь, замаж,
«Четвёртое лишнее»
Какое из слов в каждой строке является лишним и почему?
1) плащ, нет туч, ломоть, стричь;
2) наотмашь, воробьи, дочь, мажь;
3) пильщик, могуч, лишь, спрячься.
Рефлексия
Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Домашнее задание.
Параграф 56.
Упражнение 267.