kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 10 классе по теме: Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«отк.урок»

Тема урока: Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.

Цели урока:

1. Вспомнить, углубить, обобщить и закрепить материал по теме.

2. Развивать орфографическую зоркость и связную речь учащихся.

3. Воспитывать старшеклассников в духе толетарности, взаимопомощи и взаимоуважения. Уметь находить и объяснить данную орфограмму, обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; закрепить умения аргументировать выбор ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.

•развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;

•развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношения

Записано:

обобщить,

систематизировать…

закрепить умение…

развивать…

Планируемые результаты: предметные – знают основные изученные орфограммы и умеют применять алгоритмы выбора верного написания слова. Метапредметные: личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению; познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы; регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия.

Тип урока – обобщение и повторение ЗУН.

Оборудование, дидактический материал, наглядность:

  1. Ноутбук, колонки, проектор, экран.

  2. Русский язык. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни) Г.Ф. Хлебинская М.: Мнемозина, 2013.

  3. Запись слов с ошибками и темы на доске.

  4. Напечатанные слова.

  5. Опорные таблицы для учащихся.

  6. Музыка для физкультминутки.

Учебные цели:

1. Рассмотреть случаи употребления Ь как показателя грамматической формы слова.

2. Обобщить и закрепить знания о правописании Ь как показателя грамматической формы слова.

II Развивающие цели:

1. Развивать навыки применения теоретического материала (правил) на практике.

2. Развивать устную и письменную речь обучающихся.

III Воспитательные цели:

1. Воспитывать интерес к предмету.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Место проведения: учебная аудитория.

Дидактическая база занятия: методические рекомендации для обучающихся, методическое пособие, рабочая тетрадь, учебник.

Обучающиеся должны знать:

1. Случаи употребления Ь знака как показателя грамматической формы слова.

Обучающиеся должны уметь:

1. Обосновывать выбор употребления на письме Ь как показателя грамматической формы слова.


Обучающиеся должны повторить:

1. Написание Ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.

Хронокарта занятия


1.

Организационный момент

1 мин.

2.

Возникновение мотивации

1 мин.

3.

Актуализация темы: тренажёр

«Правописание букв е, ё, о после шипящих и ц».

2 мин.

4.

Лексическая разминка

3 мин.

5.

Работа по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих для обозначения грамматической формы слова». Повторение изученного материала в 5 – 7 классах. (формулирование темы, цели)

3 мин.

6.

Работа в парах: заполняют таблицу «Ь на конце слов после шипящих»


10 мин.

7.

Физкультминутка

1 мин.

8.

Проверка самостоятельной работы с таблицей

2 мин.

9.

Закрепление «Лови ошибку»

3 мин.

10

«Четвёртое лишнее»

1 мин.

11.

Подведение итогов. Рефлексия.

1 мин.

12.

Задание на дом

2 мин.


Возникновение мотивации.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Но чтобы ее понять, вам следует настроиться на ее прослушивание.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: "Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята".
Второй сказал: "Зарабатываю на хлеб для своей семьи".
Третий гордо произнес: "Я строю прекрасный храм".
- Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.
(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство).

  1. Проверка домашнего задания.

Тренажёр «Правописание букв е, ё, о после шипящих и ц»

2. Лексическая разминка «Угадай слово»

Задание 1. (правильный ответ)


3. Скерцо (ит. scherzo «шутка») – произведение, написанное в шутливой форме, это может быть часть квартета, симфонии, сонаты или самостоятельная музыкальная пьеса, написанная в живом, стремительном темпе, в которой присутствуют остро характерные ритмические и гармонические обороты.



Задание 2. (правильный ответ)

  1. Палаццо - итальянский городской дворец-особняк XV—XVIII вв. Название происходит от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы.

  1. Работа по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих для обозначения грамматической формы слова».

Повторение изученного материала в 5 – 7 классах.

  • Давайте прочитаем эпиграф к уроку.

  • Как вы его понимаете?

«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и уловить чудные законы его».

(Н.В. Гоголь.)

«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка».

(Я. Грот.)


Посмотрите на слова, которые записаны в карточке.

  1. Что общего в словах? (Дочь, настежь, беречь, решаешь, ишь, замажь)

  2. Чем отличаются эти слова? (нож, могуч, замуж, (много) туч, вельмож, училищ)

  3. После каких согласных стоит ь? (после шипящих)

  4. Какую функцию выполняет ь в этих словах? (для обозначения грамматической формы слова)

  • Попробуйте сформулировать тему урока (запись темы в тетрадях). Сегодня мы повторим употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.

  • Сформулируйте цель урока.


  1. -Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать повторение: в каких случаях пишется ь, а в каких случаях не пишется. У вас на столах карточки со словами, а вывод запишите в таблицу.

Карточка со словами

Дочь, настежь, беречь, решаешь, ишь, замажь, нож, могуч, замуж, (много) туч, вельмож, училищ.

  1. Работа в парах.

  2. Заполнить таблицу, вспомнив материал, изученный в средних классах.

Ь на конце слов после шипящих


Часть речи

пишется

не пишется

1

Существительное





2

Прилагательное



3

Наречие



4

Глагол





5

Частица



6

Числительное








Проверка самостоятельной работы.

(Проверяют и консультируют заранее подготовленные сильные по предмету ученики)

Ь на конце слов после шипящих


Часть речи

пишется

не пишется

1

Существительное

женского рода 3 склон. в им.п

дочь

1. мужского рода 2 склон. в им.п : нож

2. женского рода 1 скл. во множ.ч: (много) туч

3. м.р. Р.п. мн.ч. (много) вельмож

4. ср.р. Р.п. мн.ч (много) училищ

2

Прилагательное

_________________________

кратких прилагательных: могуч


3

Наречие

настежь

Искл.: уж, замуж, невтерпёж

4

Глагол

1. в н. ф. гл.: беречь

2. в повелит. наклон. глагола: замажь

3. 2 лица ед. числа: решаешь

_______________________

5

Частица

вишь, бишь, лишь, ишь



Итого

5

5

  1. Закрепление + развитие орфографической зоркости «Лови ошибку»

Найдите ошибки на доске, перепишите в исправленном виде, объясните написание.

Глуш, ландыш, лиш, пахуч, идёш, ишь, навзничь, беречь, замаж,

  1. «Четвёртое лишнее»

Какое из слов в каждой строке является лишним и почему?

1) плащ, нет туч, ломоть, стричь;

2) наотмашь, воробьи, дочь, мажь;

3) пильщик, могуч, лишь, спрячься.

Рефлексия

Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.


Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.



Мясорубка – информацию переработаю.



Корзина – всё выброшу.


Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.


Домашнее задание.

Параграф 56.

Упражнение 267.

Просмотр содержимого презентации
«отк.ур. 10 кл»

Урок русского языка в 10 классе учитель русского языка и литературы Онищенко Оксана Николаевна МОБУ Ромненская СОШ имени И.А. Гончарова

Урок русского языка

в 10 классе

учитель русского языка и литературы Онищенко Оксана Николаевна

МОБУ Ромненская СОШ имени И.А. Гончарова

Тридцатое апреля. Классная работа.

Тридцатое апреля.

Классная работа.

Тренажёр «Правописание букв е, ё, о после шипящих и ц»

Тренажёр «Правописание букв е, ё, о после шипящих и ц»

  • ш…пот
  • маж…рный
  • ож…г руки
  • ж…нглёр
  • скач…к
  • груш…вый
  • общ…
  • размеж…вка
  • стаж…р
  • ц…котуха
  • ш ё пот
  • маж о рный
  • ож о г руки
  • ж о нглёр
  • скач о к
  • груш е вый
  • общ о
  • размеж ё вка
  • стаж ё р
  • ц о котуха
Лексическая разминка «Угадай слово» Лексическое значение этого слова указано неверно: Задание 1 :

Лексическая разминка «Угадай слово»

Лексическое значение этого слова указано неверно:

Задание 1 :

  • жокей – наездник на скачках, бегах;
  • чёткий – ясный, хорошо видный;
  • скерцо – комедия шутливого характера, в скором темпе.
Лексическая разминка «Угадай слово» Лексическое значение этого слова указано неверно: Задание 2 :

Лексическая разминка «Угадай слово»

Лексическое значение этого слова указано неверно:

Задание 2 :

  • палаццо – театр 15-18 вв.;
  • шовинизм – идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов;
  • чопорный – чрезмерно строгий, щепетильный или надменный в поведении, в соблюдении приличий.
Посмотрите внимательно на слова. Дочь, нож, могуч, настежь, замуж, беречь, замажь, решаешь, ишь, (много) туч, Сформулируйте тему урока.

Посмотрите внимательно на слова.

Дочь, нож, могуч, настежь, замуж, беречь, замажь, решаешь, ишь, (много) туч,

Сформулируйте тему урока.

  • Сформулируйте цель урока.
Тема урока Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и уловить чудные законы его». (Н.В. Гоголь.) «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка». (Я. Грот.)

Тема урока

Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова

«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и уловить чудные законы его».

(Н.В. Гоголь.)

«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка».

(Я. Грот.)

Цель урока: Вспомнить случаи употребления мягкого знака как показателя грамматической формы слова. Задачи урока:

Цель урока:

  • Вспомнить случаи употребления мягкого знака как показателя грамматической формы слова.

Задачи урока:

  • Закрепить знания о правописании Ь как показателя грамматической формы слова на практике.
  • Уметь находить и объяснять данную орфограмму.
Ь на конце слов после шипящих для обозначения грамматической формы слова.   Часть речи 1 пишется Существительное 2 не пишется   3 Прилагательное Наречие     4 5 Глагол           Частица        

Ь на конце слов после шипящих для обозначения грамматической формы слова.

 

Часть речи

1

пишется

Существительное

2

не пишется

 

3

Прилагательное

Наречие

 

 

4

5

Глагол

 

 

 

 

 

Частица

 

 

 

 

  Часть речи 1 пишется 2 Существительное не пишется Прилагательное 3   женского рода 3 склон. в им.п Наречие 4    доч ь   ___________________________________ Глагол   настеж ь 5   кратких прилагательных: могу ч   1. мужского рода 2 склон. в им.п : но ж    Искл.: уж, замуж, невтерпёж 2. женского рода 1 скл. во множ.ч: (много) туч    Частица 3. м.р. Р.п. мн.ч. (много) вельмож   1. в н. ф. гл.: береч ь   ________________________________________   вишь, бишь, лишь, ишь 4. ср.р. Р.п. мн.ч (много) училищ 2. в повелит. наклон. глагола: замаж ь   _______________________________________ 3. 2 лица ед. числа : решаеш ь

 

Часть речи

1

пишется

2

Существительное

не пишется

Прилагательное

3

  женского рода 3 склон. в им.п

Наречие

4

 

доч ь

  ___________________________________

Глагол

  настеж ь

5

  кратких прилагательных: могу ч

  1. мужского рода 2 склон. в им.п : но ж

  Искл.: уж, замуж, невтерпёж

2. женского рода 1 скл. во множ.ч: (много) туч

 

Частица

3. м.р. Р.п. мн.ч. (много) вельмож

  1. в н. ф. гл.: береч ь

  ________________________________________

  вишь, бишь, лишь, ишь

4. ср.р. Р.п. мн.ч (много) училищ

2. в повелит. наклон. глагола: замаж ь

  _______________________________________

3. 2 лица ед. числа : решаеш ь

Лови ошибку беречь лягьте четырьмя восми девятьсот замаж июлский ь Глуш ландыш лиш пахуч идёш ишь навзнич лягте ь вос ь ми ь ь июл ь ский ь

Лови ошибку

беречь

лягьте

четырьмя

восми

девятьсот

замаж

июлский

ь

Глуш

ландыш

лиш

пахуч

идёш

ишь

навзнич

лягте

ь

вос ь ми

ь

ь

июл ь ский

ь

Игра «Четвёртое лишнее» Какое из слов в каждой строке является лишним и почему? 1) плащ, нет туч, , стричь; 2) наотмашь, , дочь, мажь; 3) , могуч, лишь, спрячься. ломоть воробьи пильщик

Игра «Четвёртое лишнее»

Какое из слов в каждой строке является лишним и почему?

1) плащ, нет туч, , стричь;

2) наотмашь, , дочь, мажь;

3) , могуч, лишь, спрячься.

ломоть

воробьи

пильщик

Рефлексия Чемодан – всё пригодится в дальнейшем:   Мясорубка – информацию переработаю.   Корзина – всё выброшу.  

Рефлексия

Чемодан – всё пригодится в дальнейшем:

 

Мясорубка – информацию переработаю.

 

Корзина – всё выброшу.

 

Домашнее задание Параграф 56 Упражнение 267

Домашнее задание

Параграф 56

Упражнение 267


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова.

Автор: Онищенко Оксана Николаевна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Подготовка к ЕНТ  Раздел «Фонетика» "
    ["seo_title"] => string(36) "podghotovka-k-ient-razdiel-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "196229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428033591"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Развернутое тематическое планирование по русскому языку  2 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "razviernutoie-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "101235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402411223"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Рабочая программа -2 класс "
    ["seo_title"] => string(30) "rabochaia-proghramma-2-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "134106"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416668298"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Продуктивные приемы усвоения темы "Правописание гласных" мастер-класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "produktivnyie-priiemy-usvoieniia-tiemy-pravopisaniie-ghlasnykh-mastier-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163043"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422439556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства