1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
1.10. Согласные звуки
1.11. Употребление букв Ь и Ъ
1.11.1. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
1.11.2. Употребление Ь для обозначения грамматических форм
1.11.3. Употребление разделительных Ь и Ъ
1.12. Правописание гласных после шипящих
1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
1.13. Правописание гласных после Ц
1.13.1. Гласные А, Я, У, Ю, Е, Э после Ц
1.13.2. Гласные И, Ы после Ц
1.13.3. Гласные Е, Ё, О после Ц
1.14. Изменения согласных в речи
1.15. Правописание согласных
1.15.1. Звонкие – глухие согласные
1.15.2. Непроизносимые согласные
1.16. Полный фонетический разбор слова
1.1. Звуки речи
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова.
Звук есть самая мелкая единица языка.
1. Звуки речи, как и все другие звуки природы (звуки шагов человека, гудки машины, пение птиц и т.д.), порождаются колебаниями воздуха, то есть звуки речи [а], [б], [в], [о] относятся к акустическим явлениям, они воспринимаются органами слуха как разные звучания.
2. Колебания воздуха возникают при прохождении воздушной струи через речевой аппарат.
Речевой аппарат состоит из лёгких, гортани с голосовыми связками, глотки, полости рта (с языком, губами, твёрдым и мягким нёбом) и полости носа.
Функция лёгких – дать воздушную струю.
Все другие органы речевого аппарата принимают непосредственное участие в образовании звуков. При «говорении» одни из них двигаются (голосовые связки, мягкое нёбо, язык, губы), эти органы речи называются активными; другие остаются неподвижными (твёрдое нёбо, зубы), они называются пассивными.
В результате работы голосовых связок (или отсутствия таковой) и трения воздуха о преграды создаются различные звучания – разные звуки.
Преграды создаются неодинаковым положением активных органов речи в момент образования звука. Следовательно, звук есть также явление физиологическое: для его возникновения требуется определённая работа органов речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕНТ Раздел «Фонетика» »
Подготовка к ЕНТ
Раздел «Фонетика»
Приготовила Сулейменова Л.С.
2014 год
Раздел 1. Фонетика. Графика. Орфография
1.1. Звуки речи
1.2. Фонетическая транскрипция
1.3. Гласные и согласные звуки
1.4. Графика. Буквы. Алфавит
1.5. Звуки речи и буквы
1.6. Слог. Правила переноса слов
1.7. Ударение
1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
1.10. Согласные звуки
1.11. Употребление букв Ь и Ъ
1.11.1. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
1.11.2. Употребление Ь для обозначения грамматических форм
1.11.3. Употребление разделительных Ь и Ъ
1.12. Правописание гласных после шипящих
1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
1.13. Правописание гласных после Ц
1.13.1. Гласные А, Я, У, Ю, Е, Э после Ц
1.13.2. Гласные И, Ы после Ц
1.13.3. Гласные Е, Ё, О после Ц
1.14. Изменения согласных в речи
1.15. Правописание согласных
1.15.1. Звонкие – глухие согласные
1.15.2. Непроизносимые согласные
1.16. Полный фонетический разбор слова
1.1. Звуки речи
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звук есть самая мелкая единица языка.
1. Звуки речи, как и все другие звуки природы (звуки шагов человека, гудки машины, пение птиц и т.д.), порождаются колебаниями воздуха, то есть звуки речи [а], [б], [в], [о] относятся к акустическим явлениям, они воспринимаются органами слуха как разные звучания.
2. Колебания воздуха возникают при прохождении воздушной струи через речевой аппарат.
Речевой аппарат состоит из лёгких, гортани с голосовыми связками, глотки, полости рта (с языком, губами, твёрдым и мягким нёбом) и полости носа.
Функция лёгких – дать воздушную струю.
Все другие органы речевого аппарата принимают непосредственное участие в образовании звуков. При «говорении» одни из них двигаются (голосовые связки, мягкое нёбо, язык, губы), эти органы речи называются активными; другие остаются неподвижными (твёрдое нёбо, зубы), они называются пассивными.
В результате работы голосовых связок (или отсутствия таковой) и трения воздуха о преграды создаются различные звучания – разные звуки.
Преграды создаются неодинаковым положением активных органов речи в момент образования звука. Следовательно, звук есть также явление физиологическое: для его возникновения требуется определённая работа органов речи.
3. Звуки [а], [б], [в], [о] и др. являются элементами языка, функция которого, как известно, состоит в том, чтобы передавать смысл. Поэтому звуки речи связаны со значениями слов и их частей (морфем – корней, приставок и т.д.). С помощью изменения звуков можно превратить одно слово в другое.
Ср.: дом, дым, дам (тебе книгу), (много) дум; дом, том.
4. Звуки речи употребляются не изолированно, а в определённых звуковых комплексах – словах. Это приводит к тому, что один и тот же звук русского языка в разных словах может звучать по-разному.
Ср.: в слове ре́зок на месте буквы з звучит звук [з]; в слове ре́зкий – на месте буквы з звучит звук [с].
5. Слова могут состоять из одного и более звуков. Союзы, предлоги, местоимения обычно самые короткие. Например, из одного звука состоят предлогик, в, с; союзы а, и. Слова знаменательных частей речи обычно состоят из трёх и более звуков.
Дом, стол, велосипед, подошёл, красивый.
6. Раздел науки, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой (от греч. «фоне» – зву
7. С фонетикой тесно связана орфоэпия – наука, занимающаяся изучением нормативного литературного произношения (от греч. «орфо» – правильный; «эпос» – слово, речь). Орфоэпическим нормам подчиняются произношение звуков речи, постановка ударения и др.
Например, по орфоэпическим нормам литературного языка первый звук в местоимении что произносится как [ш]; согласный [н] в ударном слоге слова фонетика произносится твёрдо; ударение в существительном алфавитставится на последний слог.
Правильность произношения слов можно проверить по орфоэпическим словарям.
1.2. Фонетическая транскрипция
В научной литературе и учебных пособиях при описании звуков используется фонетическая транскрипция – специальный вид письма, позволяющий более или менее точно передать произношение отдельных звуков и их сочетаний, слов, словосочетаний и предложений.
Для обозначений звуков используются следующие знаки.
1. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки – [ ].
[а], [о], [л].
В квадратные скобки заключается и весь транскрибируемый элемент: слово, словосочетание, предложение и т.д.
[сто́л], [до́мбы́лма́л].
2. Для обозначения основной части звуков используется русский алфавит ([м], [н], [ы] и др.) с добавлением некоторых специальных знаков.
3. Знак [ j ] обозначает согласный й.
Май [ма́j], я [jа́].
Для обозначения этого звука используется и знак [й].
4. Знак [э] обозначает ударный гласный, который в обычном письме соотносится с буквой е и с буквой э.
Сел [с’э́л], эти [э́т’и].
5. Знак [ ’ ] – запятая справа сверху у буквы – указывает на мягкий согласный.
Мир [м’и́р], медь [м’э́д’].
6. Знаки [–] или [:] обозначают долгий согласный.
Сжал [ж:а́л].
1.3. Гласные и согласные звуки
1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально.
Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть языка смыкается с верхними зубами; при образовании звуков [з], [с] кончик и передняя часть языка приближается к верхним зубам, но не смыкается с ними; при образовании звука [у] язык отодвигается назад и задняя его часть поднимается высоко к нёбу, а губы при этом выпячиваются вперёд и округляются.
2. Характер звука зависит ещё и от того, участвуют ли в его образовании голосовые связки и создаются ли шумы при прохождении воздуха через речевой аппарат.
Например, в образовании звуков [а], [о], [у] голосовые связки принимают участие: их колебание создаёт голос, а шумы почти отсутствуют, так как воздушная струя, проходя через полость рта, не встречает достаточно серьёзных преград.
При образовании звуков [д], [з] голосовые связки также колеблются (значит, есть голос), но при этом есть ещё и шумы, которые возникают в результате трения воздуха о преграду (преградой в этом случае являются сомкнутые (звук [д]) или сближенные (звук [з]) кончик языка с верхними зубами).
При образовании звуков [т], [с] речевой аппарат работает так же, как при образовании звуков [д], [з], но голосовые связки не колеблются. Следовательно, шумы есть (за счёт образования преград), а голос не образуется.
1.4. Графика. Буквы. Алфавит
1. Для обозначения звуков на письме используются специальные знаки, которые называются буквами.
2. Обозначение звуков речи на письме изучает графика (от греч. «графо» – пишу).
3. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой.
Современный русский алфавит
Буквы
Название букв
Буквы
Название букв
А а
А
Р р
Эр
Б б
Бэ
С с
Эс
В в
Вэ
Т т
Тэ
Г г
Гэ
У у
У
Д д
Дэ
Ф ф
Эф
Е е
Е
Х х
Ха
Ё ё
Ё
Ц ц
Цэ
Ж ж
Жэ
Ч ч
Че
З з
Зэ
Ш ш
Ша
И и
И
Щ щ
Ща
Й й
И краткое
Ъ ъ
Твёрдый знак (ер)
К к
Ка
Ы ы
Ы
Л л
Эль
Ь ь
Мягкий знак (ерь)
М м
Эм
Э э
Э (оборотное)
Н н
Эн
Ю ю
Ю
О о
О
Я я
Я
П п
Пэ
1.5. Звуки речи и буквы
1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные.
Гласных букв 10:
A
Е
Ё
И
О
У
Ы
Э
Ю
Я
Согласных букв 21:
Б
В
Г
Д
Ж
З
Й
К
Л
М
Н
П
Р
С
Т
Ф
Ч
Ц
Ч
Ш
Щ
2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.
Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].
4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:
[и] - и (милый).
[ы] – ы (мыло).
[а] – а (май) и я (моя).
[о] – о (мой) и ё (ёлка).
[э] – э (это) и е (мeл).
[у] – у (куст) и ю (юла).
Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв: 1) а, о, э, у; 2) я, ё, е, ю.
Обратите внимание!
1)Я, е, ё, ю – это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.
2) Буквы а и я, о и ё, э и е обозначают соответственно: а и я – звук [а]; о и ё – звук [о], э и е – [э] – только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.
5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:
после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:
Сяду [с’а́ду], сел [с’э́л], сёл [с’о́л], сюда [с’уда́];
после гласных букв, в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ j ] и соответствующий гласный:
Я – [jа], е – [jэ], ё – [jо], ю – [jу].
Например:
1. после гласных: жуёт [жуjо́т], бреют [бр’э́jут];
2. в начале слова: ел [jэ́л], як [jа́к];
3. после разделительных ъ и ь: съел [сjэ́л], вьюн [в’jу́н].
Обратите внимание!
1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!
Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].
2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы].
Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].
3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ. Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.
Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].
4)Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).
6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:
после гласных и на конце слова – буквой й;
Май [ма́j].
в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю, я, которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;
Ел [jэ́л], як [jа́к].
на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я.
Съел [сjэ́л], вьюн [в’jу́н].
7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.
Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ].
Неразделительный ь:
1) указывает на мягкость предшествующего согласного:
Мель [м’э́л’];
2) выполняет грамматическую функцию.
Например, в слове мышьь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.
Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ.
1.6. Слог. Правила переноса слов
Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха.
Ср.: во-да, на-у-ка.
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков!
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).
Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук.
Во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук.
Сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.
Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!
Но-чник, по-ддать, ди-ктор.
Обратите внимание!
Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].
Май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
Обратите внимание!
При сочетании нескольких согласных в середине слова:
1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.
О-ттечь, да-нный.
2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.
Ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й).
4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.
Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание). Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный. На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.
Правила переноса слов
Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются.
Разъ-езд, синь-ка, мой-ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог.
Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву.
От-течь, раз-лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву.
По-кропить, при-крепить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится.
Ран-ний, тер-рор, ван-на.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы.
Разы-скать.
1.7. Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение
Словесное ударение (или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.
Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне...
произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.
это выделение слога в слове.
Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.
Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.
Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.
Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.
Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог.
В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.
Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.
1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
Как отмечалось (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы), в русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:
A
О
Э
У
Ы
И
которые обозначаются на письме 10 буквами:
A
Я
О
Ё
Е
Э
У
Ю
Ы
И
1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Ы́йя, Ы́ныкган.
Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
Дым [ды́м], тыл [ты́л].
Звук [и] употребляется только после мягких согласных.
Физик [ф’и́з’ик].
Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как[жы], [шы], [цы].
Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).
Из ириса – [из-ы́]риса.
Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.
Дети [д’э́т’и], вес [в’э́с].
Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
после [ж], [ш], [ц];
Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].
в некоторых иноязычных словах;
Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].
в некоторых сложносокращённых словах.
ГЭС, ВТЭК.
2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.
Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.
3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:
не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю);
Мил [м’и́л] – мила [м’ила́], жил [жы́л] – жила [жыла́], шут [шу́т] – (нет) шута [шута́].
Исключение составляет звук [и]: в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы];
В изгнании [в ызгна́н’ии].
изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э).
4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».
В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а], хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ].
Мой [мо́j] – моя [мΛjа́] или [маjа́], дал [да́л] – дала [дΛла́] или [дала́].
В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и], хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] – [иэ].
Ср.: взял [вз’а́л] – взяла [вз’иэла́] или [вз’ила́], нёс [н’о́с] – несла [н’иэсла́] или [н’исла́], бел [б’е́л] – бела [б’иэла́] или [б’ила́].
Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.
Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией: сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.
Итак, в I слабой позиции на месте [а], [о], [э] после твёрдых согласных звучит звук, близкий к [а] – [Λ], после мягких согласных – звук, близкий к [и] – [иэ].
5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц]:
после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ыэ]);
на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э], – [ыэ];
Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].
после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] – [Λ], как и после других твёрдых согласных звуков.
Шар [ша́р] – шары [шΛры́].
6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.
Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией: сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.
В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.
В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер»[ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)
Например:
после твёрдых согласных: домовой [дъмаво́j], рыба [ры́бъ], крыша [кры́шъ], целиком [цъл’ико́м];
после мягких согласных: рядовой [р’ьдаво́j], поле [по́л’ь], часовщик [ч’ьсΛфщ’и́к].
7.Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о]. На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ], а звук, близкий к [а] – [Λ], как в I слабой позиции после твёрдых согласных.
Огурец [Λгур’э́ц]; обезьяна [Λб’иэз’jа́нъ].
Алгоритм анализа при транскрибировании слова
1.
Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.
Сожаление – со-жа-ле́-ни-е.
2.
Подчеркните двумя чертами ударный гласный.
Со-жа-ле́-ни-е.
Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:
либо один звук [э], [о], [а], [у] – после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е);
либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] – в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь.
Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:
первый предударный слог – I слабая позиция; остальные безударные слоги – II слабая позиция.
СоII-жаI-ле́-ниII-еII.
Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.
СоII-жаI-ле́-ниII-еII – в заударном слоге ни звучит гласный [и].
4.
Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а:
после твёрдых согласных – [Λ];
после мягких согласных – [иэ];
после ж, ш, ц может звучать [иэ].
СоII-жаI-ле́-ниII-еII – в слоге жа звучит гласный [ыэ].
Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а], то эти гласные также изменяются по общим правилам: j – мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [иэ].
Объявился – оII-бъяI-ви́л-сяII – первый предударный слог бъяI будет звучать как [б’jиэ].
5.
Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а:
после твёрдых согласных – [ъ];
после мягких согласных – [ъ];
в абсолютном начале слова на месте букв о и а – [Λ].
Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а], то эти гласные также изменяются по общим правилам: j – мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь].
СоII-жаI-ле́-ниII-еII – слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; оII-бъяI-ви́л-сяII – о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].
1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
В русском языке, как правило, различное произношение гласных (в зависимости от ударения и сочетания с согласными) не влияет на их написание.
Ср.: одинаковое написание безударных и ударных гласных в слове: лес [л’э́с] – в лесу[в∩л’иэсу́]).
В то же время в некоторых редких случаях произношение гласного отражается на письме.
1. Гласная буква и в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласную букву, меняется на ы (в соответствии с произношением).
Ср.: игра – сыграть, разыграться, подыграть.
Исключения: гласный и в начале корня сохраняется:
после приставок меж-, сверх-;
Межинститутский, сверхинтересный.
после иноязычных приставок и частиц (ад-, диз-, ин-, -интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс-, пан-);
Субинспектор, контриск, паниндийский.
в сложносокращённых словах.
Пединститут, спортинвентарь.
2. В приставках раз-, рас-, роз-, рос- в ударном положении (в соответствии с произношением) пишется о, а в безударном положении (в соответствии с произношением) пишется а.
В русском языке, как отмечалось, 37 согласных звуков.
1. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.
Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:
Звонкие
[б]
[б']
[в]
[в']
[г]
[г']
[д]
[д']
[з]
[з']
[ж]
Глухие
[п]
[п']
[ф]
[ф']
[к]
[к']
[т]
[т']
[с]
[с']
[ш]
Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:
Звонкие
[л]
[л']
[м]
[м']
[н]
[н']
[р]
[р']
[j]
Глухие
[х]
[х']
[ч']
[щ']
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.
2. Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.
Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:
Твёрдые
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
Мягкие
[б']
[в']
[г']
[д']
[з']
[к']
[л']
[м']
[н']
[п']
[р']
[с']
[т']
[ф']
[х']
Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
Твёрдые
[ж]
[ш]
[ц]
Мягкие
[ч']
[щ']
[ j' ]
1.11. Употребление букв Ь и Ъ 1.11.1. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения твёрдых согласных и мягких согласных. На письме парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы).
Для обозначения на письме мягкого согласного в русском языке есть специальная буква ь (мягкий знак, или «ерь»).
Ср.: стол – столь, банка – банька.
Ьпишется
Примеры
1. На конце слова.
Нить [н’и́т’], семь [с’э́м’].
2. В середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным.
Судьба [суд’ба́], тьма [т’ма́].
3. В середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость.
6. В родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -нястоит гласная, а также в четырёх существительных-исключениях (барышня, боярышня, деревня, кухня).
1. После шипящих в именах существительных мужского рода II склонения в форме единственного числа именительного падежа.
Нож [но́ш], врач [вра́ч’].
2. После шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род).
Горяч, горюч.
3. После шипящих в трёх наречиях-исключениях.
Уж, замуж, невтерпёж.
4. После шипящих в родительном падеже множественного числа существительных женского рода на -а (I склонение).
Туча– туч, роща– рощ.
5. В родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня, боярышня, деревня, кухня).
Башня– башен, вишня– вишен.
6. В глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени – вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?
Он надеется, ему не верится, они надеются.
1.11.3. Употребление разделительных Ь и Ъ
Как отмечалось, разделительные ъ и ь сигнализируют о наличии в слове звука [ j ] (после согласной буквы и перед гласными буквами е, ё, ю, я).
1. Разделительный Ъ пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:
после приставки, оканчивающейся на согласную;
Въезд, предъюбилейный, объявить, объём.
в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх-;
Двухъярусный,трёхъярусный.
в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицей пан-.
2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!).
Ср.: платье, дьяк.Исключение – фельдъегерь.
3)Букваъне пишется на стыке частей сложного слова.
Ср.:детясли(детские ясли),Иняз(Институт иностранных языков).
4)Букваъне пишется в существительномподьячий(в этом слове нет приставкипод-!). В середине слова пишется разделительныйь, поскольку здесь выделяется приставкапо-и кореньдьяк(-дьяч-).
5)В середине слова (в корне)арьергардпишется разделительныйь, а неъ, поскольку приставкиар-в русском языке нет.
6)В словеизъян(тюрк.) пишетсяъпо аналогии с глаголомизъять.
2.РазделительныйЬпишется в следующих случаях:
в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквамие, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит[ j ];
Вьёт[в’jо́т],вьюн[в’jу́н],дьяк[д’jа́к]).
в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.
Произношение [о] и [е] под ударением после мягких согласных и шипящих
В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке[ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] – мягко.
Ср.: жил [жы́л], шёл [шо́л] – лучом [луч’о́м], Щорс [Щ’о́рс].
Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами.
1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю, а пишутся и, а, у:
Исключения:брошюра, жюри, парашют (и производные от них: парашютный, брошюроватьи т.д.), а также некоторые иноязычные имена собственные, например: Жюль, Сент-Жюст, Чюрлёнис, Мкртчян, Лонжюмо, Шяуляй и др.
1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
ПишетсяЕ(Ё)
ПишетсяО
А) В корнях слов под ударением
1. Можно подобрать однокоренное слово с е, например:шёрстка – шерсть, чёрт – черти, шёпот – шепчет; жёлтый – желтеть.
1. Нельзя подобрать однокоренное слово с е, например: крыжовник, трущоба, шорох, шоры, шорник, шоркать, чокаться, чопорный, чохом; Шолохов, Щорс, Печора, Печорин, Ижора.
2. При изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных (например:шов –шва, обжора –жрать, жом –жму,жмых).
3. Во многих заимствованных словах (причем как в ударных, так и в безударных слогах), например: шок, шомпол, шорты, артишок, капюшон, крюшон, шоу, шоколад, Шотландия, шоссе, шофёр, шовинист, боржом, джонка, пижон, мажор, мажордом, креп-жоржет, жонглёр, анчоус и др.
Существительные, например: ожог руки, поджог дома, изжога.
В) В окончаниях и суффиксах
1. В безударном положении в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: с пейза́жем, с да́чей, ры́жего (котёнка), хоро́шего (друга).
1. Под ударением в окончаниях имён существительных и прилагательных, например:подлучо́м, со свечо́й, большо́го (успеха), с чужо́го (плеча).
2. В безударном положении в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: до́ченька, горо́шек, плечево́й, плю́шевый.
2. Под ударением в суффиксах имён существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, например: казачо́к, девчо́нка, чащо́ба, моржо́вый, грошо́вый.
3. Без ударения на конце наречий, например: неуклю́же, бога́че.
3. Под ударением на конце наречий, например: свежо́, общо́.
4. Без ударения в существительных и прилагательных с беглым гласным, например: гре́шен – грешна, стра́шен – страшна.
4. Под ударением в существительных и прилагательных с беглым гласным, например:княжо́н – княжна, смешо́н – смешна.
5. Под ударением в суффиксе существительных -ёр, например: дирижёр, стажёр.
6. Под ударением в окончаниях глаголов, например: печёт, жжёт.
7. Под ударением в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: разжёвывать, выкорчёвывать.
8. Под ударением в отглагольных существительных с сочетанием суффиксов -ёвк-а, например: корчёвка (откорчевать),ночёвка(отночевать).
9. Под ударением в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён-), а также в производных от них существительных, например: копчёный – копчёности, тушёный – тушёнка, сгущённый – сгущёнка.
10. В предложном падеже местоимения что: о чём, а также в словах нипочём, причём, ни при чём.
Обратите внимание!
1) Слово шероховатый не воспринимается как однокоренное со словом шорох.
2) Слово трещотка, хотя и образовано от глагола, но не имеется сочетания суффиксов -ёвк-а, поэтому пишется с гласным о.
3) В наречии ещё нет суффикса, поэтому на конце пишется ё.
4) В фамилиях и географических названиях под ударением после шипящих в суффиксах может писаться как -ов, так и -ёв (зависит от традиции).
В древнерусском языке звук [ц] был мягким. В дальнейшем в литературном языке он отвердел. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквой ц, звук [ц] произносится твёрдо.
Цинга [цынга́], Цюрих [Цу́р’их].
Разнообразие написаний гласных после ц объясняется историческими причинами.
1.13.1. Гласные А, Я, У, Ю, Е, Э после Ц
1. После ц пишутся гласные а, у, е.
Цапля, цугом, целый.
2. Гласные э, ю, я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.).
Цюрих,Цявловский,Цюрюпа, Коцюбинский.
1.13.2. Гласные И, Ы после Ц
ПишетсяИ
ПишетсяЫ
1. В корнях слов, например: панцирь, цинга, дефицит, Сицилия, Цицерон.
1. В корнях слов-исключений: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках и в родственных словах (цыганить, цыкнуть, цыпки и др.), а также в некоторых именах собственных: Цыбин, Харцызск.
2. В суффиксах слов, например: демонстрация, электрифицировать, электрифицированный.
2. В суффиксе прилагательных -ын, например: птицын, царицын.
2. В некоторых именах собственных на -цин, например: Вицин, Цицин.
2. В именах собственных на -цын, например: Синицын, Лисицын.
4. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: куцый, куцым, куцыми.
1.13.3. Гласные Е, Ё, О после Ц
1. Буква ё после ц не пишется.
2. Буква о после ц пишется под ударением (независимо от того, на какую часть слова – корень, суффикс, окончание – оно падает); буква е – в безударном положении.
3. В безударном положении буква о после ц пишется:
в родственных с цо́кот словах: цокотуха, цокотать;
в некоторых заимствованных словах: герцог, герцогиня, палаццо, скерцо, меццо.
1.14. Изменения согласных в речи
Звуки употребляются не изолированно. В связной речи они оказываются рядом, «соседствуют», что приводит к влиянию одного звука на другой и вызывает различные их изменения.
Для русских согласных характерны следующие изменения в речи:
1.Звонкие парные согласные в абсолютном конце слова оглушаются (меняются на парные глухие согласные), тогда как непарные звонкие согласные на конце слове не изменяются.
Ср.: воз [во́с], взвод [взво́т], муж [му́ш], улов [уло́ф] – пар [па́р], мал [ма́л].
Если слово оканчивается на два парных звонких согласных, оглушаются оба согласных.
Мозг [мо́ск], дрозд [дро́ст].
2.Звонкие парные согласные перед глухими согласными в начале или в середине слова оглушаются (меняются на парные глухие согласные), тогда как непарные звонкие согласныеперед глухими не изменяются.
3.Парные глухие согласные перед парными звонкими согласными меняются на парные звонкие согласные.
Отбить [Λдб’и́т’], просьба [про́з’бъ].
Если при этом образуются два одинаковых звука, то они обычно сливаются в один (обычно долгий) звук.
Отдать [Λд:а́т’].
Перед непарными звонкими согласными и [в], [в’] парные глухие согласные не изменяются.
Отвинтить [Λтв’ин’т’и́т’], отлить [Λтл’и́т’].
4.Парные твёрдые согласные перед мягкими согласными могут (но не всегда!) смягчаться, то есть меняться на парные мягкие.
Весть [в’э́с’т’], жизнь [жы́з’н’].
Однако смягчение твёрдого согласного перед мягким наблюдается не всегда.
Камни [ка́мн’и], вафли [ва́фл’и].
Обратите внимание!
Обычно смягчаются:
1)[з], [с], [н] перед [д’], [т’], [з’], [с’], [н’], например: месть [м’э́с’т’], здесь [з’д’э́с’], бантик [ба́н’т’ик]; [н] смягчается также перед [ч’], [щ’], например:кончик [ко́н’ч’ик], гонщик [го́н’щ’ик];
2)[з], [с], [н] перед [б’], [п’], [в’], [ф’], например: зверь [з’в’э́р’], в избе [в∩ыз’б’э́], свет [с’в’э́т] (хотя иногда такие сочетания могут произноситься и с твёрдым согласным);
3) все согласные, кроме [ж], [ш], перед разделительным ь, ср.: пьют [п’jу́т] – шьют [шjу́т]. Перед разделительным ъ согласный произносится твёрдо, например: подъём [пΛдjо́м].
5. Согласный [г] перед [к] заменяется на [х].
Ср.: мягок [м’а́гък], мягкий [м’а́хк’иj].
6. В сочетании нескольких согласных возможно выпадение одного из согласных.
9. Сочетания зч, жч, сч, сщ обычно произносятся как [щ’].
Заказчик [зΛка́щ’ик], мужчина [мущ’и́нъ], счастье [щ’а́с’т’jь], с щёткой [щ’о́ткъj].
10. В существительном дождь сочетание ждь произносится либо как [щ’] – [до́щ’], либо как [шт’] – [до́шт’]. В косвенных падежах существительногодождь, а также в однокоренных словах (дождичек, дождинка, дождить и др.) сочетание жд произносится либо как [ж:’], либо как [жд’].
Ср.: дожди [дΛж:’и́], [дΛжд’и́].
11. В ряде слов шипящий ч в сочетании чн произносится как [ш]:
В ряде слов произношение [ш] является основным литературным вариантом, а произношение [ч] допустимо: булочная, двоечник, троечник.
Варианты с [ш] и [ч] равноправны в словах: копеечный, порядочный.
12. В местоимении что (и в производных, кроме местоимения нечто) на месте ч произносится [ш].
Что [што́].
13. Сочетания тс, тьс (обычно в глагольных формах) произносятся как [ц].
Учиться [уч’и́цъ], учится [у́ч’ицъ].
14. В окончаниях прилагательных и местоимений -ого/-его на месте г произносится [в].
Большого [бΛл’шо́въ], моего [мΛjиэво́].
1.15. Правописание согласных
Поскольку в речи согласные звуки, как и гласные в безударном положении, могут изменяться, то при правописании согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.
1.15.1. Звонкие – глухие согласные
1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.
2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапоги – сапожки, запрягать – пряжка), а х чередуется с ш (пахать – вспашка, казахи – казашка).
3. Ударный -ёжк(а) пишется в отглагольных существительных.
Зубрить – зубрёжка.
4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).
Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).
1.15.2. Непроизносимые согласные
1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).
Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть.
Исключения:блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотяплескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).
31.Укажите строку, где слова только с глухими звуками. А) Шорох, шум. В) Шёпот, шаг. С) Сопка, заводь. D)Стена, роман. Е) Беседа, корова.
32.Укажите строку, в которой слова имеют звуков больше, чем букв. А) Восьми, ясный, пью. В) Шить, поёт, ясень. С) Поезд, юг, яблоко. D)Объявление, столб, поеду. Е) Рисование, ельник, курица.
33.Укажите строку, в которой слова имеют букв больше, чем звуков. А) Пять, шорох, осень. В) Больной, решение, съезд. С) Школа, экзамен, оценка. D)Платье, красота, свадьба. Е) Шаль, школьник, письмо.
34.Звуков в русском языке А) 42. В) 38. С) 44. D)41. Е) 33.
35.Фонетика изучает А) Звуки и буквы. В) Буквы. С) Части речи. D)Звуки речи. Е) Состав слова.
36.Согласных звуков в русском языке А) 30. В) 32. С) 36. D)40. Е) 38.
39.Определите только твёрдые согласные. А) г, ж, ч. В) п, р, ц. С) м, р, х. D)з, п, н. Е) ц, ж, ш.
40.Могут быть только мягкими согласные А) ч, ц, л. В) х, т, п. С) щ, й, ч. D)й, в, ж. Е) г, н, ц.
41. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв. А) Ветер. В) Голова. С) Земля. D)Ящик. Е) Семья.
42.Укажите звонкий согласный. А) п. В) л. С) ф. D) к. Е) т. 43.Укажите слово с равным количеством звуков и букв. А) Объявление. В) Юбилейный. С) Армия. D)Егерь. Е) Союз.
44.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв. А) Рёв. В) Шура. С) Брат. D)Ров. Е) Юра.
45.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв. А) Жест. В) Ест. С) Брод. D)Ключ. Е) Десять.
46.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв. А) Ряд. В) Рот. С) Ров. D)Яд. Е) Рад. 47.Укажите, сколько букв в русском языке. А) 32. В) 31. С) 33. D)34. Е) 30.
48.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв. А) Зорьки. В) Уголь. С) Зорки. D)Ест. Е) Угол.
49.Раздел языкознания, который изучает звуки- это А) Орфоэпия. В) Лексика. С) Фонетика. D)Грамматика. Е) Морфология.
50.Укажите слова, расположенные в алфавитном порядке. А) Человек, хилый, цинга. В) Француз, церемония, ядро. С) Обращение, надежда, Пушка. D)Арбуз, дядя, ведро. Е) Гости, ива, весна.
51.Укажите ряд слов с равным количеством звуков. А) Ёлка, якорь, жуёт. В) Юный, район, ужин. С) Эпоха, челюсть, хребет. D)Ярко, ёжик, область. Е) Майка, письмо, гигант.
52.Укажите ряд слов с равным количеством звуков. А) Канал, жизнь, билет. В) Юноша, визит, ущерб. С) Тротуар, телефон, единица. D)Бой, эхо, яма. Е) Южный, магнит, бурьян.