kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Употребление деепричастий в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура речи. Употребление деепричастий в письменной и устной речи. Урок обобщения, систематизации и углубления знаний по теме " Деепричастие"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Употребление деепричастий в речи»

Тема урока: « Так хочется прекрасное в полёте удержать…»

(Употребление деепричастий в письменной и устной речи.).

Тип урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Деепричастие».

Цели урока:

  • образовательные: предотвращение забывания усвоенного материала, углубление его связей с ранее изученным материалом, уточнение приобретенных знаний; закрепление сведений о деепричастии; выработка умений правильно использовать в речи деепричастие;

  • развивающие: развивать умения точно определять границы учебного материала, выделять основные идеи, понятия, правила, подбирать соответствующие задания, использования справочной литературы; преодоление ошибок в употреблении деепричастий;

  • воспитательные: воспитание любви и уважения к культурным ценностям, созданным народом, его языку, истории, литературе.


Оборудование: таблица «Деепричастия и деепричастные обороты».

Ход урока.

Выдвижение и решение проблемы. Мотивация и стимулирование учебной деятельности.

  1. Вводное слово учителя.

  2. Вопросы к классу.

    • Изучение какой части речи мы с вами завершили?

    • Что вы узнали о деепричастии?


Внимательно послушайте стихотворение поэта В.А.Жуковского «Невыразимое» ( выступление специально подготовленного ученика).

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть её изобразила?

Едва-едва одну её черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью!..

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли величественный час

Вечернего земли преображенья –

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого введенья

И в беспредельное унесена –

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать –

И обессилено безмолвствует искусство?

Что видимо очам – сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката –

Сии столь яркие черты –

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.


-Как связаны между собой тема урока и тема прослушанного стихотворения?

- Как вы предлагаете сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Правильное употребление деепричастий в письменной речи. Для чего это надо?

(Чтобы четко, правильно и выразительно выражать свои мысли)

Делая свои поэтические переводы, В.А.Жуковский часто употребляет деепричастия и именно с их помощью ему удается запечатлеть и остановить «прекрасное мгновение».

Давайте познакомимся с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением Р.Саути в переводе В.Жуковского, в котором с помощью деепричастий удалось передать всю красоту, мощь, неповторимость движения водопада. Поэт смог прекрасное удержать в полете и запечатлеть его на все века.

(выступление специально подготовленного ученика).

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Ладоре.

- Использование деепричастий в таком количестве под силу только великим мастерам слова. Мы с вами должны помнить, что употребление деепричастий в тексте зависит от его стиля и что деепричастия чаще употребляются в письменной речи. Чтобы правильно употреблять деепричастие нужно знать особенности их образования и правильно их произносить.


III.

Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальное повторение пройденного материала, углубление его. Фронтальная работа с классом.

- Образуйте деепричастия от следующих глаголов:

1. идти – идя

  1. баловать - балуя

  2. клеветать – клевеща

  3. начать – начав

  4. шить – не образуется

  5. бить – не образуется

  6. сидеть – сидя

  7. принять – приняв

  8. писать - ( редко писавши)

  9. быть – будучи

Вывод. От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются : а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных,

б) от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х,

в) от большинства глаголов с основой настоящего времени на

шипящий,

г) от глаголов с суффиксом –ну- .

Прочитайте в учебнике материал, изложенный в § , сделайте вывод ( используйте прием « Инсерт»)

IV. Индивидуальная проверка домашнего задания.

Правильное употребление деепричастий связано не только со способом образования, но и с соблюдением орфоэпии и правильной интонации. Правильная интонация определяет постановку знаков препинания.

Прочитайте, выделяя голосом деепричастные обороты, стихотворные строки, которые вы выписали дома.

Некоторые из них.

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные.

А.К.Толстой « Благовест»

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт.

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт.


Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.


Н.С.Гумилев « Капитаны»

Индивидуальная работа с доской.

Найдите деепричастия в данном тексте и обоснуйте свой выбор.

( Текст написан на доске)

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая поднимается.

Вывод : играючи, разгоняючи, т.к. образовались от глаголов, относятся к глаголу поднимается, обозначает добавочные действия, имеют категорию вида.


- Вплоть до восемнадцатого века в русском языке деепричастия образовывались с помощью суффиксов

- учи, -ючи. Сейчас эти суффиксы почти не употребляются, но связь времен в языке не утрачивается. Сохранились формы слов которые хранят в себе память времен. (быть - будучи).


- Из какого произведения взяты эти строки?

- С какой целью М.Ю.Лермонтов включает в текст данные деепричастия?

(Для создания стилистической окраски текста с целью ярче передать быт и колорит эпохи Ивана Грозного )


Сколько прекрасных мгновений создали и сохранили мастера слова.


Экспериментальная работа. Умение конструировать предложения с деепричастными оборотами и синонимическими конструкциями.

- Давайте рассмотрим синонимические синтаксические конструкции и достоинства предложений с деепричастным оборотом.

Запись в тетради с доски:

Синонимические синтаксические конструкции – это предложения одинаковые по смыслу, но различные по построению.

Работа с доской:

- Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания.

Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Создайте на основе данного предложения синонимические синтаксические конструкции.

  1. Грузинка держала кувшин над головой и сходила к берегу.

2. Грузинка держала кувшин над головой, когда узкою тропой сходила к берегу.

Вывод: одну и ту же мысль мы передали в предложении с деепричастным оборотом, в предложении с однородными сказуемыми и в сложноподчиненном предложении. Предложение с деепричастным оборотом наиболее точно и выразительно выражает данную мысль.

Не случайно именно эту синтаксическую конструкцию использует М.Ю.Лермонтов.


Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Используя синонимические синтаксические конструкции, исправьте допущенные в предложениях ошибки. Смотрите в розданные вам памятки.

Образец памятки прилагается.


Правильное употребление деепричастных оборотов в предложении.

1. Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать

действия разных предметов и лиц.

  1. Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий.

  2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией.

  3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, в котором подлежащее логически выражено.


- Побывав в Москве 17 века, у иностранных послов и купцов возникали ассоциации с Иерусалимом.

- Побывав в Москве 17 века, иностранные послы писали о ней как об одном из красивейших городов мира.

- Побывав в Москве 17 века, в записках иностранных послов остались интересные для нас описания.

- Побывав в Москве 17 века, она сравнивалась с Иерусалимом и другими красивейшими городами мира.


Итоговый вопрос классу.

Что надо учитывать при употреблении деепричастий в устной и письменной речи?


Рефлексия ( « Смайлики»)


V. Сообщение и комментирование домашнего задания.


Напишите сочинение-миниатюру на тему « Поздняя осень»

Правильно используйте в тексте деепричастие и деепричастные обороты.


Образец домашнего задания. ( текст, созданный учителем).

Поздняя осень

По хмурому осеннему небу, обгоняя друг друга, плывут тяжелые серые облака.

Внимательно присмотревшись, я замечаю первые признаки приближающейся зимы.

Вот, красуясь на лету, медленно опускаются на землю крупные хлопья снега. Покружившись в воздухе, они садятся на ветки деревьев или ложатся на землю. Отливая серебряным блеском, деревья выглядят особенно красиво.

Молодые рябинки в школьном дворе развесили напоказ крупные красивые ягоды, словно примеряя новогодний наряд.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Употребление деепричастий в речи

Автор: Деева Элла Александровна

Дата: 13.05.2018

Номер свидетельства: 469418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи""
    ["seo_title"] => string(74) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-upotrieblieniie-dieieprichastii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447076523"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(58) "urokrusskoghoiazykaupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448198898"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация к уроку  "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokuupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448199346"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Употребление деепричастий в речи."
    ["seo_title"] => string(34) "upotreblenie_deeprichastii_v_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "619870"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1670780457"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок по русскому языку. Употребление деепричастий в речи."
    ["seo_title"] => string(58) "urok_po_russkomu_iazyku_upotreblenie_deeprichastii_v_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "526182"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1573218498"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства