Просмотр содержимого документа
«Употребление деепричастий в речи»
Тема урока: « Так хочется прекрасное в полёте удержать…»
(Употребление деепричастий в письменной и устной речи.).
Тип урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Деепричастие».
Цели урока:
образовательные: предотвращение забывания усвоенного материала, углубление его связей с ранее изученным материалом, уточнение приобретенных знаний; закрепление сведений о деепричастии; выработка умений правильно использовать в речи деепричастие;
развивающие: развивать умения точно определять границы учебного материала, выделять основные идеи, понятия, правила, подбирать соответствующие задания, использования справочной литературы; преодоление ошибок в употреблении деепричастий;
воспитательные: воспитание любви и уважения к культурным ценностям, созданным народом, его языку, истории, литературе.
Оборудование: таблица «Деепричастия и деепричастные обороты».
Ход урока.
Выдвижение и решение проблемы. Мотивация и стимулирование учебной деятельности.
Вводное слово учителя.
Вопросы к классу.
Изучение какой части речи мы с вами завершили?
Что вы узнали о деепричастии?
Внимательно послушайте стихотворение поэта В.А.Жуковского «Невыразимое» ( выступление специально подготовленного ученика).
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть её изобразила?
Едва-едва одну её черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью!..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли величественный час
Вечернего земли преображенья –
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого введенья
И в беспредельное унесена –
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать –
И обессилено безмолвствует искусство?
Что видимо очам – сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката –
Сии столь яркие черты –
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
-Как связаны между собой тема урока и тема прослушанного стихотворения?
- Как вы предлагаете сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Правильное употребление деепричастий в письменной речи. Для чего это надо?
(Чтобы четко, правильно и выразительно выражать свои мысли)
Делая свои поэтические переводы, В.А.Жуковский часто употребляет деепричастия и именно с их помощью ему удается запечатлеть и остановить «прекрасное мгновение».
Давайте познакомимся с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением Р.Саути в переводе В.Жуковского, в котором с помощью деепричастий удалось передать всю красоту, мощь, неповторимость движения водопада. Поэт смог прекрасное удержать в полете и запечатлеть его на все века.
(выступление специально подготовленного ученика).
Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,
Так падают бурные воды
В сверкающем быстром Ладоре.
- Использование деепричастий в таком количестве под силу только великим мастерам слова. Мы с вами должны помнить, что употребление деепричастий в тексте зависит от его стиля и что деепричастия чаще употребляются в письменной речи. Чтобы правильно употреблять деепричастие нужно знать особенности их образования и правильно их произносить.
III.
Обобщение и систематизация знаний.
Фронтальное повторение пройденного материала, углубление его. Фронтальная работа с классом.
- Образуйте деепричастия от следующих глаголов:
1. идти – идя
баловать - балуя
клеветать – клевеща
начать – начав
шить – не образуется
бить – не образуется
сидеть – сидя
принять – приняв
писать - ( редко писавши)
быть – будучи
Вывод. От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются : а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных,
б) от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х,
в) от большинства глаголов с основой настоящего времени на
шипящий,
г) от глаголов с суффиксом –ну- .
Прочитайте в учебнике материал, изложенный в § , сделайте вывод ( используйте прием « Инсерт»)
IV. Индивидуальнаяпроверка домашнего задания.
Правильное употребление деепричастий связано не только со способом образования, но и с соблюдением орфоэпии и правильной интонации. Правильная интонация определяет постановку знаков препинания.
Прочитайте, выделяя голосом деепричастные обороты, стихотворные строки, которые вы выписали дома.
Некоторые из них.
Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные.
А.К.Толстой « Благовест»
И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт.
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт.
Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Н.С.Гумилев « Капитаны»
Индивидуальная работа с доской.
Найдите деепричастия в данном тексте и обоснуйте свой выбор.
( Текст написан на доске)
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая поднимается.
Вывод : играючи, разгоняючи, т.к. образовались от глаголов, относятся к глаголу поднимается, обозначает добавочные действия, имеют категорию вида.
- Вплоть до восемнадцатого века в русском языке деепричастия образовывались с помощью суффиксов
- учи, -ючи. Сейчас эти суффиксы почти не употребляются, но связь времен в языке не утрачивается. Сохранились формы слов которые хранят в себе память времен. (быть - будучи).
- Из какого произведения взяты эти строки?
- С какой целью М.Ю.Лермонтов включает в текст данные деепричастия?
(Для создания стилистической окраски текста с целью ярче передать быт и колорит эпохи Ивана Грозного )
Сколько прекрасных мгновений создали и сохранили мастера слова.
Экспериментальная работа. Умение конструировать предложения с деепричастными оборотами и синонимическими конструкциями.
- Давайте рассмотрим синонимические синтаксические конструкции и достоинства предложений с деепричастным оборотом.
Запись в тетради с доски:
Синонимические синтаксические конструкции – это предложения одинаковые по смыслу, но различные по построению.
Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Создайте на основе данного предложения синонимические синтаксические конструкции.
Грузинка держала кувшин над головой и сходила к берегу.
2. Грузинка держала кувшин над головой, когда узкою тропой сходила к берегу.
Вывод: одну и ту же мысль мы передали в предложении с деепричастным оборотом, в предложении с однородными сказуемыми и в сложноподчиненном предложении. Предложение с деепричастным оборотом наиболее точно и выразительно выражает данную мысль.
Не случайно именно эту синтаксическую конструкцию использует М.Ю.Лермонтов.
Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Используя синонимические синтаксические конструкции, исправьте допущенные в предложениях ошибки. Смотрите в розданные вам памятки.
Образец памятки прилагается.
Правильное употребление деепричастных оборотов в предложении.
1. Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать
действия разных предметов и лиц.
Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий.
Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией.
Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, в котором подлежащее логически выражено.
- Побывав в Москве 17 века, у иностранных послов и купцов возникали ассоциации с Иерусалимом.
- Побывав в Москве 17 века, иностранные послы писали о ней как об одном из красивейших городов мира.
- Побывав в Москве 17 века, в записках иностранных послов остались интересные для нас описания.
- Побывав в Москве 17 века, она сравнивалась с Иерусалимом и другими красивейшими городами мира.
Итоговый вопрос классу.
Что надо учитывать при употреблении деепричастий в устной и письменной речи?
Рефлексия ( « Смайлики»)
V. Сообщение и комментирование домашнего задания.
Напишите сочинение-миниатюру на тему « Поздняя осень»
Правильно используйте в тексте деепричастие и деепричастные обороты.
Образец домашнего задания. ( текст, созданный учителем).
Поздняя осень
По хмурому осеннему небу, обгоняя друг друга, плывут тяжелые серые облака.
Внимательно присмотревшись, я замечаю первые признаки приближающейся зимы.
Вот, красуясь на лету, медленно опускаются на землю крупные хлопья снега. Покружившись в воздухе, они садятся на ветки деревьев или ложатся на землю. Отливая серебряным блеском, деревья выглядят особенно красиво.
Молодые рябинки в школьном дворе развесили напоказ крупные красивые ягоды, словно примеряя новогодний наряд.