Урок русского языка в 7М классе «Деепричастия совершенного вида».
Повторение пройденного (презентация)
- Фронтальный опрос «Закончи фразу…»
-Синтаксическая разминка.
Величие природы покоряет, увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах. Полный синтаксический разбор.
- Словообразовательная разминка.
Увлекая – увлекать
Заставляя – заставлять
Завершить словообразовательный разбор деепричастий из предложения.
- Проблемная ситуация:
Танцуя – танцевать???
Долгосрочная цель: Научиться использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текстов.
Учебные задачи: 1. Увидеть, какую роль играют деепричастия в создании образных картин.
2. Убедиться, насколько велики выразительные возможности деепричастия.
3. Понять принцип образования деепричастий.
3.
Работа в группах с поэтическим текстом (приготовлены рабочие листы) 15м.
Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные на первый взгляд детали.
Думаете, невозможно составить предложение из одних деепричастий? Ведь именно им под силу описать, например, неукротимую природную стихию.
Знакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» ( 1820г.) и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор.
Кипя
Шипя
Ворча
Журча
Крутясь
Струясь
Сливаясь
Вздуваясь
Вздымаясь
Мелькая шурша
Резвясь и спеша
Скользя обнимаясь
Делясь и встречаясь
Ласкаясь бунтуя летя
Играя дробясь шелестя
Сплетаясь звеня клокоча
Блистая взлетая шатаясь
Взвиваясь вертясь грохоча
Морщинясь волнуясь катаясь
Бросая меняясь воркуя шумя
Взметаясь и пенясь ликуя гремя
Дрожа разливаясь смеясь и болтая
Катаясь извиваясь стремясь вырастая
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
( см.задания на рабочем листе)
ВАЖНЫЕ ВЫВОДЫ:
( чудо поэтической возможности и настоящего мастерства!)
-Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: спокойный и резвый, игривый и шумный.
Деепричастия дают разнообразные характеристики действию ( по звуку, движению, даже возникают зрительные ассоциации и ассоциации с качествами людей).
-Деепричастия помогают описать сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно.
-Деепричастия помогают сжать громоздкую фразу.
Ещё раз обратим внимание на образование деепричастий:
Кипя – кипеть
Шипя – шипеть
( процессы на уровне суффикса, значит, суффиксальный способ)
На прошлом уроке и сегодня мы работали с деепричастиями несовершенного вида. Пора поставить новую учебную задачу.
НОВАЯ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА: ???
Запись темы в тетрадь.
Поиск информации в учебнике.
В чем особенность образования деепричастий совершенного вида?
Какие суффиксы применяются для их образования?
Словообразование деепричастий ( таблица)
Что дела[й’-а]?
Что сдела-в?
Основа глагола настоящего времени
несовершенного вида
Основа инфинитива совершенного
вида
работа [й’-у]т, сид ’-ат
Деепричастия несовершенного вида
работа[й’ - а ], сид ’- а
поработа -ть, посиде -ть
Деепричастия совершенного вида
поработа - в , посиде - в
Работаем корректорами ( если осталось время)
Проезжая мимо станции, у меня слетела
шляпа.
Рассевшись по машинам, заревел мотор.
Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок.
Катаясь на лодке, луна навевала грусть.
Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
Подведём итоги урока
Что вы сегодня узнали нового на уроке?
От каких глаголов можно образовать деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида?
При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Несовершенного вида?
Домашнее задание.
Найти примеры деепричастий в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
( 5 несовершенного вида и 5 совершенного); с одним из них выполнить морфемный и словообразовательный разборы).
Приложение к уроку.
Лодор
Сказочное место в Англии.
Стихотворение-текст Роберта Саути «Лодорский водопад» ( 1820)
Перевод Жуковского В.А.
48 деепричастий, и все несовершенного вида. Просто чудо поэтической возможности и настоящего мастерства!)
Картина зримая, образная, озвученная.
- ПО ЗВУКУ ( журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, воркуя, гремя)
- ПО ДВИЖЕНИЮ ( струясь, сливаясь, вздымаясь, крутясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь)
- ЗРИТЕЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ ( пенясь, блистая, мелькая, меняясь)
- АССОЦИАЦИИ С КАЧЕСТВАМИ ЛЮДЕЙ ( ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя)
Деепричастия помогают описать сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно.
Деепричастия помогают сжать громоздкую фразу.
Человек, любуясь природой, восхищается её великолепием и ощущает себя частичкой мира…
Шум далёкий водопада
Раздается через лес,
Веет тихая отрада
Из-за сумрачных небес.
Только белый свод воздушный,
Только белый сон земли…
Сердце смолкнуло послушно,
Все тревоги отошли.
Неподвижная отрада,
Всё слилось как бы во сне…
Шум далекий водопада
Раздается в тишине. Вл. Соловьёв, поэт Серебряного века.