«Глагол – самая гибкая , емкая по смыслу часть речи»
В.В.Виноградов
«Многозначные слова наиболее часто встречаются среди глаголов. Глаголы –
это такие слова, которые дают движение всей фразе»
Л.Н.Толстой
- Цель нашего сегодняшнего урока – повторить материал по теме «Глагол»
Девиз нашего урока: «Закрепляем то, что знаем , вспоминаем , что забыли»
4.Актуализация знаний
Предлагаю вспоминать все, что вы знаете о глаголе.Отвечая на мои вопросы,заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны – «о»
1 Вопросы:
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы чтоделать? Что сделать?
2. Начальная форма глагола указывает на время и число.
3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что сделать? И указывают на завершенность действия, на его конец и результат.
4. Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.
5. Глагол имеет два наклонения: изъявительное и повелительное.
6. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
7. Глаголы в повелительном наклонении выражает пожелание, просьбу, совет или приказ.
8. В русском языке есть две формы прошедшего времени.
9. Глаголы, которые обозначают действия , происходящие сами по себе, без действующего лица называется безличными
10. Не с глаголами всегда пишется слитно.
- Обменяйтсь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок?
1
5 Лингвистический эксперимент
Вставьте в текст глаголы в настоящем времени, определите их спряжение.
Цветет ива. Вокруг нее ........ шмели, ........ бабочки, .......... бестолковые мухи.
Перелетные птицы ......... на родину, к своим гнездам. Позже других иволги ............ самые яркие и пестрые птицы. Зимородок .......... из Египта, а иволги........
Выпмшите глаголы.Выделите в них корень, суффикс, окончание. Определите вид и время выписанных слов.Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью.
10.Тестовые задания.
11.Вывод.
Глагол
1.Часть речи.
2.Отвечает на вопросы:Что делать? Что сделать?
3.Обозначает действие предмета.
Играть, стоять,говорить,писать,улыбаться, читать
4.Могут стоять в неопределенной форме.
5. Виды
Совершенный Несовершенный
(что сделать?) (что делать?)
6. Наклонения
Изъявительное Сослагательное Повелительное
7. Время
Прошедшее Настоящее Будущее
8. Спряжение
I спряжение II спряжение
-у(-ю), ешь,- ет -у(-ю), -ишь, -ит
-ем,-ете,-ут(-ют) -им,-ите,-ат(ят)
9.В предложении является сказуемым
12.Домашнее задание
Упражнение 185.стр.132.
Упражнение 186.стр.133.
13.Итоги урока .Комментирование оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Глагол – самая гибкая , емкая по смыслу часть речи»
В.В.Виноградов
«Многозначные слова наиболее часто встречаются среди глаголов. Глаголы –
это такие слова, которые дают движение всей фразе»
Л.Н.Толстой
- Цель нашего сегодняшнего урока – повторить материал по теме «Глагол»
Девиз нашего урока: «Закрепляем то, что знаем , вспоминаем , что забыли»
4.Актуализация знаний
Предлагаю вспоминать все, что вы знаете о глаголе.Отвечая на мои вопросы,заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны – «о»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вопросы:
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы чтоделать? Что сделать?
2. Начальная форма глагола указывает на время и число.
3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что сделать? И указывают на завершенность действия, на его конец и результат.
4. Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.
5. Глагол имеет два наклонения: изъявительное и повелительное.
6. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
7. Глаголы в повелительном наклонении выражает пожелание, просьбу, совет или приказ.
8. В русском языке есть две формы прошедшего времени.
9. Глаголы, которые обозначают действия , происходящие сами по себе, без действующего лица называется безличными
10. Не с глаголами всегда пишется слитно.
- Обменяйтсь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Х
О
О
Х
О
Х
Х
О
Х
О
5. Лингвистический эксперимент
Вставьте в текст глаголы в настоящем времени, определите их спряжение.
Цветет ива. Вокруг нее ........ шмели, ........ бабочки, .......... бестолковые мухи.
Перелетные птицы ......... на родину, к своим гнездам. Позже других иволги ............ самые яркие и пестрые птицы. Зимородок .......... из Египта, а иволги........
Выпмшите глаголы.Выделите в них корень, суффикс, окончание. Определите вид и время выписанных слов.Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью.