Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов.
Цель:
- формирование учебно-познавательной компетенции через постановку цели на уроке и организацию её достижения;
- совершенствование коммуникативной компетенции через овладение способами совместной деятельности в группе, создание собственного текста;
- формирование информационной компетенции через овладение навыками работы с различными источниками информации.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник для 7 класса, раздаточный материал, таблицы, схемы с правилами.
Эпиграф:
Сердце, воображение и разум —
вот та среда, где зарождается то,
что мы называем КУЛЬТУРОЙ.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
Лингвистическая разминка. Подготавливает учащихся к изучению нового материала.
При помощи системы вопросов вводит в тему, вызывает интерес. Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд.задания на применение нового знания.
Коллективная работа
1 – изъявительное наклонение (хлопок)
2 – условное наклонение (присесть)
3 – повелительное наклонение (прыгнуть)
-Чему учат данные пословицы?
- Умел ошибиться, умей поправиться.
- С умным знаться – ума набраться.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Два часа собирается, два часа умывается, целый день одевается.
- Поищешь – найдешь, захочешь – добьешься.
3. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию нового материала.
- Какие существуют основные виды норм языка?
- Что такое языковая норма?
- Какие правила устанавливают орфоэпические нормы?
I. Орфоэпические нормы
Спиши, поставь ударение.
Начал, задал, занял, прожил, понял, подал, прибыл, создал, принял, отдал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Проверь себя: правильно ли ты произносишь слова? Спиши, поставь ударение.
- Начал, задал, занял, прожил, понял, подал, прибыл, создал, принял, отдал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам.
Расставьте ударение:
звонить, включить, вручить.
- Какую особенность изменения данных глаголов вы отметили?
- Какие ещё глаголы спрягаются по данному принципу?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Чем отличаются в произношении слова 1 и 2 столбцов?
Не был не была
Не дал не дала…
II. Грамматические нормы
- Какие правила устанавливают грамматические нормы?
- Правильно ли использован падеж в существительных и местоимениях при данных глаголах?
- Как называются глаголы, от которых мы не смогли образовать нужную форму?
ПРИЛОЖЕНИЕ №6.
Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.
1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)…
- Поиграем.
* Комплекс упражнений для физпаузы. (Цифровой диктант)
III. Лексические нормы
- Ответьте на вопрос, что регулируют лексические нормы?
- Пришло время вспомнить, какие слова называются паронимами?
1.Употребление глаголов ПРИУЧИТЬ – ПРИРУЧИТЬ. (Словарь С.И. Ожегова: приучить – заставить привыкнуть к кому – чему-нибудь.)
2.Употребление глаголов ОДЕТЬ – НАДЕТЬ.
Одеть – кого-то, надеть – на себя.
- Обратимся к приложению №7 и определим, во всех ли предложениях правильно употреблён глагол ОДЕТЬ.
- Посчитайте количество полученных вами баллов.
- Подведение итогов урока.
- РЕФЛЕКСИЯ: Что нового узнали? Чем запомнился урок?
- Домашнее задание.