kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Употребление причастий и деепричастий в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал способствует обогощению речи учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Употребление причастий и деепричастий в речи»

Употребление причастий и деепричастий в речи.

( Слайд 1)

6-й класс


Цели урока:

  • Образовательные:

    • закрепить умения находить причастия и деепричастия в речи по словообразовательным, морфологическим признакам и грамматическому значению;

    • сформировать умения определять границы причастных и деепричастных оборотов, ставить знаки препинания;

    • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

    • обогащать словарный запас учащихся.

  • Развивающие:

    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    • развивать умение применять полученные  знания;

    • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    • формирование логических умений;

    • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    • развитие умения индивидуальной и парной работы.

  • Воспитательные:

    • воспитание интереса и уважения к книге;

    • воспитание ценностного отношения к слову;

    • воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля,

    • воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. 

1 . Оргмомент. Мотивация учебной деятельности

Приветствие учителя. Проверка готовности рабочего места учащихся.

Сегодня ясный весенний день. У нас хорошее настроение. Каждый из нас сейчас скажет себе: «Я спокоен, внимателен и уверен».

Мы начинаем урок.

2. Актуализация знаний

а) Блиц - опрос.

- О каких глагольных формах мы говорили на уроках?

- Дайте определение причастия.

Признаки каких частей речи есть у причастия?

Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.

Что помогает нам отличить причастие от прилагательного?

Что такое причастный оборот?

- Дайте определение деепричастия.

Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия.

- В чём сходство причастий и деепричастий?



( Вывод: нам нужно уметь видеть причастие и деепричастие, а также уметь отличать их друг от друга)

б) Работа по карточкам у доски ( 2 ученика). Одновременно остальные ученики работают с сигнальными карточками.

2 ученика работают у доски с текстами.

Карточки.

А) Едва привидение ступило на верхнюю площадку широкой дубовой лестницы, как из распахнувшейся двери выскочили две фигурки. Огромная подушка просвистела у него над головой.



Б) В кустах, перебивая друг друга, чирикали воробьи. Весёлыми компаниями они срывались с веток и перелетали с дерева на дерево.



Задание. Прочитать внимательно текст. Найти в тексте

А) причастие, выписать его, определить у него признаки прилагательного и глагола. Вписать их в схему на доске.

Б) деепричастие, выписать его, определить у него признаки глагола и наречия. Вписать их в схему на доске.

Одновременно с ребятами, работающими доски, класс работает с сигнальными карточками.

Учитель читает слова. Ребята поднимают карточки:

красный цвет - причастие,

зелёный – деепричастие.

Пробуждающийся, увидевший, принимая , выращенный, привезли, думая, сшитый, освещённые, осветив, зеленеющий, припевая, работающий, взглянув, надвигающийся, сделанный, нарисован.



-

3. Введение в тему

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление темы урока.



1.Беседа.

- Мы заканчиваем изучение особых форм глагола: причастия и деепричастия.

- Как вы думаете, о чём нам сегодня нужно поговорить на уроке? О чём мы ещё не говорили?

( Учащиеся высказывают предположения: тема урока-

употребление причастий и деепричастий в речи, (Слайд 1)



цель: зачем причастия и деепричастия нам нужны

Какую роль они выполняют в речи?



2. Работа с высказываниями



Существуют различные точки зрения. Одни говорят, что причастия и деепричастия усложняют чтение, утяжеляют текст.

А вот мнение М.В. Ломоносова и Розенталя об этих особых формах глагола.

(Слайд 2)

Михаил Васильевич Ломоносов о причастиях: «Сии глагольные имена служат сокращением человеческого слова, заключая в себе силу глагола и имени».



(Слайд 3)

Розенталь о деепричастиях: «Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность».

Какова ваша точка зрения? Какую позицию мы принимаем?

Давайте разберёмся.

Как будем действовать?

(Ребята предлагают посмотреть тексты)



4. Постановка цели и задач.

Работа с текстами. Дети читают отрывок из воспоминаний писателя Д.В. Григоровича о Ф.М. Достоевском. (Слайд 4)

А)  Он (Достоевский), по-видимому, остался доволен мо­им очерком, ему не понравилось только одно выраже­ние... У меня было написано так: «Когда шарманка neрестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, кото­рый падает к ногам шарманщика». «Не то, не то,- раздражённо заговорил вдруг Достоевский, — совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам.  Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая..». Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение...  Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-литератур­ным приёмом.



- О чём идёт речь в тексте? (Об особенностях языка)

- В каком предложении выражена основная мысль текста?

Как вы её понимаете? («Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение..». ) ( О роли деепричастия в тексте)





Б). Обратимся к следующему тексту. ( Слайд 5)

Чтение (уч-ся ) высказывания А.С. Пушкина.

Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

- Какая информация для решения нашего вопроса есть в этом тексте?

(«выразительная яркость причастия»)

- К какому выводу о роли причастия и деепричастия в речи вы пришли ?

4. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

4. Работа с текстом.

Давайте проведём ещё один вид исследования.

Мы знаем теперь, что говорили о причастии и деепричастии А.С.Пушкин, Д.В. Григорович. Давайте убедимся в верности их и наших суждений.

Обратимся к тексту. (Слайд 6)

Лесной пожар (1) (Слайд 6)

А) Старый ворон перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка согнулась, и ворон долго раскрывал крылья. Громкий треск испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и скрылся в траве.

-Какие образы предстали перед вами?

- Эти образы яркие?

- Мы чувствуем отношение автора к происходящим событиям? (Нет)

- Давайте посмотрим следующий текст.

Лесной пожар. (Слайд 7)

Б) Спасаясь от огня, старый ворон, часто замахав крыльями, перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка, зашатавшаяся под тяжёлой птицей, согнулась, и ворон долго раскрывал крылья, стараясь удержаться на ветке. Громкий треск, раздавшийся из лесной чащи, испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и, подпрыгивая, скрылся в траве.

Беседа.

- Что добавилось в первую картинку? ( Ощущение тревоги, опасности)

- Картинка ожила? Благодаря чему? Что делает текст более выразительным и ярким, более полным? (Причастия и деепричастия)

Задание: обозначьте причастные и деепричастные обороты.





5. Первичное закрепление

Р.Р. Напишите ответ на вопрос: «Какова роль причастия и деепричастия в речи?»





Вывод: (Слайд 8)

Причастия и деепричастия

  • передают авторское отношение;

  • создают настроение текста;

  • придают художественному тексту особую выразительность.

  • деепричастия делают речь более точной, динамичной, они «дорисовывают движение»

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

(Уметь употреблять в речи причастия и деепричастия, чтобы речь была динамичной, яркой и выразительной).

Учитель. Уметь употреблять причастия и деепричастия нужно не только в устной, но и в письменной речи, не допуская ни пунктуационных, ни грамматических ошибок.



6. Первичное закрепление.

1. Работа в парах (комментируем написание)

/Цель: построение и предложений с причастиями и деепричастиями;

уметь устранять грамматические, пунктуационные ошибки/



А) Задание: выберите нужную форму причастия. Ответ объясните. (Слайд 9)

- Что вы будете делать?

- Что нужно помнить при выборе причастия?

( - Повторить действительные и страдательные причастия, суффиксы причастий, обозначить главное слово; знаки препинания в предложении с причастным оборотом; окончание причастий)

Я увидел вершины деревьев ( поднимаемые, поднимающиеся) к самым облакам.

(Подгоняемые, подгоняющие) ветром облака мчатся по небу.

В лицо брызнули капли, упавшие с (задетого, задевшего) мною куста.

Проверь! (Слайд 10)

Я увидел вершины деревьев, поднимающиеся к самым облакам.

Подгоняемые ветром облака мчатся по небу.

В лицо брызнули капли, упавшие с задетого мною куста.



Б) Задание: грамматически правильно построй предложения. (Слайд 11)

- Что вы должны помнить при выполнении этого задания?

Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

Собиравшая девочка ягоды увидела небольшого лосёнка.

Проверь! (Слайд 12)

Незабудки, росшие у ручья, уже зацвели. – Росшие у ручья незабудки уже зацвели.

Девочка, собиравшая ягоды, увидела небольшого лосёнка. – Собиравшая ягоды девочка увидела лосёнка.



Г) Найди ошибки в употреблении деепричастий. (Слайд 13)

Запиши предложения в исправленном виде.

- Есть ли вопросы?

Войдя в лес, солнце уже село.

Открывая калитку, она громко скрипнула.

Проверь! ( Слайд 14)

Когда мы вошли в лес, солнце уже село.

Когда я открывал калитку, она громко скрипнула.





Д) Найди пунктуационную ошибку. Запиши предложение в исправленном виде. ( Слайд 15)

-Что помните о постановке знаков препинания в предложениях с деепричастным и причастным оборотом?

Солнце послав на землю последний луч, зарылось в серую тучу.

Ольшаник, потеснивший поле подступил к самой реке.

Проверь! (Слайд16)

Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в серую тучу.

Ольшаник, потеснивший поле, подступил к самой реке.



(Проверка заданий по образцу )

5. Творческое применение знаний.

Самостоятельная работа.

Работа с текстом (раздаточный материал). (Слайд17)


Задание: замените подчеркнутые глаголы причастием или деепричастием.


Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление заставляет .. задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронила … голову на руки отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают … сердце туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья превратились … в сплошную стену. Серое небо навевает … тревожные мысли окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет … пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку напоминают . .. о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа чувствует ….. настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

(Собрать листочки)

Проверка. Учитель читает текст с причастиями и деепричастиями


Сравни! (Слайд 18)


Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронив голову на руки , отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят ее безрадостный взгляд.

Неласково шумят деревья, превратившиеся в сплошную стену. Серое небо, навевающее (навевая) тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа, чувствуя (чувствующая) настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.


6. Творческая работа. (Слайд 19)

Хвалебное слово причастию и деепричастию. (работа может представлять собой 1 предложение, небольшой текст, синквейн)




7. Подведение итогов. ( Слайд 20)


- Что нового узнали о причастии и деепричастии?

- В чём убедились?

- Стало ли легче работать с причастиями и деепричастиями в речи?

- Какое «открытие» сделал(а) для себя на уроке?


8. Рефлексия. (Слайд 21)


Оцените свою работу на уроке

Мне было трудно…

Своей работой я…

9.Домашнее задание. (Слайд 22)

Пар.51, упр. 524.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Употребление причастий и деепричастий в речи

Автор: Медведева Татьяна Викторовна

Дата: 05.09.2019

Номер свидетельства: 519120

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(58) "urokrusskoghoiazykaupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448198898"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация к уроку  "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokuupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448199346"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "393780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487578146"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа "Трудный русский. 7 класс." "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-trudnyi-russkii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422466766"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства