Просмотр содержимого документа
«Употребление причастий и деепричастий в речи»
Употребление причастий и деепричастий в речи.
( Слайд 1)
6-й класс
Цели урока:
Образовательные:
закрепить умения находить причастия и деепричастия в речи по словообразовательным, морфологическим признакам и грамматическому значению;
сформировать умения определять границы причастных и деепричастных оборотов, ставить знаки препинания;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять полученные знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения индивидуальной и парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к книге;
воспитание ценностного отношения к слову;
воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля,
воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
1 . Оргмомент. Мотивация учебной деятельности
Приветствие учителя. Проверка готовности рабочего места учащихся.
Сегодня ясный весенний день. У нас хорошее настроение. Каждый из нас сейчас скажет себе: «Я спокоен, внимателен и уверен».
Мы начинаем урок.
2. Актуализация знаний
а) Блиц - опрос.
- О каких глагольных формах мы говорили на уроках?
- Дайте определение причастия.
Признаки каких частей речи есть у причастия?
Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.
Что помогает нам отличить причастие от прилагательного?
Что такое причастный оборот?
- Дайте определение деепричастия.
Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия.
- В чём сходство причастий и деепричастий?
( Вывод: нам нужно уметь видеть причастие и деепричастие, а также уметь отличать их друг от друга)
б) Работа по карточкам у доски ( 2 ученика). Одновременно остальные ученики работают с сигнальными карточками.
2 ученика работают у доски с текстами.
Карточки.
А) Едва привидение ступило на верхнюю площадку широкой дубовой лестницы, как из распахнувшейся двери выскочили две фигурки. Огромная подушка просвистела у него над головой.
Б) В кустах, перебивая друг друга, чирикали воробьи. Весёлыми компаниями они срывались с веток и перелетали с дерева на дерево.
Задание. Прочитать внимательно текст. Найти в тексте
А) причастие, выписать его, определить у него признаки прилагательного и глагола. Вписать их в схему на доске.
Б) деепричастие, выписать его, определить у него признаки глагола и наречия. Вписать их в схему на доске.
Одновременно с ребятами, работающими доски, класс работает с сигнальными карточками.
Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока.
1.Беседа.
- Мы заканчиваем изучение особых форм глагола: причастия и деепричастия.
- Как вы думаете, о чём нам сегодня нужно поговорить на уроке? О чём мы ещё не говорили?
( Учащиеся высказывают предположения: тема урока-
употребление причастий и деепричастий в речи, (Слайд 1)
цель: зачем причастия и деепричастия нам нужны
Какую роль они выполняют в речи?
2.Работа с высказываниями
Существуют различные точки зрения. Одни говорят, что причастия и деепричастия усложняют чтение, утяжеляют текст.
А вот мнение М.В. Ломоносова и Розенталя об этих особых формах глагола.
(Слайд 2)
Михаил Васильевич Ломоносов о причастиях: «Сии глагольные именаслужат сокращением человеческого слова, заключаяв себе силу глагола и имени».
(Слайд 3)
Розенталь о деепричастиях: «Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность».
Какова ваша точка зрения? Какую позицию мы принимаем?
Давайте разберёмся.
Как будем действовать?
(Ребята предлагают посмотреть тексты)
4. Постановка цели и задач.
Работа с текстами. Дети читают отрывок из воспоминаний писателя Д.В. Григоровича о Ф.М. Достоевском. (Слайд 4)
А) Он (Достоевский), по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение... У меня было написано так: «Когда шарманка neрестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то,- раздражённо заговорил вдруг Достоевский, — совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам. Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая..». Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение... Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-литературным приёмом.
- О чём идёт речь в тексте? (Об особенностях языка)
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
Как вы её понимаете? («Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение..». ) ( О роли деепричастия в тексте)
Б). Обратимся к следующему тексту. ( Слайд 5)
Чтение (уч-ся ) высказывания А.С. Пушкина.
Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.
- Какая информация для решения нашего вопроса есть в этом тексте?
(«выразительная яркость причастия»)
- К какому выводу о роли причастия и деепричастия в речи вы пришли ?
4.ФИЗКУЛЬМИНУТКА
4. Работа с текстом.
Давайте проведём ещё один вид исследования.
Мы знаем теперь, что говорили о причастии и деепричастии А.С.Пушкин, Д.В. Григорович. Давайте убедимся в верности их и наших суждений.
Обратимся к тексту. (Слайд 6)
Лесной пожар (1) (Слайд 6)
А) Старый ворон перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка согнулась, и ворон долго раскрывал крылья. Громкий треск испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и скрылся в траве.
-Какие образы предстали перед вами?
- Эти образы яркие?
- Мы чувствуем отношение автора к происходящим событиям? (Нет)
- Давайте посмотрим следующий текст.
Лесной пожар. (Слайд 7)
Б) Спасаясь от огня, старый ворон, часто замахав крыльями, перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка, зашатавшаяся под тяжёлой птицей, согнулась, и ворон долго раскрывал крылья, стараясь удержаться на ветке. Громкий треск, раздавшийся из лесной чащи, испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и, подпрыгивая, скрылся в траве.
Беседа.
- Что добавилось в первую картинку? ( Ощущение тревоги, опасности)
- Картинка ожила? Благодаря чему? Что делает текст более выразительным и ярким, более полным? (Причастия и деепричастия)
Задание: обозначьте причастные и деепричастные обороты.
5. Первичное закрепление
Р.Р.Напишите ответ на вопрос: «Какова роль причастия и деепричастия в речи?»
Вывод: (Слайд 8)
Причастия и деепричастия
передают авторское отношение;
создают настроение текста;
придают художественному тексту особую выразительность.
деепричастия делают речь более точной, динамичной, они «дорисовывают движение»
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
(Уметь употреблять в речи причастия и деепричастия, чтобы речь была динамичной, яркой и выразительной).
Учитель.Уметь употреблять причастия и деепричастия нужно не только в устной, но и в письменной речи, не допуская ни пунктуационных, ни грамматических ошибок.
6. Первичное закрепление.
1. Работа в парах (комментируем написание)
/Цель: построение и предложений с причастиями и деепричастиями;