Урок по русскому языку 6 класс на тему: "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Урок по русскому языку 6 класс на тему: "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Урок по русскомму языку на тему: "Употребление причастий и деепричастий в речи". Урок по технологии индивидуализированного обучения для учащихся 6 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
а) деепричастия бывают несовершенного и совершенного вида;
б) деепричастия бывают несовершенного вида.
10. Укажите правильное высказывание
а) НЕ с деепричастиями пишется отдельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ
б) НЕ с деепричастиями пишется всегда слитно.
Самостоятельная работа учащихся
Задание на «3»
Карточка 1
1. Найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, причастный оборот (знаки препинания не проставлены)
Выйдя из дома человек направился к морю.
Ветер дувший с моря усиливался.
Изогнув длинные шеи птицы поднимаются вверх.
Гроза грохочущая вдали надвигалась.
2. Прочитайте текст, расставьте знаки препинания.
Балалайка – русский народный струнный щипковый инструмент. Корпус балалайки деревянный, обычно треугольный, склеенный из отдельных частей. Гриф длинный со слегка отогнутой назад лопатообразной головкой. На шейке навязано пять жильных струн – ладов.
Карточка 2
Найдите в загадках причастия и деепричастия, определите роль.
а) Беленькая морковка, растущая зимой (сосулька) б) Растущее, дышащее, но ходить не может (растение) в) Красна снаружи, бела внутри, с зеленеющим хохолком на голове (редиска) г) Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат
д) Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)
е) Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль)
Карточка 3
Определить, какой частью речи являются выделенные слова.
Какими членами предложения они являются?
Какую роль выполняют причастия и деепричастия в тексте?
Сосна-великанша, будто отдаваясьсладкой своей гибели, еще не шевельнула ни единой иглой. Она возвышалась над остальными, как и прежде, хотя была уже перерублена. ...Сосна стояла в небе, подпертая с двух сторон. Она еще замерла на миг и вдруг с пронзительным скрипом начала поворачиваться вокруг своей оси. Ее повело в сторону, словно вывинчиваяиз родимой земли, она сначала медленно, но потом молниеносно, наращивая движение, начала падать и вдруг тяжко и страшно обрушилась. (...)
Теперь она лежала среди снежных холстов, большая, мертвая. Карько, рванувшись было в сторону, остановился и, дрожа мускулами, тревожно заржал... Как бы дивясьи пугаясь того, что сделали, они глядели на лесное погибшее чудо. На поляне сразу стало темней и тесней, а в синем небе образовалась зияющая пустота. Сучья, как живые, еще долго трещали, ломаемые тяжестью уже мертвого дерева.
Карточка 4
Комплексная работа с текстом-описанием картины Н.К. Рериха “Гонец. Восстал род на род”. Картина и текст проецируются на экран.
Тема картины навеяна первой русской летописью, составленной монахом Нестором. Художник показывает нам седую древность, отсылает наше воображение в далекие времена родовых отношений, показывая, как люди общались друг с другом, передавая важные вести и предупреждая об опасности.
Задание: запишите текст, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания, выделите причастия и деепричастия в тексте.
Рог зол...того месяца по…вился из-за густого леса и осв…тил мрак ночи вырвав из т…мноты высокий холм напоминающий муравейник. Глухие жилища на нем обнесе(н,нн)ы высоким ч…стоколом. По тихой глади реки скользит (не) нарушая тишину ночи лодка с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом. Гонец в ладье сп…шит к отдаленному с…лению с тревожной вестью: восстал род на род.
Задание на «4»
Карточка 1
Творческая работа по картине Рериха “Заморские гости”.
Из рабочих материалов образовать деепричастные обороты. Используя полученные словосочетания, устно описать картину Рериха “Заморские гости”.
Раньше словом “гость” называли не только того, кто посещает или навещает кого-то, но и “купца”, а прилагательное “заморский” означало “находящийся за морем, в чужих краях” или “приехавший из-за моря”. Значит, название “Заморские гости” означает “купцы, едущие с товаром из-за моря”.
Рабочие материалы:
берег тянется (причудливо извивается);
идут ладьи (сверкают на солнце);
паруса хлопают (надуваются на ветру);
воины стоят (всматриваются вдаль);
чайки сопровождают (пронзительно кричат);
ладьи отражаются (переливаются радугой);
ветер рябит (смещает тени);
кольчуги шелестят (позванивают).
Карточка 2
Работа с репродукциями картин Н. К. Рериха, выведенными на экран монитора. Задания по вариантам.
1 вариант. Составьте по картине словосочетания с причастными и деепричастными оборотами.
2 вариант. Составьте текст-описание картины с употреблением причастных и деепричастных оборотов.
Задание на «5»
1 вариант
1. Опишите внешность гостя, используя причастия; или ваш сегодняшний день, используя деепричастия.
2 вариант
2. Творческое задание: попытайтесь написать сказку о причастии и деепричастии.
Подведение итогов.
- Чему мы сегодня учились на уроке?
- Какова же роль причастий и деепричастий в тексте?
Вывод:
Если деепричастие «дорисовывает» действие, то причастие, по словам М.В. Ломоносова, «заключает в себе имени и глагола силу». Это свойство причастий широко используется в письменной речи, особенно в произведениях художественной литературы. В обычной разговорной речи причастия редки. Об этом писал ещё А.С.Пушкин: «Причастия … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт и пр., – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. Вы обычно используете причастия в ваших творческих работах, то есть тогда, когда каждый из вас становится немножко писателем.
Деепричастный оборот, как и причастный, обычно используется в книжной речи. Его несомненное достоинство — краткость, лаконичность. Сравним два предложения: После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять. — Выполнив домашнее задание, я пошел гулять. Нетрудно заметить, что второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое.
Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).
- Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики, так как они придают речи образность и выразительность: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А. С. Пушкин). Где нужен пафос, обличительность, торжественность - там всегда мы встретим причастие.
1. Употребление причастий и причастных оборотов в речи:
-употребляются в разных стилях, чаще всего в художественном;
-они способствуют созданию цельного образа – портретной характеристики, пейзажа, обстановки;
-причастные обороты делают высказывания не только более лаконичными, но и более цельными.
2. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи:
-употребляются в разных стилях, в том числе и художественном;
-в художественной речи выполняют образно-конкретизирующую функцию.
Итог урока. Карточки успеха. Рефлексия.
Домашнее задание:
1. Выписать 6 предложений с деепричастными и причастными оборотами из учебника литературы.
2. Составьте текст из 4 – 5 предложений на тему «Зима»