kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку 6 класс на тему: "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскомму языку на тему: "Употребление причастий и деепричастий в речи". Урок по технологии индивидуализированного обучения для учащихся 6 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку 6 класс на тему: "Употребление причастий и деепричастий в речи"»

6 класс.

Предмет: русский язык

Тема: «Морфология».

Автор учебника и УМК: М. М. Разумовская.

Тема урока: «Употребление причастий и деепричастий в речи»

Тип урока: технология индивидуализированного обучения.

Вид урока: изучение нового материала.

Форма урока: практическая самостоятельная работа.

Основные приемы и методы: подводящий диалог, письменная практическая работа.


Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и причастии.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать навык отличия деепричастий и причастий от других частей речи;

  • совершенствовать навыки правописания причастий и деепричастий;

  • закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном и причастном обороте;

Развивающие:

  • закрепить умение правильно употреблять деепричастия и причастия в речи;

  • развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность, мышления, умения анализировать, обобщать;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, использование ИКТ.


Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений.

Проект урока

Этапы урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Доска

и оборудование


Организационный

момент.

2 мин.

Вступительное слово.

Постановка цели.

Прогноз результата.

Оформление темы урока на доске.

Актуализация.

Устная

работа.

6 мин.

Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока.

Озвучивание алгоритма действий.

Ответы на вопросы с целью закрепления опорных понятий.


Формулирование

основной задачи

урока.

2 мин.

Формулирование основной задачи урока.


Изучение

новой темы.

Работа с

разноуров-

невыми

заданиями.

28 мин.


Раздача карточек. Индивидуальная проверка правильности выполнения заданий. Контроль наличия затруднительных ситуаций.

Самостоятельное изучение темы по материалу учебника:

М.Разумовская «Русский язык»,

6класс.

Ставят «+» на карте достижений поэтапно выполняя разноуровневые задания.

Работают с карточками заданий № 1,2,3.

Устная работа.

3 мин.

Устное закрепление изученного.

Ответы на

вопросы учителя

Рефлексия.

2 мин.

Подведение итога, анализ карты достижений.


Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.


Домашнее задание.

2 мин.

Объяснение

домашнего задания.

Записывают домашнее

задание


Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня вы будете работать самостоятельно по карточкам. Результаты будете фиксировать в карте успеха.

- Желаю вам успеха!

ТЕСТ к уроку

1. Дать определение причастия

а) это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и признаки прилагательного;

б) это основная единица языка.

2. Укажите краткие причастия

а) запряжённые кони, приглашённый артист, посланное донесение, засеянная грядка;

б) кони запряжены, артист приглашён, донесение послано, грядка засеяна.

3. Укажите правильное высказывание

а) в суффиксах кратких причастий пишется одна буква Н;

б) в суффиксах кратких причастий пишется две буквы Н.

4. Какие причастия мы называем действительными?

а) причастия называют признак по действию, которое выполняется самим предметом;

б) причастия настоящего времени.

5. Какие причастия мы называем страдательными?

а) причастия прошедшего времени;

б) причастия называют признак по действию, которое испытывает на себе предмет, лицо со стороны другого предмета, лица.

6. Найдите действительные причастия

а) птицы, улетающие на юг; врач, вылечивший больного.

б) провести мероприятие, принять решение.

7. Найдите страдательные причастия

а) язык пламени, костёр рябины красной;

б) побитые градом цветы; листок, гонимый осенним ветром.

8. Дайте определение деепричастного оборота

а) причастие с зависимыми словами;

б) деепричастие с зависимыми словами.

9. Укажите правильное высказывание

а) деепричастия бывают несовершенного и совершенного вида;

б) деепричастия бывают несовершенного вида.

10. Укажите правильное высказывание

а) НЕ с деепричастиями пишется отдельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ

б) НЕ с деепричастиями пишется всегда слитно.

Самостоятельная работа учащихся

Задание на «3»

Карточка 1

1. Найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, причастный оборот (знаки препинания не проставлены)

Выйдя из дома человек направился к морю.

Ветер дувший с моря усиливался.

Изогнув длинные шеи птицы поднимаются вверх.

Гроза грохочущая вдали надвигалась.

2. Прочитайте текст, расставьте знаки препинания.

Балалайка – русский народный струнный щипковый инструмент. Корпус балалайки деревянный, обычно треугольный, склеенный из отдельных частей. Гриф длинный со слегка отогнутой назад лопатообразной головкой. На шейке навязано пять жильных струн – ладов.

Карточка 2

Найдите в загадках причастия и деепричастия, определите роль.

а) Беленькая морковка, растущая зимой (сосулька)
б) Растущее, дышащее, но ходить не может (растение)
в) Красна снаружи, бела внутри, с зеленеющим хохолком на голове (редиска) г) Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат

д) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

е) Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)

Карточка 3

  1. Определить, какой частью речи являются выделенные слова.

  2. Какими  членами предложения они являются?

  3. Какую роль выполняют причастия и деепричастия в тексте?

 Сосна-великанша, будто отдаваясь сладкой своей гибели, еще не шевельнула ни единой иглой. Она возвышалась над остальными, как и прежде, хотя была уже перерублена. ...Сосна стояла в небе, подпертая с двух сторон. Она еще замерла на миг и вдруг с пронзительным скрипом начала поворачиваться во­круг своей оси. Ее повело в сторону, словно вывинчивая из роди­мой земли, она сначала медленно, но потом молниеносно, нара­щивая движение, начала падать и вдруг тяжко и страшно обру­шилась. (...)

Теперь она лежала среди снежных холстов, большая, мерт­вая. Карько, рванувшись было в сторону, остановился и, дрожа мускулами, тревожно заржал... Как бы дивясь и пугаясь того, что сделали, они глядели на лесное погибшее чудо. На поляне сразу стало темней и тесней, а в синем небе образовалась зияю­щая пустота. Сучья, как живые, еще долго трещали, ломаемые тяжестью уже мертвого дерева.

Карточка 4

Комплексная работа с текстом-описанием картины Н.К. Рериха “Гонец. Восстал род на род”. Картина и текст проецируются на экран.

Тема картины навеяна первой русской летописью, составленной монахом Нестором. Художник показывает нам седую древность, отсылает наше воображение в далекие времена родовых отношений, показывая, как люди общались друг с другом, передавая важные вести и предупреждая об опасности.

Задание: запишите текст, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания, выделите причастия и деепричастия в тексте.

Рог зол...того месяца по…вился из-за густого леса и осв…тил мрак ночи вырвав из т…мноты высокий холм напоминающий муравейник. Глухие жилища на нем обнесе(н,нн)ы высоким ч…стоколом. По тихой глади реки скользит (не) нарушая тишину ночи лодка с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом. Гонец в ладье сп…шит к отдаленному с…лению с тревожной вестью: восстал род на род.

Задание на «4»

Карточка 1

Творческая работа по картине Рериха “Заморские гости”.

Из рабочих материалов образовать деепричастные обороты. Используя полученные словосочетания, устно описать картину Рериха “Заморские гости”.

Раньше словом “гость” называли не только того, кто посещает или навещает кого-то, но и “купца”, а прилагательное “заморский” означало “находящийся за морем, в чужих краях” или “приехавший из-за моря”. Значит, название “Заморские гости” означает “купцы, едущие с товаром из-за моря”.

Рабочие материалы:

  • берег тянется (причудливо извивается);

  • идут ладьи (сверкают на солнце);

  • паруса хлопают (надуваются на ветру);

  • воины стоят (всматриваются вдаль);

  • чайки сопровождают (пронзительно кричат);

  • ладьи отражаются (переливаются радугой);

  • ветер рябит (смещает тени);

  • кольчуги шелестят (позванивают).

Карточка 2

Работа с репродукциями картин Н. К. Рериха, выведенными на экран монитора. Задания по вариантам.

     

1 вариант. Составьте по картине словосочетания с причастными и деепричастными оборотами.

2 вариант. Составьте текст-описание картины с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

Задание на «5»

1 вариант

1. Опишите внешность гостя, используя причастия; или ваш сегодняшний день, используя деепричастия.

2 вариант

2. Творческое задание: попытайтесь написать сказку о причастии и деепричастии.

Подведение итогов.

- Чему мы сегодня учились на уроке?

- Какова же роль причастий и деепричастий в тексте?

Вывод:

Если деепричастие «дорисовывает» действие, то причастие, по словам М.В. Ломоносова, «заключает в себе имени и глагола силу». Это свойство причастий широко используется в письменной речи, особенно в произведениях художественной литературы. В обычной разговорной речи причастия редки. Об этом писал ещё А.С.Пушкин: «Причастия … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт и пр., – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. Вы обычно используете причастия в ваших творческих работах, то есть тогда, когда каждый из вас становится немножко писателем.

Деепричастный оборот, как и причастный, обычно используется в книжной речи. Его несомненное достоинство — краткость, лаконичность. Сравним два предложения: После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять. — Выполнив домашнее задание, я пошел гулять. Нетрудно заметить, что второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое.

Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).


- Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики, так как они придают речи образность и выразительность: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» (А. С. Пушкин). Где нужен пафос, обличительность, торжественность - там всегда мы встретим причастие.

1. Употребление причастий и причастных оборотов в речи:

-употребляются в разных стилях, чаще всего в художественном;

-они способствуют созданию цельного образа – портретной характеристики, пейзажа, обстановки;

-причастные обороты делают высказывания не только более лаконичными, но и более цельными.

2. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи:

-употребляются в разных стилях, в том числе и художественном;

-в художественной речи выполняют образно-конкретизирующую функцию.

Итог урока. Карточки успеха. Рефлексия.

Домашнее задание:

1. Выписать 6 предложений с деепричастными и причастными оборотами из учебника литературы.

2. Составьте текст из 4 – 5 предложений на тему «Зима»


МОУ «Кушмангортская ООШ»

Учитель: Гарус Валентина Николаевна

[email protected]























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку 6 класс на тему: "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Автор: Валентина Николаевна Гарус

Дата: 27.06.2024

Номер свидетельства: 653755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(58) "urokrusskoghoiazykaupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448198898"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "календарное планирование по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(42) "kaliendarnoieplanirovaniieporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "279904"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453301633"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация к уроку  "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokuupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448199346"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по теме: Мягкий знак после шипящих на конце наречий  7 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-po-tiemie-miaghkii-znak-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150166"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420443533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства