Этот урок « Употребление глаголов в речи» желательно провести на втором занятии по теме «Глагол как часть речи».
Использовать следующие технологии:
здоровьесбережение,
исследовательская деятельность;
развитие творческих способностей учащихся,
индивидуальная,
групповая деятельность «Сильный- слабый ученик».
Решаемые проблемы. Какое значение играет глагол в речи культурного человека?
Использовать такие виды деятельности. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный – слабый (работа со словами); самостоятельная работа, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Употребление глаголов в речи»»
Баташова Людмила Александровна, учитель русского
языка и литературы
Урок русского языка в 6-м классе
Тема урока «Употребление глаголов в речи».
Метопредметные УУД
Познавательные. Дать знания о разнообразии смысловых значений глаголов, роли их в живописной русской речи учащихся. Формировать умение находить глаголов в тексте, определять их значение и лексически грамотно использовать их в устной и письменной речи.
Коммуникативные. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные. Осознавать самого себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий.
Личностные. Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
Цели урока: дать знания о разнообразии смысловых значений глаголов, роли их в живописной русской речи, обогатить лексикон учащихся, формировать умении находить глаголы в тексте, определять их значение и лексически грамотно использовать их в устной и письменной речи.
Оборудование урока.
А) Эпиграф:
Глагол – самая огнепыщущая, самая живая часть речи.
А. Югов ( русский писатель)
Б) Рабочее место. Каждый ученик с заданиями-тестами.
Д) Рисунки учащихся, иллюстрирующие содержание фразеологических оборотов.
Е) Предметы для иллюстрирования: будильник с человеком на нём, кот со слезами-бусинками, бутылка с человеком, машинка игрушечная с палками в колёсах, телефон с человеком.
Ж) Веточка живой калины.
З) Деревце искусственной ёлки, фишки 3-х цветов (3 ряда - варианта) для определения активно работающих учащихся.
2. Ассистент рассказывает грамматическую сказку, попросив класс, слушая её, постараться посчитать, сколько раз в тексте встречаются глаголы.
Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых и сам трудился целый день: мастерил, писал, носил, варил, бегал, скакал, летал, рисовал, отвечал, слушал, помогал, сочувствовал… Там что-то выкопает, там что-то достроит, там склеит, там пришьёт и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя до ворот, смогу ли все трудности преодолеть?
3. Блиц-опрос.
Мнемоническое упражнение. По просьбе учителя дети определяют глагол по морфемам среди других частей речи:
А) по окончанию: -У -ИМ -ЕГО - ЕШЬ -ИЙ
Б) по суффиксу: -ЕНЬК - -СК - -А+Л -
В) по грамматическим признакам среди слов фразы
Злокая була броднает бусёнка
4. Поднимает руку ученик-мистер Глагол.
Представляется: Я мистер Глагол, представитель гильдии частей речи, присутствую на этом занятии любителей русского языка как компетентное по данной части речи лицо. Хочу выразить своё удовлетворение вашими знаниями: вы быстро узнали глаголы по его признакам, правильно аргументировали свои ответы. Но это только начало нашей познавательной работы. Вы только что слышали в сказке, насколько я трудолюбив, и коли появился здесь, всех заставлю работать.
Вначале хочу дополнить сказку, которую поведала вам моя ассистентка, такими интересными данными: «По подсчётам учёных, глагол занимает второе место(после существительных) по частоте употребления в речи. Причём в текстах разных стилей ему отводится неодинаковая роль. Если в научном стиле около 10% глаголов, то в художественной речи до 15% всех слов составляют глаголы. Мастера русской литературы умело используют прямое и переносное значение глаголов, выразительные фразеологизмы, содержащие глаголы, глаголы-синонимы, глаголы-антонимы, глаголы-акустики, глаголы, помогающие представить цвет и нарастание действия предмета». Все достоинства этой « огнепышущей, самой живой части речи», как говорит эпиграф к нашему уроку, трудно перечислить.
Пусть нам помогут убедиться в замечательной силе и неповторимости глагола те знания, которые вы сейчас получите. Кстати, нужно отметить добросовестность многих присутствующих учащихся, старательно выполнивших домашнее задание: иллюстрации – это дело ваших умелых рук. За «дело, друзья, желаю успеха!»
5. Самостоятельная работа с заданием №1. Выписать глаголы из трёх четверостиший, определить их значение и изобразительные средства языка.
6. Правильность ответов определяет ученик-консультант(мистер-глагол) и ученик –ассистент).
7. Самостоятельная работа с заданием №2. Выписать глаголы антонимы из пословиц. Объяснить устно смысл нравоучения одной из пословиц.
8. Проверка выполнения работы группами учащихся. (Какой ряд быстрее справился?) Фишками отмечает ассистент успехи в работе.
9. Самостоятельная работа с заданием №3. Расшифровать фразеологизмы. К каждому фразеологизму подобрать синоним.
10. Ученик-консультант и ассистент демонстрируют предметы, название которых входят в тот или иной фразеологизм. Учащиеся должны проявить языковую компетентность, назвать устойчивое словосочетание и объяснить ситуацию употребления данного фразеологизма.
11. Игра-шутка: узнать по поступкам(жестам) фразеологизмы ( водить вокруг пальца, сложа руки, как свои пять пальцев, толочь воду в ступе, прятать глаза, протереть глаза)
- В каком значении - прямом или переносном - употребляются глаголы во фразеологизмах?
12.Работа с шутливыми рисунками. Ответить на вопросы:
Какие фразеологизмы изобразил художник и их смысл?
13. Творческая работа. Мини-сочинение по личным наблюдениям. ( из жизни класса) на тему «Откровенно говоря…» с использованием фразеологизмов из упр. 273 и пословиц из упр. 270.
14. Проверить несколько мини-сочинений. Оценить.
15. Заключительное слово мистера Глагола.
К сожалению, наше время пребывания в чудесном мире Глаголов истекает. Хочется верить, что, занимаясь увлекательной работой, вы обогатили свои знания о русском языке, повысили речевую культуру, узнали в какой жизненной ситуации уместно употребление устойчивых форм( пословиц, поговорок, фразеологизмов), созданных в течение столетий нашими народами.
Расставаясь, считаю долгом дать очень ценный и актуальный для данного случая наказ: пусть наш родной русский язык в умелых руках и в опытных устах народа, подрастающего поколения станет красивым, выразительным, гибким, поучительным, певучим. Да будет так!
16. Выставление и комментирование оценок за урок.
17. Задание на дом. Написать короткую зарисовку, используя глаголы-сказуемые, на тему