kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Употребление глаголов в речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок « Употребление глаголов в речи» желательно провести на  втором занятии по теме «Глагол как часть речи».

Использовать следующие технологии:

  • здоровьесбережение,
  • исследовательская деятельность;
  •  развитие творческих способностей учащихся,
  • индивидуальная,
  • групповая  деятельность «Сильный- слабый ученик».

Решаемые  проблемы.  Какое значение играет глагол в  речи культурного человека?

 Использовать такие виды деятельности. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный – слабый (работа со словами); самостоятельная работа, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Употребление глаголов в речи»»

Баташова Людмила Александровна, учитель русского

языка и литературы


Урок русского языка в 6-м классе


Тема урока «Употребление глаголов в речи».

Метопредметные УУД

Познавательные. Дать знания о разнообразии смысловых значений глаголов, роли их в живописной русской речи учащихся. Формировать умение находить глаголов в тексте, определять их значение и лексически грамотно использовать их в устной и письменной речи.

Коммуникативные. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные. Осознавать самого себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий.

Личностные. Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.


Цели урока: дать знания о разнообразии смысловых значений глаголов, роли их в живописной русской речи, обогатить лексикон учащихся, формировать умении находить глаголы в тексте, определять их значение и лексически грамотно использовать их в устной и письменной речи.

Оборудование урока.

А) Эпиграф:

Глагол – самая огнепыщущая, самая живая часть речи.

А. Югов ( русский писатель)

Б) Рабочее место. Каждый ученик с заданиями-тестами.

В) Таблицы с названиями троп. Фразеологизмы, синонимы, антонимы, градация, олицетворения, эпитеты, метафоры, звукопись, цветопись.

Г) Картина «На опушке леса».

Д) Рисунки учащихся, иллюстрирующие содержание фразеологических оборотов.

Е) Предметы для иллюстрирования: будильник с человеком на нём, кот со слезами-бусинками, бутылка с человеком, машинка игрушечная с палками в колёсах, телефон с человеком.

Ж) Веточка живой калины.

З) Деревце искусственной ёлки, фишки 3-х цветов (3 ряда - варианта) для определения активно работающих учащихся.

Ведущие урока: учитель, мистер Глагол (ученик), ассистент (ученица)

Ход урока.

1. Учитель сообщает тему и задачи урока.

2. Ассистент рассказывает грамматическую сказку, попросив класс, слушая её, постараться посчитать, сколько раз в тексте встречаются глаголы.

Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых и сам трудился целый день: мастерил, писал, носил, варил, бегал, скакал, летал, рисовал, отвечал, слушал, помогал, сочувствовал… Там что-то выкопает, там что-то достроит, там склеит, там пришьёт и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя до ворот, смогу ли все трудности преодолеть?

3. Блиц-опрос.

Мнемоническое упражнение. По просьбе учителя дети определяют глагол по морфемам среди других частей речи:

А) по окончанию: -У -ИМ -ЕГО - ЕШЬ -ИЙ

Б) по суффиксу: -ЕНЬК - -СК - -А+Л -

В) по грамматическим признакам среди слов фразы

Злокая була броднает бусёнка

4. Поднимает руку ученик-мистер Глагол.

Представляется: Я мистер Глагол, представитель гильдии частей речи, присутствую на этом занятии любителей русского языка как компетентное по данной части речи лицо. Хочу выразить своё удовлетворение вашими знаниями: вы быстро узнали глаголы по его признакам, правильно аргументировали свои ответы. Но это только начало нашей познавательной работы. Вы только что слышали в сказке, насколько я трудолюбив, и коли появился здесь, всех заставлю работать.

Вначале хочу дополнить сказку, которую поведала вам моя ассистентка, такими интересными данными: «По подсчётам учёных, глагол занимает второе место(после существительных) по частоте употребления в речи. Причём в текстах разных стилей ему отводится неодинаковая роль. Если в научном стиле около 10% глаголов, то в художественной речи до 15% всех слов составляют глаголы. Мастера русской литературы умело используют прямое и переносное значение глаголов, выразительные фразеологизмы, содержащие глаголы, глаголы-синонимы, глаголы-антонимы, глаголы-акустики, глаголы, помогающие представить цвет и нарастание действия предмета». Все достоинства этой « огнепышущей, самой живой части речи», как говорит эпиграф к нашему уроку, трудно перечислить.

Пусть нам помогут убедиться в замечательной силе и неповторимости глагола те знания, которые вы сейчас получите. Кстати, нужно отметить добросовестность многих присутствующих учащихся, старательно выполнивших домашнее задание: иллюстрации – это дело ваших умелых рук. За «дело, друзья, желаю успеха!»

5. Самостоятельная работа с заданием №1. Выписать глаголы из трёх четверостиший, определить их значение и изобразительные средства языка.

6. Правильность ответов определяет ученик-консультант(мистер-глагол) и ученик –ассистент).

7. Самостоятельная работа с заданием №2. Выписать глаголы антонимы из пословиц. Объяснить устно смысл нравоучения одной из пословиц.

8. Проверка выполнения работы группами учащихся. (Какой ряд быстрее справился?) Фишками отмечает ассистент успехи в работе.

9. Самостоятельная работа с заданием №3. Расшифровать фразеологизмы. К каждому фразеологизму подобрать синоним.

10. Ученик-консультант и ассистент демонстрируют предметы, название которых входят в тот или иной фразеологизм. Учащиеся должны проявить языковую компетентность, назвать устойчивое словосочетание и объяснить ситуацию употребления данного фразеологизма.

11. Игра-шутка: узнать по поступкам(жестам) фразеологизмы ( водить вокруг пальца, сложа руки, как свои пять пальцев, толочь воду в ступе, прятать глаза, протереть глаза)

- В каком значении - прямом или переносном - употребляются глаголы во фразеологизмах?

12.Работа с шутливыми рисунками. Ответить на вопросы:

Какие фразеологизмы изобразил художник и их смысл?

13. Творческая работа. Мини-сочинение по личным наблюдениям. ( из жизни класса) на тему «Откровенно говоря…» с использованием фразеологизмов из упр. 273 и пословиц из упр. 270.

14. Проверить несколько мини-сочинений. Оценить.

15. Заключительное слово мистера Глагола.

К сожалению, наше время пребывания в чудесном мире Глаголов истекает. Хочется верить, что, занимаясь увлекательной работой, вы обогатили свои знания о русском языке, повысили речевую культуру, узнали в какой жизненной ситуации уместно употребление устойчивых форм( пословиц, поговорок, фразеологизмов), созданных в течение столетий нашими народами.

Расставаясь, считаю долгом дать очень ценный и актуальный для данного случая наказ: пусть наш родной русский язык в умелых руках и в опытных устах народа, подрастающего поколения станет красивым, выразительным, гибким, поучительным, певучим. Да будет так!

16. Выставление и комментирование оценок за урок.

17. Задание на дом. Написать короткую зарисовку, используя глаголы-сказуемые, на тему

«Зимние забавы» или « У новогодней ёлки».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Употребление глаголов в речи»

Автор: Баташова Людмила Александровна

Дата: 26.01.2020

Номер свидетельства: 537393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "«Синтаксическое употребление глаголов» "
    ["seo_title"] => string(44) "sintaksichieskoie-upotrieblieniie-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "214397"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432294471"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Употребление глаголов в речи "
    ["seo_title"] => string(35) "upotrieblieniie-ghlagholov-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "151147"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420641078"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Культура речи. Правильное употребление глаголов."
    ["seo_title"] => string(45) "kultura_rechi_pravilnoe_upotreblenie_glagolov"
    ["file_id"] => string(6) "518970"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567432388"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Открытый урок  - трениг по русскому языку в 7 классе с казахским языком обучения по теме "Глагол. Закрепление. Синтаксическое употребление глаголов.""
    ["seo_title"] => string(145) "otkrytyiuroktrienighporusskomuiazykuv7klassieskazakhskimiazykomobuchieniiapotiemieglagholzakrieplieniiesintaksichieskoieupotrieblieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "305599"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457965953"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Употребление глаголов "
    ["seo_title"] => string(26) "upotrieblieniie-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "149452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420203700"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства