kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Удивительный дар - слово!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Лексика и Фразеология" по программе по русскому языку 5-9 классы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Москва «Просвещение» 2010 год. Уровень обучения базовый.

Проведен как обобщающий урок. 

Цели:

-обобщить изученный материал по теме «Лексика»;

-обогатить словарный запас учащихся$

-пробудить интерес к изучению лексики и фразеологии;

-развивать речь учащихся, навыки употребления в речи иноязычных слов, фразеологизмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Удивительный дар - слово!" »

Удивительный дар-слово

(урок обобщение по теме «Лексика» в 6 классе)

Цели: обобщить изученный материал по теме «Лексика»;

обогатить словарный запас учащихся;

пробудить интерес к изучению лексики и фразеологии;

развивать речь учащихся, навыки употребления в речи иноязычных слов, фразеологизмов.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Слово учителя.

В разных странах мира люди говорят на шести тысячах языков. Культура народов может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных ситуациях.

В русском языке есть пословица «Встречают по одежке – провожают по уму». Она указывает на то, что в человеке прежде всего необходимо ценить ум. А свои мысли люди выражают при помощи слов. Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и до конца не разгадан. «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти», - говорил великий писатель Л.Н.Толстой.

В русском языке великое множество слов. Но сколько их точно? На этот вопрос не может ответить ни один специалист, ни одна статистика. Богатая и разнообразная лексика русского языка собрана в различных словарях. А.Франц писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»

- Как вы понимаете это выражение? (ответ учащихся)

Современный культурный человек обладает словарным запасом в 4-6 тысяч слов. А для того, чтобы он пополнялся мы должны уметь пользоваться словарями, знать основные положения темы «Лексика», которую мы изучали в течение нескольких уроков.

(Разделиться учащимся на две команды, выбрать капитанов).

  1. Актуализация знаний. Разминка.

Лексический диктант

(по одному человеку от команды у доски)

1. Все слова языка (лексика)

1. Наука, изучающая словарный состав языка (лексикология)

2. Запас слов человека (лексикон)

2. Наука, изучающая историю и происхождение слов (этимология)

3. Слова, известные всему народу (общеупотребительные)

3. Слова, употребляемые в одной какой-либо местности (диалектизмы)

4. Слова, вышедшие из активного употребления (устаревшие)

4. Слова, употребляемые представителями какой-либо специальности (профессионализмы)

5. Слова, пришедшие из других языков (заимствованные)

5. Новые слова (неологизмы)

6. Слова, ограниченные в употреблении какой-то средой (жаргонизмы)

6. Слова, выражающие отношение к предметам, действиям, признакам (эмоционально окрашенные)

7. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)

7. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)



8. Из каких словарей мы узнаем о значении и употреблении слов? (толковый)

9. Назовите известных составителей словарей (С.И. Ожегов, Д.Ушаков, В.И. Даль)

(Проверка, подведение итогов.)

  1. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

  1. «Справочное бюро». Игра

(Выбери слово, соответствующее лексическому значению ).

  1. Колорит, компонент, комфорт, компромисс («составная часть чего-либо»)

  2. Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать («сплотить кого-либо для усиления деятельности»)

  3. Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция («объединение, соглашение, союз государств, партий и др для достижения общих целей»)

  1. Диалектизмы – это слова, пришедшие из говоров, например: стог, земляника, цапля, тайга. Многие писатели и поэты использовали диалектные слова как средство выразительности. Сергей Есенин родился в Рязанской области. Послушайте стихотворение «В хате», выберите диалектные слова, объясните их.

  2. «Немой диктант». Записать на карточках устаревшие слова.

Палец

Правая рука

Ладонь

Лоб

Глаза

Щеки

Шея

Плечи

  1. «Черный ящик»

В нем лежат предметы, употребляемые в современном русском языке, но корень у них – устаревшее слово. (перчатки, очки, перстень).

  1. Физкультминутка

Встаньте, постройтесь в шеренгу. Первая команда записывает на доске однокоренные слова с иноязычным корнем –аква-, вторая команда – с корнем –гео-.

  1. Великий Ломоносов называл фразеологизмы фразами, предлагая включить их в словари. (Проверка домашнего задания. Какие фразеологизмы, называющие животных, вы нашли во фразеологическом словаре.

  2. Конкурс капитанов.

Много ли фразеологизмов в русском языке? Достаточно сказать, что только со словом рука их более 50-ти. Объясните их.

Рукой подать

На руках носить

Рука об руку

Держать в руках

Золотые руки

На все руки мастер

  1. 1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным, за него тянут, вынуждая что-то сказать, его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.

2. Ее толкут в ступе, носят решетом, набирают в рот, не желая говорить, иногда из нее выходят сухими.

3. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

4. Он в голове легкомысленного человека, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги. Он свистит в карманах.

IX. Работа по карточкам. Установить соответствие

Фразеологизм

Расшифровка

Седьмая вода на киселе

Дальний родственник

Молоко на губах не обсохло

Еще молод и неопытен

Семь пядей во лбу

Очень умный

Сесть в лужу

Оказаться в глупом положении

Класть зубы на полку

Испытывая нужду, ограничивать себя в самом необходимом

Выйти сухим из воды

Избежать заслуженной кары

Сизифов труд

Бесконечная и бесплодная работа



Фразеологизм

Расшифровка

Лезть на рожон

Предпринимать что-нибудь заведомо рискованное

Биться об заклад

Спорить на что-либо

Лиха беда начало

Трудное начало

Мартышкин труд

Бесполезные усилия

Точить лясы

Сплетничать

Тертый калач

Бывалый, опытный человек

Как в воду канул

Бесследно пропал



XI. Подведение итогов. Кто победил. Понравился ли вам урок? Что узнали новое?

XII. Слово учителя.

Наша речь подвержена разнообразным влияниям. Мы сталкиваемся с бранными и вульгарными выражениями. Их употребление следует рассматривать как речевой сор, нарушение правил человеческого общежития. Знаете ли вы, что в 17 в. по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесенные публично, полагалась смертная казнь. Мы не властны над речью других, но изменить собственную мы можем. Привыкайте пользоваться словарями. Не давайте слову опережать мысль.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Удивительный дар - слово!"

Автор: Кузина Анна Владимировна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация "Люби и знай великое русское слово" "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-liubi-i-znai-vielikoie-russkoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "180171"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425135123"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) ""Я славлю жемчуг слова..." (Размышление о руках). Урок словесности. 7 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "ia-slavliu-zhiemchugh-slova-razmyshlieniie-o-rukakh-urok-sloviesnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "168108"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423170845"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока по литературному чтению Э. Успенский  "Удивительное дело", Н. Носов "Приключения Незнайки". "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-e-uspienskii-udivitiel-noie-dielo-n-nosov-prikliuchieniia-nieznaiki"
    ["file_id"] => string(6) "128734"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415554372"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Дружба- это дар""
    ["seo_title"] => string(38) "konspekt_uroka_na_temu_druzhba_eto_dar"
    ["file_id"] => string(6) "484909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541932237"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Значения слов конь и лошадь "
    ["seo_title"] => string(29) "znachieniia-slov-kon-i-loshad"
    ["file_id"] => string(6) "193398"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427634909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства