"Я славлю жемчуг слова..." (Размышление о руках). Урок словесности. 7 класс
"Я славлю жемчуг слова..." (Размышление о руках). Урок словесности. 7 класс
Самое удивительное и прекрасное, что дано человеку, - это дар слова. С помощью нашего лёгкого, изящного, гибкого и такого разнообразного языка можно выразить самую сложную гамму чувств, самые разные мысли. И верно сказал Лев Успенский: «Если есть в мире вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Я славлю жемчуг слова..." (Размышление о руках). Урок словесности. 7 класс »
Сафронова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ СОШ №1 г. Петушки Владимирской области
Уроки по формированию культуры речи
«Я славлю жемчуг слова…» (Размышление о руках). Урок словесности в 7 классе.
Цель урока 1. В ходе наблюдения за словом, анализа языковых средств, в процессе общения учиться познавать мир.
2. С помощью меткости, выразительности родного слова развивать умение строить и выражать свои мысли, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать чувство эстетического наслаждения словом, а также правильное отношение к общечеловеческим ценностям.
Оборудование Репродукции картин
М. Нестеров « Портрет академика Павлова»
Н. Ярошенко «Кочегар»
А. Тропинин «Кружевница», «Пряха»
О. Тихомиров, Л. Тихомиров «Анастасия Степановна»
А. Шилов «Портрет дирижера» и др.
Монтаж из иллюстраций «Эти разные, разные руки».
На уроке используются стихотворения: Н. Рыленков «Я помню руки матери моей…»
И. Волобуева «Руки матери»
В. Боков «Руки»
Эпиграф Я славлю жемчуг слова!
Ведь оно
Жемчужницею сердца рождено.
Алишер Новаи
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Самое удивительное и прекрасное, что дано человеку, - это дар слова. С помощью нашего лёгкого, изящного, гибкого и такого разнообразного языка можно выразить самую сложную гамму чувств, самые разные мысли. И верно сказал Лев Успенский: «Если есть в мире вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».
Наблюдая за использованием различных частей речи в художественном тексте, мы не раз раскрывали стилистические особенности слов, учились чувствовать слово, думать над ним, восхищаться им. Послушайте, как замечательно сказал гениальный узбекский поэт Алишер Новаи: Я славлю жемчуг слова! Ведь оно
Жемчужницею сердца рождено.
Сегодня мы и будем собирать этот чудесный жемчуг слова.
Оглянитесь вокруг. Как прекрасен и богат наш мир! И я хочу, чтобы вы не были в жизни равнодушными «слепцами», а приглядывались ко всему, прислушивались, умели видеть необыкновенное в самом обычном.
Объявляется цель урока
Мы сегодня размышляем о руках. Очень часто привлекают наше внимание руки человека. Они о многом могут рассказать. Наверное, поэтому становились они предметом вдохновения поэтов и художников.
II. Прослушайте поэтические произведения и обратите внимание на слова и выражения, характеризующие руки, запишите их в тетрадь.
Н. Рыленков «Я помню руки матери моей…»
Ответьте на вопросы
1. Что содержит в себе первая строка? (заглавие)
/Это указание на предмет повествования. В ней содержится глубокий смысл, наполненный нежностью, любовью к материнским рукам. На эту фразу опирается всё стихотворение – руки, которые никогда не забудутся. /
2. Найдите в стихотворении известные вам языковые средства, которые помогают воссоздать художественный образ рук.
/ Эпитеты: жёсткие, мозолистые, (ладони) широкие, шершавые, а вместе – это натруженные руки. Автор создаёт внешний образ рук. Они не красивы на вид, но они достойны уважения, в них внутренняя красота – они трудились. Имена прилагательные в сравнительной степени: нежнее и добрей. Мы можем сравнивать их с любыми другими, но они всегда будут лучше. Сравнения: Они – что ковш, бездонный источник. Инверсия Суровой ласки редкие мгновенья. Оксюморон суровой ласки (необычное соединение слов, противоречащих друг другу, усиливает образность, концентрирует мысли и эмоции, выраженные в лаконичной фразе). Повтор выделяет ключевое понятие. Велика изобразительная сила этого языкового средства. Автор «по ступенькам» вспоминает детство, щедрость материнских рук, редкую ласку.
3. Какова главная особенность поэтического образа рук?
/ На вид – это некрасивые руки, но в них большая внутренняя красота, они не забываются, как много они сделали в своей жизни, это добрые, ласковые руки./
III. Проанализируйте ещё одно стихотворение о руках матери
Ирина Волобуева «Руки матери»
/ Автор раскрывает образ материнских рук, тоже внешне неприглядных. Они, шершавые в прожилках узловатых, бессонные, не знают покоя. Им знакомы зной и слякоть походов, фронтовые будни. Особенно стоит обратить внимание на олицетворение эти руки могут плакать. Основная мысль стихотворения: В них слилось всё доброе, святое./
Что объединяет эти два стихотворения?
/ Оба произведения наполнены глубоким чувством любви, уважения к рукам матери, преклонения перед их огромной созидательной силой. Как много в жизни эти руки трудились. Разным поэтическим словом выразили Н. Рыленков и И. Волобуева свои чувства, своё отношение к материнским рукам, но оба произведения заключают в себе один смысл – в святости материнских рук. Истинная красота человеческих рук – в труде, в созидании. Поэтическое слово помогает постичь эту красоту./
IV. А теперь обратимся к искусству живописи. Приглашаем вас на вернисаж. (Размышления по картинам отдельные учащиеся могут приготовить заранее)
1. Начнём наше наблюдение за руками с картины художников Тихомировых «Анастасия Степановна». / Это произведение большого психологического содержания, глубокого реализма. Здесь всё правдиво. Старческие лицо и руки. Рукам художник придаёт особое значение. Кисти рук лежат спокойно, непринуждённо, говоря о том, что жизненные тревоги подходят к концу. Руки – это итог прожитого: кисти рук загорелые, морщинистые; искривлённые пальцы – узловатые, жёсткие. Это те натруженные руки, о которых говорится в стихотворениях Рыленкова и Волобуевой. Руки, которых нет святее. Глубокий смысл этой картины ещё и в том, что руки этой старой женщины и сейчас надёжно держат внука. Руки спокойно лежат на плечах мальчика, как бы охраняя его, и передавая ему всю свою жизненную силу и нежность. Они таят в себе крепость духа и властность характера русской женщины./
2. Рассмотрим картину В.А. Тропинина «Кружевница». / Полотно поражает молодостью и красотой мастерицы, которая занята плетением кружев. Её руки нежные, мягкие, гладкие, они делают изящные движения. Жесты пальцев рук подчёркивают изысканность, красоту дела. Осторожность и точность должна быть в работе, потому что руки рождают удивительное произведение искусства – кружева. Руки показаны в процессе творения. С этой картиной перекликается другое полотно Тропинина «Пряха».
Художник стремится тронуть зрителя миловидностью юных мастериц, скромностью манер, застенчивостью, которая соединяется с робким лукавством./
3. А вот «Портрет академика Павлова». Художник Нестеров. / Основу композиции составляет гневный жест сжатых в кулак рук. Он помогает раскрыть внутренний мир учёного. Это страстное стремление познать истину, умение отстоять её в споре. Сжатые в кулаки руки, уверенно, гордо положенные на стол, предупреждают о твёрдом характере и неукротимом темпераменте. Руки словно говорят: «Как сказал, так и будет!». А вот на «Портрете академика Семёнова» художник Шилов изобразил руки спокойные, отдыхающие.
Тот же художник Шилов на «Портрете дирижёра Журайтиса» показал мускулистые, жилистые руки, пальцы длинные, сильные. Мы можем представить эти руки в полёте, стремительном или плавном, лёгким движением они заставляют звучать целый оркестр.
V. Вы послушали размышления ребят о руках, изображённых художниками. А теперь попробуйте рассказать о ваших наблюдениях. Обратите внимание на руки кочегара на картине Ярошенко. Что вы можете сказать об этих руках? Что бросается в глаза?
/ Сразу поражает несоответствие размеров рук и туловища. Такое ощущение, что кочегар состоит из одних рук. Они усталые, натруженные непосильным трудом. Всё состоит из мускулов; кожа грубая, сморщенная; огромные. широкие, как лопата ладони, загорелые от пламени печи./
VI. Работа в группах и парах по картинам и иллюстрациям.
Напишите сочинение – этюд о руках (5-6 предложений). Используйте записи в тетрадях.
Чтение сочинений.
VII. Подведение итогов.
Перед нами такие разные, разные руки: спокойные, трепетные, созидающие. От картин вернёмся снова к словесным художественным образам рук человека, к поэтической речи. И глубокий смысл, итог всему сказанному заключён в стихотворении Виктора Бокова « Руки».
Так в чём же истинная красота рук человека?
Наблюдая за образами рук в поэтической речи, вы узнали, как ёмко, выразительно можно сказать о самых обыкновенных руках. Рассматривая картины художников, вы увидели, сколько силы, опыта, таланта могут хранить в себе руки человека. Вы наблюдали, анализировали, сравнивали, а потом строили своё размышление о руках.
VIII. Ваши размышления вы продолжите дома. Вы придёте домой, завершите все свои дела, тихонько сядете в уголке и понаблюдаете за мамиными (бабушкиными) руками. Может, эти руки будут хлопотать на кухне, а может, держать спицы или дремать, уставшие от трудового дня (ведь руки могут спать и даже плакать).
Понаблюдайте и напишите ваше размышление «Эти родные мамины руки» или «Милые, ласковые мамины руки». И, быть может, получится признание в любви. Вы, наверное, часто говорили: «Мама, какие у тебя тёплые руки!» и почти никогда – «Мама, какие у тебя нежные руки! Я их так люблю!» Поверьте, это дороже любого подарка, ведь такое признание усыпано жемчугом слов, рождённым жемчужницею вашего сердца.