Тема: «Дружба-это дар»
Цели обучения:
5.1.3.1- понимать основное содержание произведений фольклора и литературы/ фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определять тему.
5.2.5.1- участвовать в диалоге, правильно понимая реплики и предоставляя обратную связь;
5.2.4.1- создавать высказывание на основе иллюстрации.
5.3.4.1- владеть видами чтения (комментированное), читать по ролям;
5.3.7.1- извлекать необходимую информацию по предложенной теме из различных источников.
5.4.1.1 - создавать тексты (сказка), используя элементы разговорного и художественного стилей.
5.5.2.2- использовать необходимые синтаксические конструкции для выражения своего мнения, уверенности/, согласия \ несогласия.
Цель урока: Обеспечить формирование интереса к изучению русского языка.
Привитие ценностей: помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба";
Меж предметные связи: Взаимосвязь с предметами: казахский язык, английский язык
Навыки использования ИКТ: На данном уроке используется компьютер
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
Проверка домашнего задания.
II. Актуализация знаний.
Какое слово зашифровано: РАДБУЖ? Расставьте буквы так, чтобы получилось слово. Подумайте, что каждый из вас знает об этом слове и что вы хотите узнать
(Деятельность учащихся) К Прогнозирование учащимися темы урока.
III. Изучение нового материала
(К,И) упр 192 Ознакомьтесь со значением слова дружба. Как называется словарь, в котором можно узнать значение слова?
1.Рассмотрите рисунок и назовите имена героев. Что вы знаете о них, из какого они мультфильма?
2.Послушайте весёлую песню «У друзей нет выходных». Почему у друзей нет выходных?
Упр.193 Прочитайте предложения. Сравните выделенные слова. Почему такие слова называются родственными?
Работа с «Вашим помощником» Корень слова. Однокоренные слова.
(К) упр. 194Послушайте стихотворение Ю. Белоусовой. О чём в нём говорится?
Как надо читать стихотворение вслух: печально, весело, бодро, торжественно? Почему вы так думаете?
Работа с учебным ссловообразовательным гнездом (УСГ) (И) (Деятельность учащихся) уученики подбирают к УСГ(дар – подарок, друг, подруга, подружка, дружный,дружить,подружиться, дружба,дружно) подходящие по смыслу слова.
Деление на группы. На столе лежат карточки желтого и зеленого цвета, учащиеся выбирают определенные цвета, делятся на группы.
(Г) Работа в группах.
1. С чем сравнивается дружба? Найдите эти строки. | 1. Найдите строки о том, каким должен быть друг. |
2. В каком значении употреблено слово дар в заголовке «Дружба - это дар»: 1) сыйлық; 2) қасиет; 3) қабілет? | 2. Как вы понимаете выражение: Дружба — это мир планеты? Раскрывает ли рисунок его смысл? |
3. Выпишите из текста родственные слова и подчеркните в них корень. | 3. Выпишите из текста формы одного и того же слова и подчеркните в них корень. |
Физминутка
IV. Освоение изученного материала.
(К) (Деятельность учащихся) Упр.195
Выпишите сначала ряды однокоренных слов, затем формы одного и того же слова. Обозначьте корень и окончание во всех словах.
Упр 196 Найдите родственные слова и формы одного и того же слова. Выпишите их. Обозначьте в них корни. Как вы думаете, с какой целью в скороговорке и пословицах используются однокоренные слова?
(К)лингвистическая игра Являются ли данные ряды слов родственными?
Исправьте ошибки.
1. Друг – дружба, дружеский, дружина.2. Сказка – сказочник,сказочный, сказать.
3. Север – юг, запад, восток. 4. Книга – книгу, книги,книге.
Упр 197 Поисковое чтение текста «Ежик и Звездочка». Работа с карточкой-информатором.Учитель на базе текста задает вопросы, использует прием «Атака вопросами».
Задание к тексту: подумайте и скажите, почему этот текст является сказкой. Сформулируйте её основную мысль. Найдите и выпишите из текста однокоренные слова.
(П)Работа в парах. 1.Разыграйте диалог по ролям, передавая голосом настроение героев.
2.На каких языках вы можете поздороваться, попрощаться с другом (подругой) или сказать «мои друзья»?
Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.
(И) 1) Морфемы – это корень, приставка,суффикс, окончание.
2) Корнем слова называется общая часть родственных слов.
3) Дружба, дружбе, дружбу, о дружбе –это однокоренные слова.
4) Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
5) Звезда, звёздочка, звёздный – это формы одного слова.
Домашнее задание.
Подберите три пословицы и три загадки на тему «Дружба». Запишите и выучите их.
2*. Подготовьте пересказ сказки «Ёжик и звёздочка».
Рефлексия
Как проходило занятие?
Что было удачно?
Что было неудачно?
Что Вы хотите изменить?
В какой поддержке Вы нуждаетесь?
(И) (Деятельность учащихся) После рефлексии учащиеся заполняют таблицу.