Урок литературного чтения в 1 классе.
ТЕМА УРОКА: Э. УСПЕНСКИЙ «УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО»,Н.НОСОВ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ»
Цель урока: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ Э.УСПЕНСКОГО,Н.НОСОВА. Учить,вслушиваясь в произведение, определять чувство и настроение автора к герою.
ЗАДАЧИ: Формировать навыки выразительного чтения,как средствосвоего понимания.
Развивать воображение детей, воспитывать качества личности :целеустремлённость, трудолюбие,усидчивость.
Продолжать работу по определению рифмы.Развивать речь,память,наблюдательность,сценические способности детей,поэтический слух.
Продолжать работу направленную на расширение словарного запаса детей.
Воспитывать любовь к прекрасному через слово.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения ,понимать цель чтения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:Формировать умение аргументировать своё предложение,убеждать и уступать.Формировать умение договариваться,находить общее решение.Развивать способностьсохранять доброжелательное отношение друг к другув ситуации конфликта.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,осознавать сущность поведения героев,самостоятельно делать выводы,соотносить поступки героев с нравственными нормами.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: поэзия,лирический герой,загадка,поэт,писатель,коллекция,рифма,воображение.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой.
2.Речевая разминка «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем .
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
1,2,3,4,5.
2.»Трубочка»
Мои губы трубочка
Превратились в дудочку.
ДУ-ДУ-ДУ.
- Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.
- Прочитайте на доске девиз нашего урока: « ТАКОЙ НЕЗНАКОМЫЙ ЗНАКОМЫЙ МИР».
- Как вы думаете,в чём смысл этого выражения?
- Будьте внимательны,послушайте и отгадайте:
КТО ОДИН ИМЕЕТ РОГ?
ОТГАДАЙТЕ!.....(НОСОРОГ)
ОН С БУБЕНЧИКОМ В РУКЕ.
В СИНЕ-КРАСНОМ КОЛПАКЕ.
ОН ВЕСЁЛАЯ ИГРУШКА,
А ЗОВУТ ЕГО?.......(ПЕТРУШКА)
- Как называются четверостишья, которые мы сейчас отгадывали?
( на доке табличка ЗАГАДКА)
- ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ,ЧТО ЕЩЁ БЫВАЮТ ЦЕЛЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ-ЗАГАДКИ ? ТАКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ НАПИСАЛ Э.УСПЕНСКИЙ. ВСТРЕЧАЛОСЬ ЛИ ВАМ ИМЯ ЭТОГО АВТОРА ? ВСПОМНИТЕ НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТОГО АВТОРА.( «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ»)
-ХОЧУ ПОЗНАКОМИТЬ ВАС С ЕГО НОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ! НО СНАЧАЛА ПОСМОТРИТЕ НА ДОСКУ И СКАЖИТЕ- ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ОТ ДРУГА?
Поэт писатель
- Откройте учебник! Внимательно посмотрите на название стихотворения-загадки.( «Удивительное дело»).
- Как думаете о чём это стихотворение ? ( читает учитель до последних двух строчек)
- Как думаете,что прислали в конверте ?
- Можно ли всё это уместить в конверте ?
- А как же автору это всё прислали ?
- Прочитайте ещё раз это стихотворение – загадку и дочитайте до конца.( автор собирал марки)
- Каким другим словом можно заменить слово собирал ?
( на доске таблички коллекционировал , собирал)
- Почему же стих.-загадка имеет такое название ?
- В чём содержалось « удивительное дело» ?
- Что ещё можно коллекционировать?
- Понравилось ли вам стихотворение ?
- Как вы думаете ,чтобы писать стихи,надо обладать особым даром ?
- А что именно нужно иметь?
- Все ли могут писать стихи?
- Увсех ли это может получиться ?
-Оказывается ,этому особому дару учился наш следующий герой произведения!
Прочитайте заглавие рассказа! (« Приключения Незнайки «)
- Кто его автор? ( Н.Носов).
- Кто его герои ?
- Что означает слово приключение ?
- Рассмотрите иллюстрацию! Каким мы видим здесь Незнайку ? Обратите внимание на его выражение лица , позу ,глаза . Можно предположить какой он ?
Физминутка
- Хотелось бы вам поближе познакомиться с Незнайкой и его друзьями ?
Чтение 1- части
- Кем хотел стать Незнайка ?
- К кому обратился за помощью ?
- Сразу ли помог Незнайке Цветик ? Почему ?
- Чему было небходимо научиться Незнайке ,чтобы стать поэтом ?
На доске таблички: УМЕТЬ РИФМОВАТЬ
БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ
БЫТЬ ТРУДОЛЮБИВЫМ, УСИДЧИВЫМ
- Что такое рифма ? ( РАБОТА СО СЛОВАРЁМ)
- Хотелось бы вам побывать на месте главного героя и на мгновение превратиться в поэтов ?
РАБОТА В ГРУППАХ
- Прочитайте , обсудите в группе ,примите решение,договоритесь ,кто будет выступать.
- Проверьте свои способности, подберите рифмы!
КАРТОЧКИ
- Легко ли было подбирать рифмы ?
- Что ещё кроме таланта и умения рифмовать необходимо Незнайке ?
КАРТОЧКА НА ДОСКЕ: УСИДЧИВОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ
- Именно рифма помогает вам быстро заучивать любое стихотворение.
ЧТЕНИЕ 2- ЧАСТИ (выборочное чтение)
- Найдите строчки и зачитайте ,в которых рассказывается о том ,как Незнайка, придя домой, сразу начал сочинять стихи. Как он это делал ?
- Кому были посвящены первые строки ?( Знайке )
- Как Знайка отнёсся к его стихам? Почему ?
- Как Незнайка объяснил,почему он многое в стихах выдумал ? Зачитайте!
- Получилась ли рифма у начинающего поэта ?
ЧТЕНИЕ 3 - ЧАСТИ
- О ком написал Незнайка другие стихи ?
- Найдите в тексте слова,которые Незнайка срифмовал !
Голодный- холодный
Подушка – ватрушка
ЧТЕНИЕ 4 – ЧАСТИ ( САМОСТОЯТЕЛЬНО)
- Давайте ещё раз вернёмся к главному герою и скажем, каким мы его себе представляем.
НА ДОСКЕ : САМОУВЕРЕННЫЙ
ГЕНИАЛЬНЫЙ
С ЧУВСТВОМ ЮМОРА
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ
СМЕЛЫЙ
СПОСОБНЫЙ
- Хотели бы вы быть похожими на Незнайку ? Почему ?
- Что вы посоветовали бы человеку,который решил серьёзно взяться за написание стихов ?
- Какие у него получились стихи ? Выберите ответ из предложенных слов и обоснуйте свой выбор.
печальные с чувством юмора
весёлые шуточные
грустные
Само и взаимооценивание в парах. (цветик-семицветик)
-Чтение и ответы на вопросы учебника.
Если позволит время, работа в тетради с. 14 з.2 (можно предложить закончить дома)