kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Э. Успенский "Удивительное дело", Н. Носов "Приключения Незнайки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 1 классе.

ТЕМА УРОКА: Э. УСПЕНСКИЙ  «УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО»,Н.НОСОВ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ»

Цель урока: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ Э.УСПЕНСКОГО,Н.НОСОВА.  Учить,вслушиваясь  в произведение, определять чувство и  настроение автора к  герою.

ЗАДАЧИ:  Формировать  навыки выразительного чтения,как средствосвоего понимания.

                   Развивать  воображение детей, воспитывать качества личности :целеустремлённость, трудолюбие,усидчивость.

                    Продолжать работу по определению рифмы.Развивать  речь,память,наблюдательность,сценические способности детей,поэтический слух.

                    Продолжать работу направленную  на расширение словарного запаса детей.

                    Воспитывать любовь к  прекрасному через слово.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего  обучения  ,понимать цель чтения.  

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:Формировать умение аргументировать своё предложение,убеждать  и  уступать.Формировать умение договариваться,находить общее решение.Развивать способностьсохранять доброжелательное отношение друг к другув  ситуации конфликта.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Ориентироваться в  нравственном содержании прочитанного,осознавать сущность поведения героев,самостоятельно делать выводы,соотносить поступки героев с нравственными нормами.  

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:  поэзия,лирический герой,загадка,поэт,писатель,коллекция,рифма,воображение.

                            Ход урока

1.Эмоциональный настрой.

2.Речевая разминка «Заборчик»

                    Зубы ровно мы  смыкаем

                    И  заборчик получаем .

                    А сейчас        раздвинем  губы –

Посчитаем наши зубы.

1,2,3,4,5.

2.»Трубочка»

                  Мои губы  трубочка

                  Превратились в дудочку.

                   ДУ-ДУ-ДУ.

-  Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно   и  безошибочно  читать. Хорошее  чтение поможет понять текст.

-  Прочитайте  на  доске  девиз  нашего урока: « ТАКОЙ  НЕЗНАКОМЫЙ  ЗНАКОМЫЙ МИР».

 -  Как вы думаете,в  чём  смысл этого выражения?

 -  Будьте  внимательны,послушайте и отгадайте:

               КТО  ОДИН ИМЕЕТ РОГ?

                ОТГАДАЙТЕ!.....(НОСОРОГ)

                                                ОН С БУБЕНЧИКОМ В РУКЕ.

                                                В  СИНЕ-КРАСНОМ КОЛПАКЕ.

                                                ОН ВЕСЁЛАЯ ИГРУШКА,

                                                А ЗОВУТ  ЕГО?.......(ПЕТРУШКА)

-  Как называются  четверостишья, которые мы  сейчас отгадывали?

 ( на доке  табличка  ЗАГАДКА)

-  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ,ЧТО ЕЩЁ БЫВАЮТ ЦЕЛЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ-ЗАГАДКИ ?  ТАКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ НАПИСАЛ Э.УСПЕНСКИЙ.  ВСТРЕЧАЛОСЬ  ЛИ ВАМ  ИМЯ  ЭТОГО АВТОРА ?     ВСПОМНИТЕ  НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ЭТОГО  АВТОРА.( «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ») 

 -ХОЧУ  ПОЗНАКОМИТЬ  ВАС С  ЕГО НОВЫМ  ПРОИЗВЕДЕНИЕМ! НО  СНАЧАЛА      ПОСМОТРИТЕ НА ДОСКУ И СКАЖИТЕ- ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ОТ ДРУГА?  

Поэт                                                   писатель  

- Откройте  учебник! Внимательно посмотрите  на название стихотворения-загадки.(  «Удивительное дело»).

- Как  думаете о чём это стихотворение   ? ( читает учитель до последних двух строчек)

- Как думаете,что  прислали  в  конверте  ?

- Можно  ли  всё это  уместить в  конверте  ?

- А  как  же  автору  это  всё  прислали ?

 

-  Прочитайте  ещё  раз это  стихотворение – загадку  и  дочитайте до конца.(  автор  собирал марки)

-  Каким  другим  словом можно заменить слово  собирал ?

( на доске  таблички    коллекционировал   , собирал)

- Почему же стих.-загадка  имеет   такое название ?

- В чём  содержалось « удивительное дело»  ?

- Что ещё  можно  коллекционировать?

- Понравилось  ли  вам  стихотворение ?

- Как  вы думаете ,чтобы  писать стихи,надо  обладать особым даром ?

-  А что именно нужно  иметь?

-  Все ли могут писать  стихи?

-  Увсех  ли это  может получиться ?

-Оказывается  ,этому  особому  дару учился наш  следующий герой произведения!

 

Прочитайте  заглавие  рассказа! (« Приключения Незнайки «)

-  Кто  его  автор? ( Н.Носов).

- Кто его герои ?

- Что   означает  слово  приключение ?

- Рассмотрите иллюстрацию! Каким  мы видим здесь  Незнайку ? Обратите  внимание  на его  выражение  лица ,  позу ,глаза .  Можно предположить  какой  он  ?

Физминутка

-  Хотелось  бы  вам  поближе  познакомиться  с  Незнайкой  и его  друзьями  ?

Чтение  1-  части

- Кем  хотел стать  Незнайка ?

-  К  кому обратился  за  помощью  ?

- Сразу  ли  помог  Незнайке  Цветик ?  Почему  ?

- Чему  было  небходимо  научиться   Незнайке ,чтобы  стать  поэтом  ?

  На доске  таблички:      УМЕТЬ  РИФМОВАТЬ

                                              БЫТЬ  ТВОРЧЕСКИМ  ЧЕЛОВЕКОМ

                                              БЫТЬ  ТРУДОЛЮБИВЫМ, УСИДЧИВЫМ

- Что  такое  рифма  ? ( РАБОТА  СО  СЛОВАРЁМ)

- Хотелось бы  вам побывать   на  месте главного  героя  и на  мгновение  превратиться  в  поэтов ?

РАБОТА  В  ГРУППАХ

Прочитайте , обсудите  в  группе ,примите  решение,договоритесь ,кто будет выступать.

- Проверьте  свои  способности,  подберите  рифмы!

КАРТОЧКИ

-  Легко  ли  было  подбирать  рифмы ?

-  Что ещё  кроме  таланта  и  умения  рифмовать  необходимо  Незнайке ?

КАРТОЧКА НА ДОСКЕ:        УСИДЧИВОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ

-  Именно  рифма  помогает  вам быстро  заучивать любое стихотворение.

 

ЧТЕНИЕ  2-  ЧАСТИ (выборочное чтение)

- Найдите строчки  и  зачитайте ,в  которых  рассказывается о  том ,как Незнайка,  придя домой, сразу  начал сочинять стихи. Как  он это  делал ?

- Кому  были  посвящены  первые  строки ?(  Знайке )

- Как  Знайка отнёсся  к  его  стихам? Почему ?

-  Как Незнайка объяснил,почему  он  многое  в  стихах выдумал ? Зачитайте!

- Получилась  ли  рифма  у  начинающего поэта ?

ЧТЕНИЕ 3  -  ЧАСТИ

- О ком  написал  Незнайка  другие  стихи ?

- Найдите в  тексте слова,которые  Незнайка  срифмовал !

                Голодный- холодный

                Подушка – ватрушка

 

ЧТЕНИЕ 4 – ЧАСТИ ( САМОСТОЯТЕЛЬНО)

- Давайте  ещё раз  вернёмся к главному  герою  и  скажем, каким мы его  себе  представляем.

      НА ДОСКЕ  :  САМОУВЕРЕННЫЙ

                               ГЕНИАЛЬНЫЙ

                               С ЧУВСТВОМ  ЮМОРА

                               НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ

                               СМЕЛЫЙ

                               СПОСОБНЫЙ      

- Хотели бы вы быть похожими  на Незнайку ? Почему ?

- Что  вы посоветовали  бы человеку,который  решил серьёзно взяться  за  написание  стихов ?

- Какие  у него получились  стихи ? Выберите  ответ  из  предложенных  слов  и обоснуйте  свой выбор.

                    печальные                               с чувством  юмора

                    весёлые                                     шуточные

                    грустные

Само  и  взаимооценивание  в  парах. (цветик-семицветик)

-Чтение и ответы на вопросы учебника.

Если  позволит время, работа в тетради с. 14 з.2 (можно предложить закончить дома)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Э. Успенский "Удивительное дело", Н. Носов "Приключения Незнайки". »

Урок литературного чтения в 1 классе.

ТЕМА УРОКА: Э. УСПЕНСКИЙ «УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО»,Н.НОСОВ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ»

Цель урока: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ Э.УСПЕНСКОГО,Н.НОСОВА. Учить,вслушиваясь в произведение, определять чувство и настроение автора к герою.

ЗАДАЧИ: Формировать навыки выразительного чтения,как средствосвоего понимания.

Развивать воображение детей, воспитывать качества личности :целеустремлённость, трудолюбие,усидчивость.

Продолжать работу по определению рифмы.Развивать речь,память,наблюдательность,сценические способности детей,поэтический слух.

Продолжать работу направленную на расширение словарного запаса детей.

Воспитывать любовь к прекрасному через слово.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения ,понимать цель чтения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:Формировать умение аргументировать своё предложение,убеждать и уступать.Формировать умение договариваться,находить общее решение.Развивать способностьсохранять доброжелательное отношение друг к другув ситуации конфликта.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,осознавать сущность поведения героев,самостоятельно делать выводы,соотносить поступки героев с нравственными нормами.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: поэзия,лирический герой,загадка,поэт,писатель,коллекция,рифма,воображение.

Ход урока

1.Эмоциональный настрой.

2.Речевая разминка «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем .

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

1,2,3,4,5.

2.»Трубочка»

Мои губы трубочка

Превратились в дудочку.

ДУ-ДУ-ДУ.

- Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.

- Прочитайте на доске девиз нашего урока: « ТАКОЙ НЕЗНАКОМЫЙ ЗНАКОМЫЙ МИР».

- Как вы думаете,в чём смысл этого выражения?

- Будьте внимательны,послушайте и отгадайте:

КТО ОДИН ИМЕЕТ РОГ?

ОТГАДАЙТЕ!.....(НОСОРОГ)

ОН С БУБЕНЧИКОМ В РУКЕ.

В СИНЕ-КРАСНОМ КОЛПАКЕ.

ОН ВЕСЁЛАЯ ИГРУШКА,

А ЗОВУТ ЕГО?.......(ПЕТРУШКА)

- Как называются четверостишья, которые мы сейчас отгадывали?

( на доке табличка ЗАГАДКА)

- ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ,ЧТО ЕЩЁ БЫВАЮТ ЦЕЛЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ-ЗАГАДКИ ? ТАКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ НАПИСАЛ Э.УСПЕНСКИЙ. ВСТРЕЧАЛОСЬ ЛИ ВАМ ИМЯ ЭТОГО АВТОРА ? ВСПОМНИТЕ НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТОГО АВТОРА.( «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ»)

-ХОЧУ ПОЗНАКОМИТЬ ВАС С ЕГО НОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ! НО СНАЧАЛА ПОСМОТРИТЕ НА ДОСКУ И СКАЖИТЕ- ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ОТ ДРУГА?

Поэт писатель

- Откройте учебник! Внимательно посмотрите на название стихотворения-загадки.( «Удивительное дело»).

- Как думаете о чём это стихотворение ? ( читает учитель до последних двух строчек)

- Как думаете,что прислали в конверте ?

- Можно ли всё это уместить в конверте ?

- А как же автору это всё прислали ?



- Прочитайте ещё раз это стихотворение – загадку и дочитайте до конца.( автор собирал марки)

- Каким другим словом можно заменить слово собирал ?

( на доске таблички коллекционировал , собирал)

- Почему же стих.-загадка имеет такое название ?

- В чём содержалось « удивительное дело» ?

- Что ещё можно коллекционировать?

- Понравилось ли вам стихотворение ?

- Как вы думаете ,чтобы писать стихи,надо обладать особым даром ?

- А что именно нужно иметь?

- Все ли могут писать стихи?

- Увсех ли это может получиться ?

-Оказывается ,этому особому дару учился наш следующий герой произведения!



Прочитайте заглавие рассказа! (« Приключения Незнайки «)

- Кто его автор? ( Н.Носов).

- Кто его герои ?

- Что означает слово приключение ?

- Рассмотрите иллюстрацию! Каким мы видим здесь Незнайку ? Обратите внимание на его выражение лица , позу ,глаза . Можно предположить какой он ?

Физминутка

- Хотелось бы вам поближе познакомиться с Незнайкой и его друзьями ?

Чтение 1- части

- Кем хотел стать Незнайка ?

- К кому обратился за помощью ?

- Сразу ли помог Незнайке Цветик ? Почему ?

- Чему было небходимо научиться Незнайке ,чтобы стать поэтом ?

На доске таблички: УМЕТЬ РИФМОВАТЬ

БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ

БЫТЬ ТРУДОЛЮБИВЫМ, УСИДЧИВЫМ

- Что такое рифма ? ( РАБОТА СО СЛОВАРЁМ)

- Хотелось бы вам побывать на месте главного героя и на мгновение превратиться в поэтов ?

РАБОТА В ГРУППАХ

- Прочитайте , обсудите в группе ,примите решение,договоритесь ,кто будет выступать.

- Проверьте свои способности, подберите рифмы!

КАРТОЧКИ

- Легко ли было подбирать рифмы ?

- Что ещё кроме таланта и умения рифмовать необходимо Незнайке ?

КАРТОЧКА НА ДОСКЕ: УСИДЧИВОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ

- Именно рифма помогает вам быстро заучивать любое стихотворение.



ЧТЕНИЕ 2- ЧАСТИ (выборочное чтение)

- Найдите строчки и зачитайте ,в которых рассказывается о том ,как Незнайка, придя домой, сразу начал сочинять стихи. Как он это делал ?

- Кому были посвящены первые строки ?( Знайке )

- Как Знайка отнёсся к его стихам? Почему ?

- Как Незнайка объяснил,почему он многое в стихах выдумал ? Зачитайте!

- Получилась ли рифма у начинающего поэта ?

ЧТЕНИЕ 3 - ЧАСТИ

- О ком написал Незнайка другие стихи ?

- Найдите в тексте слова,которые Незнайка срифмовал !

Голодный- холодный

Подушка – ватрушка



ЧТЕНИЕ 4 – ЧАСТИ ( САМОСТОЯТЕЛЬНО)

- Давайте ещё раз вернёмся к главному герою и скажем, каким мы его себе представляем.

НА ДОСКЕ : САМОУВЕРЕННЫЙ

ГЕНИАЛЬНЫЙ

С ЧУВСТВОМ ЮМОРА

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

СПОСОБНЫЙ

- Хотели бы вы быть похожими на Незнайку ? Почему ?

- Что вы посоветовали бы человеку,который решил серьёзно взяться за написание стихов ?

- Какие у него получились стихи ? Выберите ответ из предложенных слов и обоснуйте свой выбор.

печальные с чувством юмора

весёлые шуточные

грустные

Само и взаимооценивание в парах. (цветик-семицветик)

-Чтение и ответы на вопросы учебника.

Если позволит время, работа в тетради с. 14 з.2 (можно предложить закончить дома)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белкина Илона Владимировна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства