kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Э. Успенский "Удивительное дело", Н. Носов "Приключения Незнайки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 1 классе.

ТЕМА УРОКА: Э. УСПЕНСКИЙ  «УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО»,Н.НОСОВ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ»

Цель урока: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ Э.УСПЕНСКОГО,Н.НОСОВА.  Учить,вслушиваясь  в произведение, определять чувство и  настроение автора к  герою.

ЗАДАЧИ:  Формировать  навыки выразительного чтения,как средствосвоего понимания.

                   Развивать  воображение детей, воспитывать качества личности :целеустремлённость, трудолюбие,усидчивость.

                    Продолжать работу по определению рифмы.Развивать  речь,память,наблюдательность,сценические способности детей,поэтический слух.

                    Продолжать работу направленную  на расширение словарного запаса детей.

                    Воспитывать любовь к  прекрасному через слово.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего  обучения  ,понимать цель чтения.  

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:Формировать умение аргументировать своё предложение,убеждать  и  уступать.Формировать умение договариваться,находить общее решение.Развивать способностьсохранять доброжелательное отношение друг к другув  ситуации конфликта.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Ориентироваться в  нравственном содержании прочитанного,осознавать сущность поведения героев,самостоятельно делать выводы,соотносить поступки героев с нравственными нормами.  

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:  поэзия,лирический герой,загадка,поэт,писатель,коллекция,рифма,воображение.

                            Ход урока

1.Эмоциональный настрой.

2.Речевая разминка «Заборчик»

                    Зубы ровно мы  смыкаем

                    И  заборчик получаем .

                    А сейчас        раздвинем  губы –

Посчитаем наши зубы.

1,2,3,4,5.

2.»Трубочка»

                  Мои губы  трубочка

                  Превратились в дудочку.

                   ДУ-ДУ-ДУ.

-  Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно   и  безошибочно  читать. Хорошее  чтение поможет понять текст.

-  Прочитайте  на  доске  девиз  нашего урока: « ТАКОЙ  НЕЗНАКОМЫЙ  ЗНАКОМЫЙ МИР».

 -  Как вы думаете,в  чём  смысл этого выражения?

 -  Будьте  внимательны,послушайте и отгадайте:

               КТО  ОДИН ИМЕЕТ РОГ?

                ОТГАДАЙТЕ!.....(НОСОРОГ)

                                                ОН С БУБЕНЧИКОМ В РУКЕ.

                                                В  СИНЕ-КРАСНОМ КОЛПАКЕ.

                                                ОН ВЕСЁЛАЯ ИГРУШКА,

                                                А ЗОВУТ  ЕГО?.......(ПЕТРУШКА)

-  Как называются  четверостишья, которые мы  сейчас отгадывали?

 ( на доке  табличка  ЗАГАДКА)

-  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ,ЧТО ЕЩЁ БЫВАЮТ ЦЕЛЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ-ЗАГАДКИ ?  ТАКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ НАПИСАЛ Э.УСПЕНСКИЙ.  ВСТРЕЧАЛОСЬ  ЛИ ВАМ  ИМЯ  ЭТОГО АВТОРА ?     ВСПОМНИТЕ  НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ЭТОГО  АВТОРА.( «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ») 

 -ХОЧУ  ПОЗНАКОМИТЬ  ВАС С  ЕГО НОВЫМ  ПРОИЗВЕДЕНИЕМ! НО  СНАЧАЛА      ПОСМОТРИТЕ НА ДОСКУ И СКАЖИТЕ- ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ОТ ДРУГА?  

Поэт                                                   писатель  

- Откройте  учебник! Внимательно посмотрите  на название стихотворения-загадки.(  «Удивительное дело»).

- Как  думаете о чём это стихотворение   ? ( читает учитель до последних двух строчек)

- Как думаете,что  прислали  в  конверте  ?

- Можно  ли  всё это  уместить в  конверте  ?

- А  как  же  автору  это  всё  прислали ?

 

-  Прочитайте  ещё  раз это  стихотворение – загадку  и  дочитайте до конца.(  автор  собирал марки)

-  Каким  другим  словом можно заменить слово  собирал ?

( на доске  таблички    коллекционировал   , собирал)

- Почему же стих.-загадка  имеет   такое название ?

- В чём  содержалось « удивительное дело»  ?

- Что ещё  можно  коллекционировать?

- Понравилось  ли  вам  стихотворение ?

- Как  вы думаете ,чтобы  писать стихи,надо  обладать особым даром ?

-  А что именно нужно  иметь?

-  Все ли могут писать  стихи?

-  Увсех  ли это  может получиться ?

-Оказывается  ,этому  особому  дару учился наш  следующий герой произведения!

 

Прочитайте  заглавие  рассказа! (« Приключения Незнайки «)

-  Кто  его  автор? ( Н.Носов).

- Кто его герои ?

- Что   означает  слово  приключение ?

- Рассмотрите иллюстрацию! Каким  мы видим здесь  Незнайку ? Обратите  внимание  на его  выражение  лица ,  позу ,глаза .  Можно предположить  какой  он  ?

Физминутка

-  Хотелось  бы  вам  поближе  познакомиться  с  Незнайкой  и его  друзьями  ?

Чтение  1-  части

- Кем  хотел стать  Незнайка ?

-  К  кому обратился  за  помощью  ?

- Сразу  ли  помог  Незнайке  Цветик ?  Почему  ?

- Чему  было  небходимо  научиться   Незнайке ,чтобы  стать  поэтом  ?

  На доске  таблички:      УМЕТЬ  РИФМОВАТЬ

                                              БЫТЬ  ТВОРЧЕСКИМ  ЧЕЛОВЕКОМ

                                              БЫТЬ  ТРУДОЛЮБИВЫМ, УСИДЧИВЫМ

- Что  такое  рифма  ? ( РАБОТА  СО  СЛОВАРЁМ)

- Хотелось бы  вам побывать   на  месте главного  героя  и на  мгновение  превратиться  в  поэтов ?

РАБОТА  В  ГРУППАХ

Прочитайте , обсудите  в  группе ,примите  решение,договоритесь ,кто будет выступать.

- Проверьте  свои  способности,  подберите  рифмы!

КАРТОЧКИ

-  Легко  ли  было  подбирать  рифмы ?

-  Что ещё  кроме  таланта  и  умения  рифмовать  необходимо  Незнайке ?

КАРТОЧКА НА ДОСКЕ:        УСИДЧИВОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ

-  Именно  рифма  помогает  вам быстро  заучивать любое стихотворение.

 

ЧТЕНИЕ  2-  ЧАСТИ (выборочное чтение)

- Найдите строчки  и  зачитайте ,в  которых  рассказывается о  том ,как Незнайка,  придя домой, сразу  начал сочинять стихи. Как  он это  делал ?

- Кому  были  посвящены  первые  строки ?(  Знайке )

- Как  Знайка отнёсся  к  его  стихам? Почему ?

-  Как Незнайка объяснил,почему  он  многое  в  стихах выдумал ? Зачитайте!

- Получилась  ли  рифма  у  начинающего поэта ?

ЧТЕНИЕ 3  -  ЧАСТИ

- О ком  написал  Незнайка  другие  стихи ?

- Найдите в  тексте слова,которые  Незнайка  срифмовал !

                Голодный- холодный

                Подушка – ватрушка

 

ЧТЕНИЕ 4 – ЧАСТИ ( САМОСТОЯТЕЛЬНО)

- Давайте  ещё раз  вернёмся к главному  герою  и  скажем, каким мы его  себе  представляем.

      НА ДОСКЕ  :  САМОУВЕРЕННЫЙ

                               ГЕНИАЛЬНЫЙ

                               С ЧУВСТВОМ  ЮМОРА

                               НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ

                               СМЕЛЫЙ

                               СПОСОБНЫЙ      

- Хотели бы вы быть похожими  на Незнайку ? Почему ?

- Что  вы посоветовали  бы человеку,который  решил серьёзно взяться  за  написание  стихов ?

- Какие  у него получились  стихи ? Выберите  ответ  из  предложенных  слов  и обоснуйте  свой выбор.

                    печальные                               с чувством  юмора

                    весёлые                                     шуточные

                    грустные

Само  и  взаимооценивание  в  парах. (цветик-семицветик)

-Чтение и ответы на вопросы учебника.

Если  позволит время, работа в тетради с. 14 з.2 (можно предложить закончить дома)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Э. Успенский "Удивительное дело", Н. Носов "Приключения Незнайки". »

Урок литературного чтения в 1 классе.

ТЕМА УРОКА: Э. УСПЕНСКИЙ «УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО»,Н.НОСОВ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ»

Цель урока: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ Э.УСПЕНСКОГО,Н.НОСОВА. Учить,вслушиваясь в произведение, определять чувство и настроение автора к герою.

ЗАДАЧИ: Формировать навыки выразительного чтения,как средствосвоего понимания.

Развивать воображение детей, воспитывать качества личности :целеустремлённость, трудолюбие,усидчивость.

Продолжать работу по определению рифмы.Развивать речь,память,наблюдательность,сценические способности детей,поэтический слух.

Продолжать работу направленную на расширение словарного запаса детей.

Воспитывать любовь к прекрасному через слово.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения ,понимать цель чтения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:Формировать умение аргументировать своё предложение,убеждать и уступать.Формировать умение договариваться,находить общее решение.Развивать способностьсохранять доброжелательное отношение друг к другув ситуации конфликта.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,осознавать сущность поведения героев,самостоятельно делать выводы,соотносить поступки героев с нравственными нормами.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: поэзия,лирический герой,загадка,поэт,писатель,коллекция,рифма,воображение.

Ход урока

1.Эмоциональный настрой.

2.Речевая разминка «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем .

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

1,2,3,4,5.

2.»Трубочка»

Мои губы трубочка

Превратились в дудочку.

ДУ-ДУ-ДУ.

- Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.

- Прочитайте на доске девиз нашего урока: « ТАКОЙ НЕЗНАКОМЫЙ ЗНАКОМЫЙ МИР».

- Как вы думаете,в чём смысл этого выражения?

- Будьте внимательны,послушайте и отгадайте:

КТО ОДИН ИМЕЕТ РОГ?

ОТГАДАЙТЕ!.....(НОСОРОГ)

ОН С БУБЕНЧИКОМ В РУКЕ.

В СИНЕ-КРАСНОМ КОЛПАКЕ.

ОН ВЕСЁЛАЯ ИГРУШКА,

А ЗОВУТ ЕГО?.......(ПЕТРУШКА)

- Как называются четверостишья, которые мы сейчас отгадывали?

( на доке табличка ЗАГАДКА)

- ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ,ЧТО ЕЩЁ БЫВАЮТ ЦЕЛЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ-ЗАГАДКИ ? ТАКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ НАПИСАЛ Э.УСПЕНСКИЙ. ВСТРЕЧАЛОСЬ ЛИ ВАМ ИМЯ ЭТОГО АВТОРА ? ВСПОМНИТЕ НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТОГО АВТОРА.( «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ»)

-ХОЧУ ПОЗНАКОМИТЬ ВАС С ЕГО НОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ! НО СНАЧАЛА ПОСМОТРИТЕ НА ДОСКУ И СКАЖИТЕ- ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ОТ ДРУГА?

Поэт писатель

- Откройте учебник! Внимательно посмотрите на название стихотворения-загадки.( «Удивительное дело»).

- Как думаете о чём это стихотворение ? ( читает учитель до последних двух строчек)

- Как думаете,что прислали в конверте ?

- Можно ли всё это уместить в конверте ?

- А как же автору это всё прислали ?



- Прочитайте ещё раз это стихотворение – загадку и дочитайте до конца.( автор собирал марки)

- Каким другим словом можно заменить слово собирал ?

( на доске таблички коллекционировал , собирал)

- Почему же стих.-загадка имеет такое название ?

- В чём содержалось « удивительное дело» ?

- Что ещё можно коллекционировать?

- Понравилось ли вам стихотворение ?

- Как вы думаете ,чтобы писать стихи,надо обладать особым даром ?

- А что именно нужно иметь?

- Все ли могут писать стихи?

- Увсех ли это может получиться ?

-Оказывается ,этому особому дару учился наш следующий герой произведения!



Прочитайте заглавие рассказа! (« Приключения Незнайки «)

- Кто его автор? ( Н.Носов).

- Кто его герои ?

- Что означает слово приключение ?

- Рассмотрите иллюстрацию! Каким мы видим здесь Незнайку ? Обратите внимание на его выражение лица , позу ,глаза . Можно предположить какой он ?

Физминутка

- Хотелось бы вам поближе познакомиться с Незнайкой и его друзьями ?

Чтение 1- части

- Кем хотел стать Незнайка ?

- К кому обратился за помощью ?

- Сразу ли помог Незнайке Цветик ? Почему ?

- Чему было небходимо научиться Незнайке ,чтобы стать поэтом ?

На доске таблички: УМЕТЬ РИФМОВАТЬ

БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ

БЫТЬ ТРУДОЛЮБИВЫМ, УСИДЧИВЫМ

- Что такое рифма ? ( РАБОТА СО СЛОВАРЁМ)

- Хотелось бы вам побывать на месте главного героя и на мгновение превратиться в поэтов ?

РАБОТА В ГРУППАХ

- Прочитайте , обсудите в группе ,примите решение,договоритесь ,кто будет выступать.

- Проверьте свои способности, подберите рифмы!

КАРТОЧКИ

- Легко ли было подбирать рифмы ?

- Что ещё кроме таланта и умения рифмовать необходимо Незнайке ?

КАРТОЧКА НА ДОСКЕ: УСИДЧИВОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ

- Именно рифма помогает вам быстро заучивать любое стихотворение.



ЧТЕНИЕ 2- ЧАСТИ (выборочное чтение)

- Найдите строчки и зачитайте ,в которых рассказывается о том ,как Незнайка, придя домой, сразу начал сочинять стихи. Как он это делал ?

- Кому были посвящены первые строки ?( Знайке )

- Как Знайка отнёсся к его стихам? Почему ?

- Как Незнайка объяснил,почему он многое в стихах выдумал ? Зачитайте!

- Получилась ли рифма у начинающего поэта ?

ЧТЕНИЕ 3 - ЧАСТИ

- О ком написал Незнайка другие стихи ?

- Найдите в тексте слова,которые Незнайка срифмовал !

Голодный- холодный

Подушка – ватрушка



ЧТЕНИЕ 4 – ЧАСТИ ( САМОСТОЯТЕЛЬНО)

- Давайте ещё раз вернёмся к главному герою и скажем, каким мы его себе представляем.

НА ДОСКЕ : САМОУВЕРЕННЫЙ

ГЕНИАЛЬНЫЙ

С ЧУВСТВОМ ЮМОРА

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

СПОСОБНЫЙ

- Хотели бы вы быть похожими на Незнайку ? Почему ?

- Что вы посоветовали бы человеку,который решил серьёзно взяться за написание стихов ?

- Какие у него получились стихи ? Выберите ответ из предложенных слов и обоснуйте свой выбор.

печальные с чувством юмора

весёлые шуточные

грустные

Само и взаимооценивание в парах. (цветик-семицветик)

-Чтение и ответы на вопросы учебника.

Если позволит время, работа в тетради с. 14 з.2 (можно предложить закончить дома)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белкина Илона Владимировна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства