Просмотр содержимого документа
««Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук "»
Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Урок №10 из раздела «Звуки и буквы»
Тип урока: применение знаний и умений
Цели урока:
Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.
Основные этапы урока:
Организационный момент
Чистописание
Самоопределение к деятельности
Актуализация знаний
Работа по теме урока- открытие детьми нового знания
Первоначальное закрепление
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторения
Рефлексия
Средства обучения:
Дидактический материал на доске
Карточки для групповой работы
Карточки для работы в паре
Карточки для индивидуальной работы
Учебник 1 класса; автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
ТСО (компьютер, проектор, экран)
Методы обучения:
Репродуктивный
Проблемный
Восприятие
осознание
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый
контроль
Формы организации познавательной деятельности:
общеклассная;
индивидуальная;
парная;
групповая
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Чистописание
-Как называется наш урок? (русский язык)
- Чему мы учимся на этом уроке? (красиво и грамотно писать)
- Запишите число. (12 апреля)
- Назови буквы. (на слайде)
- Какие это буквы? (гласные)
а о и е я ё
- Напиши буквы в строчке.
- Какая буква «лишняя»? Почему? (буква ё – всегда ударная)
- А остальные гласные какие? (Гласные, требующие проверки в безударном положении)
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она, прочитав загадку. (на листочке)
Днём спит, ночью летает, Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза – Всем мышам она гроза. (Сова)
- По каким признакам догадались, что это сова?
- Что вы знаете об этой птице?
-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.
- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.
-Обозначьте в словах ударение. Найдите слова и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.
- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке.
Появляется карточка:
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока. (на слайде)
Безударный гласный звук Причиняет много мук.
- Почему причиняет много мук?
- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?
- Значит цель нашего урока…
(открывается вторая половина стихотворения) Какую гласную писать, Будем с вами повторять!
- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).
Актуализация знаний
1). Подбор проверочного слова
- Давайте запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)
- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?
- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное)
2) Самостоятельная работа – со слайда
- Сова приглашает нас посетить лесную поляну.
На тр(о,а)ве сверкают капли р(о,а)сы.
- Выпишите слова с пропущенной буквой, подбирая проверочное слово (устно), выберите верную букву.
Проверка у компьютера- 2 человека; самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись +,-.)
- Какие буквы выбрали? Докажите.
(открыть карточку)
ПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Появляется карточка:
ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!
Работа по теме урока
1. Нахождение проверочного слова
- Сова приготовила нам новое задание. (на слайде)
- Прочитайте слова, которые приготовила мудрая птица.
(лес
Лесная
Лесник)
- Кто такой лесник?
(1. Лесной сторож. 2. Работник лесного хозяйства.)- даётся определение по словарю Ожегова
-Во всех словах найди общую часть слова. Назови.
-В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему?
-Как вы думаете, какое из этих слов является проверочным?
-Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова. Поставь ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие безударные гласные.
-Чему научились выполнив это задание? (находить проверочные слова)
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –Крылья сложим назад.
Работа по теме урока
1.Первоначальное закрепление- работа в группах (на карточках)
-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения.
(Проверка у доски – 3 ученика- устно(выходят по одному)
( Живёт в л.су л.са.
Летит за мёдом пч.ла.
Гр.чата пищат в гн.зде.)
- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
- Так как проверить безударный гласный?
- Оцените работу ребят. Правильно или нет?
2. Работа в парах ( на листочках)
- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата) (слайд)
- Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.
- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, +,- или - если выполнено с ошибками.
О или а? и или е?
Г.ра з.мля
Гл.за ч.сло
- Кто выполнил так же? (поднимают «сигналик»)
- Так как проверить безударную гласную?
3. Игра «Построй мосток»- самостоятельная работа
- На лесной полянке журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.
Каждый сам будет строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово.
- Просигнальте «сигналиком» если справились.
Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поставьте +, если всё сделано правильно. +,- или - если выполнено с ошибками.
Физминутка
Электронная музыкальная физминутка на движения (слайд)
Работа по теме урока
1. словарная работа.
А). - А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?
- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)
Появляется карточка:
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)
Появляется карточка:
ЗАПОМНИ!
Б). Отгадывание загадок
- Сова предлагает отгадать загадки и написать отгадки.
1. Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружит двадцать пар
И кричит «кар – р» (ворона) (слайд)
2. Маленький мальчишка,
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
В полях ночует,
Семечки ворует. (воробей) (слайд)
3. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут ее ... (сорока). (слайд)
- Где записаны такие слова? (в словаре)
- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137
Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.
в). работа по учебнику
Стр.69 № 14
- Прочитай загадку. Ответь на вопросы. (на первые 2 вопроса)
- Посмотрим, есть ли это слово в орфографическом словаре? Найди и напиши его.
- Определи сколько в слове заяц слогов.
- Вспомни, когда так говорят: (на слайде)
Убить двух зайцев. (выполнить сразу два дела)
Заячья душа. (о трусливом человеке)
- Послушайте четверостишье:
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?
- В каком значении употребляется слово заяц? (пассажир, не имеющий билета)
Выборочное письмо.
- Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?» (слайд)
- Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом. (на слайде)
В лесу нельзя шуметь. Весной птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.
Рефлексия. Оценивание
-Прочитайте то, что составлено из карточек. (на доске)
- Как проверить безударный гласный звук в слове?
- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?
- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?
- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?
- Продолжите высказывания….
Мне запомнилось…
У меня получилось …
Мне было трудно ….
Я постараюсь лучше…
-Весной, звери и птицы нуждаются в помощи человека. Поможем и мы им. Наклеим на кормушку орехи, жёлуди . (на доске)
- На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.
- Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек для белочки.
Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе + -, то возьмите орешек для белочки.
Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.
Спасибо за урок!
Ссылки:
Сафронова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов
http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-sovu.html- загадка о сове
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=940- фото совы + сведения
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%20%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82&noreask=1&pos=15&rpt=simage&lr=65&uinfo=sw-1663-sh-906-fw-1438-fh-598-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fdg54.odnoklassniki.ru%2FgetImage%3FphotoId%3D343161039655%26photoType%3D6- клипарт сова (в шапочке)
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1663-sh-906-fw-1438-fh-598-pd-1&p=2&text=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%20%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82&noreask=1&pos=63&rpt=simage&lr=65&img_url=http%3A%2F%2Fstatic4.depositphotos.com%2F1000792%2F326%2Fv%2F450%2Fdep_3268412-Wise-Owl-Cartoon.jpg= сова с книгой
http://www.prozagadki.ru/110-zagadki-pro-soroku.html- загадка про сороку
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=4&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B0&pos=138&uinfo=sw-1663-sh-949-fw-1438-fh-598-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fbestgif.su%2F_ph%2F18%2F2%2F781445317.gif- цветочная поляна с пчёлами
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%20%D1%81%20%D0%B4%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC&pos=23&uinfo=sw-1663-sh-906-fw-1438-fh-598-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.geocaching.su%2Fphotos%2Falbums%2F61137.jpg – дерево с дуплом
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%20%D1%81%20%D0%B4%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC&pos=27&uinfo=sw-1663-sh-906-fw-1438-fh-598-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F17%2Fsergej-yuchkovskij.7%2F0_f41a_aa3026e4_S – дерево с дуплом (мало листьев)
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BB%D0%B5%D1%81&pos=54&uinfo=sw-1663-sh-906-fw-1438-fh-598-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.artlib.ru%2Fobjects%2Fgallery_570%2Fartlib_gallery-285165-s.jpg= весенний лес с берёзами
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BB%D0%B5%D1%81&pos=100&uinfo=sw-1663-sh-906-fw-1438-fh-598-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg3.proshkolu.ru%2Fcontent%2Fmedia%2Fpic%2Fstd%2F2000000%2F1314000%2F1313304-05f2b13a802fccdf.jpg- фон с цветами
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%81%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9&pos=104&uinfo=sw-1663-sh-906-fw-1438-fh-598-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg11.nnm.ru%2F9%2Fa%2F5%2Fb%2Ff%2F5d0ea31cfd7b81d1494c8c75ff8.jpg- медведица с медвежонком