Просмотр содержимого документа
«Ударение. Ударные и безударные слоги.»
Тема урока: Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги.
Цель:
- совершенствовать умение составлять схемы слов и предложений,
- формировать умение слышать и выделять гласные звуки, обозначать их схемой;
- формировать умение определять количество слогов в слове;
- учить определять и обозначать ударный слог в слове;
- формировать умение определять направление движения руки при написании букв
Оборудование: Карточки со схемами слов , кружки, обозначающие гласные звуки, осенний букет на столе у учителя
Ход урока
1.Мотивационно-ориентационный
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
2.Организует проверку готовности к уроку.
Ноги прямо я поставлю,
Локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
- Ребята, кто хорошо готов к уроку?
Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.
3. Изучение нового материала.
(Учитель подносит ко рту зажженную свечу и произносит слово «Мо-лод-цы».)
– Сколько раз заколебалось пламя свечи? (3 раза и погасло.)
– Как вы думаете, почему? (В слове 3 слога.)
– Я сделала три выдыхательных толчка. Каждый выдыхательный толчок равен слогу. Слог – это звук или сочетание звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком.
– Почему погасла свеча при произнесении последнего слога?
(Дети затрудняются ответить.)
Дело в том, что последний слог ударный, он произносится с большей силой. Послушайте:
мо – лод – цы!
Остальные слоги в слове называются безударными.
Ударение как биение пульса. Мы не обращаем на него внимания до тех пор, пока не услышим слово, произнесенное правильно.
Послушайте рассказ о том, какую роль играет в словах ударение.
Однажды все слова русского языка и стали хвалиться:
- Все унас есть – гласные и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовём и сами обо всё скажем. Ничего нам теперь не надо!
Услышало это Ударение и возмутилось:
- Как ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будете?!
- Подумаешь, важность какая – Ударение! И без тебя обойдёмся! – ещё больше расхвастались слова.
-Ах, так! – рассердилась Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. О к слову КРУЖКИ. А оно только что в слово КРУЖКИ воды набрало, как вдруг превратилось в КРУЖКИ! А КРУЖКИ всю воду расплескали, всех обрызгали.
- Ах, что мы наделали! Ах. Простите, мы нечаянно!
А Ударение смеётся:
- Погодите ещё не то сделаете, - и подбежало к слову ПОТОПАТЬ. А слово ПОТОПАТЬ хотело ногами ПОТОПАТЬ, стало ПОТОПАТЬ.
- Караул! _ кричит. – Тону! ПОТОПАЮ!
А Ударение уже к слову РАЗДЕЛИ направилось. С РАЗДЕЛИ хотело что – то на всех разделить, как вдруг что- то случилось.
- Помогите! – кричит.- Меня совсем РАЗДЕЛИ! Замерзаю!
А слово ЗАПЛАЧУ хотело за что – то заплатить, но увидело, то с другими словами делается, испугалось и закричало:
- Ах, я сейчас ЗАПЛАЧУ! Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его в наше общество!
- Просим! Просим! – закричали хором все слова.
- То- то! - сказало Ударение и вернуло все на свои места. С тех пор дружно стали жить слова с Ударением, а Ударение стало помогать им точно выражать смысл каждого слова.
Физкультминутка
У оленя дом большой
(Руки через стороны вверх).
Смотрит он в свое окошко
(Руки на пояс).
Зайка по лесу бежит
(Прыжки на месте).
Лапой в дверь стучит
(Стук).
– Стук-стук
(Хлопки в ладоши),
Дверь открой!
Там в лесу охотник злой
(Топают ногами).
– Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай
(Хлопки в ладоши).
- Я вам открою два «секрета».
1) секрет «кричательный». Слово произносится быстро 3 раза, а на четвертый выкрикиваем в нём ударный слог. Вот так: «Оля, Оля, Оля – Оля».
Давайте так определим ударный слог в словах: машина, лошадь, петух.
2) секрет «просительный». Чтобы быстрее определить ударный слог, не обязательно кричать, а можно попросить о чём-либо этот предмет или позвать его. Позовите: Оля! Олег! Тыква!
4. - Где же место значка ударения в слове? (Над ударным слогом, а точнее над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.)
- Так как же можно различить слова с одинаковыми схемами? (По ударению.)
Ударный слог принято обозначать наклонной чертой. Вот так!
Работа по составлению схем.
– Как бы вы назвали петуха?
петушок петух Петя
Петенька Петруша
– Как называется слог, на который падает ударение?
Если мы спросим француза, поляка или венгра, на какой слог падает ударение в слове, они очень удивятся. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском – на первый.
– А в русском языке на каком месте стоит ударный слог? (Ударение подвижное, то есть меняет место в словах.)
5. Итог урока.
– Ребята, открыли ли вы что-то новое для себя на уроке?
– Что показалось наиболее интересным?
Игра «Магазин».
Ход игры: из бумаги вырезаются кружки («монетки») с нарисованными на них точками поменьше, обозначающими количество слогов в слове:
Каждый ученик получает хотя бы по одной «монетке» разного значения. На доске вывешиваются картинки с тем «товаром», который должен соответствовать названию магазина.
Магазин «Овощи». Картинки: картофель, капуста, морковь, редис, свекла, лук, петрушка, укроп, тыква и др.
Дети самостоятельно делят слова на слоги, выбирают «монетку», подходят к «продавцу» (ученику или учителю) и отдают «денежку» ему. Если все решено правильно, то «продавец» дает соответствующую картинку.