kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ударение. Ударные и безударные слоги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  План - конспект урока русскогоязыка в 1 классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги".

Цели: 

- совершенствовать умение составлять схему слов и предложений;

-формировать умение слышать и выделять  звуки, обозначать их схемами;

-формировать умение определять и обозначать ударный слог в слове;

- учить определять и обозначать ударный слог в слове. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ударение. Ударные и безударные слоги.»


Тема урока: Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги.

Цель:

- совершенствовать умение составлять схемы слов и предложений,

- формировать умение слышать и выделять гласные звуки, обозначать их схемой;

- формировать умение определять количество слогов в слове;

- учить определять и обозначать ударный слог в слове;

- формировать умение определять направление движения руки при написании букв



Оборудование: Карточки со схемами слов , кружки, обозначающие гласные звуки, осенний букет на столе у учителя


Ход урока

1.Мотивационно-ориентационный

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся

Всё у нас получится!

2.Организует проверку готовности к уроку.

Ноги прямо я поставлю,

Локоточки разведу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

- Ребята, кто хорошо готов к уроку?

Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.

3. Изучение нового материала.

(Учитель подносит ко рту зажженную свечу и произносит слово «Мо-лод-цы».)

– Сколько раз заколебалось пламя свечи? (3 раза и погасло.)

– Как вы думаете, почему? (В слове 3 слога.)

– Я сделала три выдыхательных толчка. Каждый выдыхательный толчок равен слогу. Слог – это звук или сочетание звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком.

– Почему погасла свеча при произнесении последнего слога?

(Дети затрудняются ответить.)

Дело в том, что последний слог ударный, он произносится с большей силой. Послушайте:

мо – лод – цы!

Остальные слоги в слове называются безударными.

Ударение как биение пульса. Мы не обращаем на него внимания до тех пор, пока не услышим слово, произнесенное правильно.

Послушайте рассказ о том, какую роль играет в словах ударение.

Однажды все слова русского языка и стали хвалиться:

- Все унас есть – гласные и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовём и сами обо всё скажем. Ничего нам теперь не надо!

Услышало это Ударение и возмутилось:

- Как ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будете?!

- Подумаешь, важность какая – Ударение! И без тебя обойдёмся! – ещё больше расхвастались слова.

-Ах, так! – рассердилась Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. О к слову КРУЖКИ. А оно только что в слово КРУЖКИ воды набрало, как вдруг превратилось в КРУЖКИ! А КРУЖКИ всю воду расплескали, всех обрызгали.

- Ах, что мы наделали! Ах. Простите, мы нечаянно!

А Ударение смеётся:

- Погодите ещё не то сделаете, - и подбежало к слову ПОТОПАТЬ. А слово ПОТОПАТЬ хотело ногами ПОТОПАТЬ, стало ПОТОПАТЬ.

- Караул! _ кричит. – Тону! ПОТОПАЮ!

А Ударение уже к слову РАЗДЕЛИ направилось. С РАЗДЕЛИ хотело что – то на всех разделить, как вдруг что- то случилось.

- Помогите! – кричит.- Меня совсем РАЗДЕЛИ! Замерзаю!

А слово ЗАПЛАЧУ хотело за что – то заплатить, но увидело, то с другими словами делается, испугалось и закричало:

- Ах, я сейчас ЗАПЛАЧУ! Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его в наше общество!

- Просим! Просим! – закричали хором все слова.

- То- то! - сказало Ударение и вернуло все на свои места. С тех пор дружно стали жить слова с Ударением, а Ударение стало помогать им точно выражать смысл каждого слова.



Физкультминутка


У оленя дом большой

(Руки через стороны вверх).

Смотрит он в свое окошко

(Руки на пояс).

Зайка по лесу бежит

(Прыжки на месте).

Лапой в дверь стучит

(Стук).

– Стук-стук

(Хлопки в ладоши),

Дверь открой!

Там в лесу охотник злой

(Топают ногами).

– Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай

(Хлопки в ладоши).

- Я вам открою два «секрета».

1) секрет «кричательный». Слово произносится быстро 3 раза, а на четвертый выкрикиваем в нём ударный слог. Вот так: «Оля, Оля, Оля – Оля».

Давайте так определим ударный слог в словах: машина, лошадь, петух.

2) секрет «просительный». Чтобы быстрее определить ударный слог, не обязательно кричать, а можно попросить о чём-либо этот предмет или позвать его. Позовите: Оля! Олег! Тыква!

4. - Где же место значка ударения в слове? (Над ударным слогом, а точнее над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.)

- Так как же можно различить слова с одинаковыми схемами? (По ударе­нию.)


Ударный слог принято обозначать наклонной чертой. Вот так!








Работа по составлению схем.

– Как бы вы назвали петуха?

петушок петух Петя


Петенька Петруша

– Как называется слог, на который падает ударение?

Если мы спросим француза, поляка или венгра, на какой слог падает ударение в слове, они очень удивятся. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском – на первый.

– А в русском языке на каком месте стоит ударный слог? (Ударение подвижное, то есть меняет место в словах.)

5. Итог урока.

– Ребята, открыли ли вы что-то новое для себя на уроке?

– Что показалось наиболее интересным?

 Игра «Магазин».

Ход игры: из бумаги вырезаются кружки («монетки») с нарисованными на них точками поменьше, обозначающими количество слогов в слове:

Каждый ученик получает хотя бы по одной «монетке» разного значения. На доске вывешиваются картинки с тем «товаром», который должен соответствовать названию магазина.

Магазин «Овощи». Картинки: картофель, капуста, морковь, редис, свекла, лук, петрушка, укроп, тыква и др.

Дети самостоятельно делят слова на слоги, выбирают «монетку», подходят к «продавцу» (ученику или учителю) и отдают «денежку» ему. Если все решено правильно, то «продавец» дает соответствующую картинку.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ударение. Ударные и безударные слоги.

Автор: Галеева Зилия Шайдулловна

Дата: 03.11.2015

Номер свидетельства: 247593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект урока по русской грамоте "Ударение. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkoi-ghramotie-udarieniie-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "104831"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402760879"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока обучения грамоте по теме "Ударение". "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-udarieniie"
    ["file_id"] => string(6) "115102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411831738"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока по русскому языку.Тема: «Ударение. Ударный и безударный слог» "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-udarieniie-udarnyi-i-biezudarnyi-slogh"
    ["file_id"] => string(6) "131382"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416145769"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Ударение. Ударный и безударный слог. "
    ["seo_title"] => string(38) "udarieniie-udarnyi-i-biezudarnyi-slogh"
    ["file_id"] => string(6) "154384"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421155055"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах.Животные леса:" "
    ["seo_title"] => string(98) "napisaniie-provieriaiemykh-i-nieprovieriaiemykh-ghlasnykh-v-biezudarnykh-sloghakh-zhivotnyie-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "218132"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433669097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства