Тип урока: обобщение и систематизация знаний, закрепление умений.
Цель урока: обобщить знания детей о словосочетании. Актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Выяснить, какие сочетания слов не являются словосочетаниями.
Задачи урока:
- учебные: обобщение изученного материала; контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся; умение работать с фразеологическим словарём. - воспитательные: повысить мотивацию учащихся на уроке за счет групповой формы работы; научить умению «слушая, слышать»; способствовать формированию чувства здорового соперничества, умению отстаивать свои взгляды; продолжить работу над повышением грамотности устной речи; - развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учимся правильной речи (конспект)»
Учимся правильной речи
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, закрепление умений.
Цель урока: обобщить знания детей о словосочетании. Актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Выяснить, какие сочетания слов не являются словосочетаниями.
Задачи урока:
- учебные: обобщение изученного материала; контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся; умение работать с фразеологическим словарём. - воспитательные: повысить мотивацию учащихся на уроке за счет групповой формы работы; научить умению «слушая, слышать»; способствовать формированию чувства здорового соперничества, умению отстаивать свои взгляды; продолжить работу над повышением грамотности устной речи; - развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли.
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, взаимо- и самопроверка.
Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом.
Структура урока:
организационный момент, постановка проблемного вопроса, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, решение проблемного вопроса на практике, закрепление, выводы, тест-самооценка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы с вами сегодня отправимся в путешествие и посетить много интересных станций.
Ход игры.
а) Станция “Теоретическая”.
“Марафон правил” - вопросы записаны на карточках и лежат на столе в перевернутом виде – фронтальный опрос(по желанию, ученики выходят берут карточку, отвечают на вопрос)
Какая связь называется согласованием?
(имя прилагательное в словосочетании зависимый член, который согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже)
Для чего в речи употребляют словосочетания?
(чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, для этого к главному слову надо добавить зависимое, которое уточняет сказанное)
Какое слово в словосочетании называется зависимым?
(зависимое слово связано с главным по смыслу, к нему в словосочетании задают вопрос)
Какое слово в словосочетании называют главным?
(главное слово в словосочетании командует, от него задают вопрос, который подсказывает форму зависимого слова)
Как называется связь глагола с именем существительным в словосочетании?
(управление, где глагол требует, чтобы зависимое сущ-ное встало в определенный им падеж, команды отдает в виде падежных вопросов)
Какие члены предложения словосочетанием не являются?
(главные члены предложения словосочетанием не являются, это основа предложения)
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________ (смыслу) В словосочетании различаются _____________________ (главный)член и зависимый. От ___________________ (главного) слова к _____________________(зависимому) ставится вопрос. Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ____________________ (согласование)
Нередко в словосочетании к слову можно поставить _________(два) вопроса: по ____________ (смыслу) и по ______________ (форме).
б) Станция “Схематическая”.
Работа выполняется самостоятельно по вариантам.
Задание: составь словосочетания по предложенным схемам, определи значение составленных тобой словосочетаний.
Предмет (какой?)… действие (как?)…
Действие (когда)… предмет (какая?)…
Действие (куда?... действие (на что?)…
Приведи примеры. Проверка
Индивидуальная работа. (3 ученика)
Задание. Составь предложения, опираясь на вопросы. Выпиши словосочетания из каждого предложения, где прилагательное согласуется с существительным, укажи признаки.
1)Где? Что сделали? Какие? Что?
2)Какая? Кто? Что сделала? Где? Что?
3)Откуда? Что сделала? Какой? Что?
в) Станция “Практическая”. Дифференцированная работа.
Индивидуальная работа (1 ученик).
Распространи предложения так, чтобы:
1 предложение - дополнение к действию место его совершения;
2 предложение – добавь признак предмета;
3 предложение - дополнение к действию способ его совершения.
ДУЕТ (в парке, с запада) ВЕТЕР.
ЛЕТЯТ (желтые, березовые, сухие) ЛИСТЬЯ.
ОНИ (тихо, медленно, плавно) КРУЖАТ.
г) Станция “Игровая”. Индивидуальная, разноуровневая работа.
Игра “ Фантазёры”.На листочках, записать 3 мин. Сбор на проверку.
Цель: закрепление навыков и умений, приобретённых в процессе изучения темы “Словосочетание”.
Реквизит: картинка или рисунок (с изображением человека, животного или жанровой сценки – в зависимости от конкретной целевой установки в игре).
Условия игры: к данному рисунку учащиеся должны подобрать как можно больше словосочетаний. Выигрывает тот, кто за отведённое время сумел придумать наибольшее количество оригинальных словосочетаний, не совпавших с примерами других участников.Можно составить весёлый рассказ, рассказ с фантастическим сюжетом, используя составленные словосочетания.
1ряд. 1 Вариант “Подбор подходящих по смыслу прилагательных”.
Рыбак задумчивый, …
1 ряд. 2 вариант “Составление нераспространённых предложений”.
Рыбак сидит. …
2 ряд “Составление словосочетаний”.
Ловит рыбу, поплавок в воде, …
д) Станция “Конструкторская”.
Коллективная работа.
1 задание: Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Запишите предложение.
На … черёмухе … щебечут … птицы (высокой, громко, голосистые)
2 задание: выполнить письменный разбор данного предложения
(повест., невоскл.. рапрост.)
Щебечут птицы.
Птицы голосистые, щебечут громко, щебечут на черемухе, на черемухе высокой
е) Станция “Итоговая”.
1 ряд, 1 вариант - “Мирное небо” - дать письменно характеристику словосочетания.
1ряд, 2 вариант – разобрать как часть речи слово мирное.
2 ряд. 1 вариант – разобрать как часть речи слово небо.
2 ряд, 2 вариант - звукобуквенный анализ слова небо.
6. Игра «Сделай замену».
I вариант
II вариант
совать нос
дать стрекоча
клевать носом
выходить из себя
зарубить на носу
чесать языки
унести ноги
бить баклуши
надуть губы
ломать голову
заговаривать зубы
водить за нос
– Нужно заменить фразеологический оборот глаголом, близким по смыслу.
– Записать глагол в словосочетании с именем существительным.
– Указать падеж имени существительного.
7. Самостоятельная работа.
– Запишите слова в столбик, допишите к каждому имя прилагательное, указав те признаки, по которым оно подчинилось главному слову.