kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся составлять план

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный конспект урока разработан для учащихся старших классов с целью помочь им освоить построение планов к крупным текстам. на уроке представлены разные формы работы учащихся на разных этапах урока - от актуализации уже имеющихся заний до самостоятельного построения плана ктексту изложения в формате ГИА. домашние задание к данному уроку можно варьировать для учеников с разным уровнем обученности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«учимся составлять план »

Тема урока: План. Виды планов.

9 класс, спецкурс.

Время урока 45 минут

Цели урока

Орг момент 2 мин

Ход урока:



Из темы нашего сегодняшнего занятия вы уже поняли, что речь пойдет о плане. Сформулируйте определение, что такое план? (говорят)

(Записываем) План – это необходимый этап работы над текстом, соотнесенность содержания речи (устной и письменной) и ее линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей или читателей.

    Составление плана — неотъемлемая часть создания устного или письменного текста.

Даже когда человек не пишет плана, у него в голове  складывается  приблизительный порядок того, о чем он будет говорить или писать,  формируются некоторые примеры и доказательства выдвигаемых автором мыслей и идей.  Иногда план не требует  своего  обязательного оформления, а является  лишь  необходимым внутренним этапом работы над текстом. Однако существуют жанры, в которых план является составной частью текста: в учебнике, в курсовой или дипломной работе, в диссертации и т.д. – он, безусловно, необходим..
Умение составить хороший план — качество человека, владеющего своей речью.

Работа над планом  предполагает следующие этапы:

  • осмысление темы;

  • наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;

  • составление простого плана (перечень тем );

  • составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);

  • редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);

  • окончательное оформление плана.

Планы  бывают простые и сложные. С простыми планами вы уже знакомы. Напомните мне, как он может выглядеть.

(пишем) Простой план состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим, в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями.


чем отличается сложный план от простого? Как выглядит сложный план?

(пишем) Сложный план представляет собой более совершенную систему, которая  достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.

Составление сложного плана требует от автора отличного знания материала. Причем объем материала, переработанного автором, всегда превышает объем того, что войдет в текст работы или выступления.



План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста. Как же составить план?

Можете ли вы дать какие-то рекомендации по составлению плана?

Общие правила составления плана при работе с текстом

1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста



Как составлять простой план.

Как составлять сложный план

1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5) Запишите план.

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал
2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.







Ошибки при составлении плана.

Как вы думаете, какие же ошибки можно допустить при составлении плана?

(пишем) При составлении плана обычно допускают следующие ошибки:

  • несоответствие плана теме;

  • пункты плана требуют более детальной проработки (пункт должен быть раскрыт в подпунктах);

  • пункты плана взаимоисключают друг  друга;

  • пункты плана не пропорциональны (один из пунктов плана раскрыт широко, а другой — нет,  хотя он также требует конкретизации);

  • нарушена логика (последовательность) в порядке следования пунктов плана;

  •  отсутствуют такие части плана, как вступление и заключение.

 

Практическая отработка составления плана по карточкам.

Для отработки навыков, о которых мы говорили сегодня, я вам предлагаю поработать с текстом из гиа по обществознанию за 2014 год. Ваша задача – составить сложный план этого текста, который бы соответствовал всем тем рекомендациям, которые мы с вами записали.

«Эволюция, по пути которой прошли многие народы Запада, показала свои преимущества. Во-первых, в отличие от революций с их бурным разрушительным пафосом, эволюционная форма дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму. Следовательно,  устаревшие догматические схемы прошлого необходимо отбросить, но при этом нельзя из истории вычеркнуть и революции с их своеобразными закономерностями и решительностью.

Диалектика такова: когда эволюционное развитие общества становится невозможным, наталкиваясь на объективные и субъективные преграды, на смену приходит революция, способная их устранить и вновь расчистить дорогу эволюции. При вариативности исторического процесса эволюция и революция являются двумя формами социального прогресса.    




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
учимся составлять план

Автор: Гусева Валерия Александровна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "План - конспект  урока технологии 1 кл "Посуда" "
    ["seo_title"] => string(46) "plan-konspiekt-uroka-tiekhnologhii-1-kl-posuda"
    ["file_id"] => string(6) "213118"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431973774"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Конспект урока "План""
    ["seo_title"] => string(20) "konspiekt_uroka_plan"
    ["file_id"] => string(6) "397226"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488454838"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "План-конспект урока "Составление плана шитья цельнокроеного платья на основе предметной технологической карты""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_sostavlenie_plana_shitia_tselnokroenogo_platia_na_osnove_pre"
    ["file_id"] => string(6) "552472"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1591188318"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План-конспект урока по русс. языку 8 вид Р.Р. Составление рассказа по картинкаr"
    ["seo_title"] => string(68) "plankonspiekturokaporussiazyku8vidrrsostavlieniierasskazapokartinkar"
    ["file_id"] => string(6) "262659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449399791"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Тема: «Учимся писать записки?» "
    ["seo_title"] => string(28) "tiema-uchimsia-pisat-zapiski"
    ["file_id"] => string(6) "205651"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429958252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства