Работа с учебником. – Представьте, что перед вами несколько книжек на выбор – с красивыми обложками, рисунками. Как узнать, какую книгу выбрать, – книжки такие красивые... Какую страничку надо открыть, чтобы что-то узнать о героях, событиях? – Конечно, надо открыть страничку с оглавлением. Оглавление – это план книги, который составил сам автор. Давайте ознакомимся с одним из таких планов. Задание 33. Особое внимание обращаем на то, что из плана- оглавления мы узнаём о событиях, героях книги. Сообщаем о том, что такие планы-оглавления чаще всего встречаются в детских книгах. – Скажите, пожалуйста, как в книге с оглавлением найти нужный отрывок, если ты хочешь его перечитать? Чтение сведений на с. 24. – В каких книгах вы встречали планы-оглавления?.. Прочитайте пункты планов из разных книг и постарайтесь правильно назвать эти книги, если вы с ними знакомы (читаем «Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино» и т.д. – поочерёдно). – Вы обратили внимание, что разные авторы по-разному записывают план – одни кратко, другие более подробно, большими предложениями? – Один точно всё рассказывает читателю: «Карло ...», другой не называет героя, а смешно описывает его: «Красивый, умный и в меру упитанный». Чтение сведений на с. 25. Задание 34. – Сейчас я предлагаю вам составить план-оглавление русской сказки «Лисичка-сестричка и волк». Основные события сказки и её героев напомнят рисунки. -Учащиеся рассматривают рисунки и определяют основное содержание каждого рисунка, затем придумывают название. «Волк везёт лису-обманщицу» – «Битый небитого везёт» – «Простофиля волк». Показываем, как важно последовательно отразить все основные события в плане. Заметим, что пунктов плана может больше четырёх, так как рис. 3 и 4 дают возможность внести в план пункт, в котором рассказывается о том, как волк на реке ловит рыбу. Задание 35. -Ещё раз напоминаем о том, как важна в плане последовательность отражения событий сказки. Обращаем внимание учащихся на то, что количество пунктов плана может быть различным в зависимости от того, насколько подробно (или кратко) отражены события. Беседа. Работа по учебнику. Задание 36. – Вы успешно составили планы к сказкам, но у вас была подсказка – рисунки. Художник сам отобрал основные события сказок. Теперь работаем без такой подсказки – читаем текст и составляем план. Но, может быть, кто-то наблюдательный заметит подсказку в тексте? Задание 37. – Перед вами сложная работа: «рассыпался» текст! Но посмотрите – под текстом написан план. Он нам поможет собрать текст. Задание 38. Задание 39. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. |