Тип урока: ОНЗ.
Учебник: «Русский язык», авт.М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
Тема: «Учимся писать записки?»
Основные цели:
1) знакомство с малым жанром письменной речи -записка;
2) формирование умения составлять и писать записки.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока (на интерактивной доске):
Тот, кто хочет много знать,
Должен … все постигать.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» ч.2, автоматизированное рабочее место учителя, презентация, планшеты, эталон « Как составить записку».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске открыт девиз урока (Д–1): (Слайд 2)
Тот, кто хочет много знать,
Должен … все постигать.
- Прочитайте слова, написанные на доске.
- Какое слово пропущено? (Сам) (Слайд 2, анимация 1)
- Как понимаете эти слова? (Ученик открывает новые знания сам)
- Как мы это делаем? (Мы сначала выясняем, что мы не знаем, а затем сами открываем новое.) (Слайд 2, анимация 2)
- О чем мы говорили на прошлом уроке? ( )
- С чего начнем открытие? (С повторения)
- Пожелайте друг другу удачи и в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
- актуализировать способности к составлению записки;
- актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
- организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Что такое ошибки?
2) Кто такой корректор?
3)Что нужно знать, чтобы не было ошибок?
– Ребята, вы уже все довольно взрослые и, наверное, не раз родители оставляли вас дома одних. Вот и Антон, однажды, проснувшись утром, увидел на столе листок бумаги.
– Раньше мама не писала Антоше таких листочков. Он даже не знал, как они называются.
- Кто знает как называется этот листочек?
– Антон прочитал мамин листочек и решил тоже ответить маме. Вот что у него получилось.
– Как вы думаете, сразу ли мама поймёт, что тут написано?
– Что ей помешает? (ошибки)
– Исправьте ошибки Антона. Все исправления объясняйте. Исправляйте ошибки по всем правилам. Работа в парах. Комментарии.
- Молодцы ошибки исправили ошибки в записке.
Записка – это листок бумаги с записью, чаще всего с сообщением.
Задание для пробного действия.
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем).
Учитель открывает на доске задание для пробного действия: (Слайд 4).
Добавьте части в записку Антона!
- Что нового в этом задании? (Мы никогда не составляли записки.)
- Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках
- Итак, у кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли составить записку.)
- У кого есть ответ? Обоснуйте.
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать правильность результата.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
_Что нужно сделать?(Остановиться и подумать)
- Какое задание выполняли? (Мы должны были составить записку )
- Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем как составлять записки.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать как составлять записки)
- Какая тема урока? (Учусь составлять записки.)
- Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам работать по плану.
План на доске. (Слайд 5, анимация 1-5)
Уточнить, что 1, 2, шаги вы будете выполнять в группе, а 3 шаг – выполним вместе.
Ответственный от каждой группы получает лист с заданием
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способ расстановки частей записки;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Лист с заданием на А4
Учащиеся работают в группах. Учитель организует представление результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости. Вывод формируется коллективно.
– Итак, в записке должны быть 3 части
- обращение
- сообщение
- подпись.
- Молодцы! Где можем проверить наш вывод? (В учебнике)
- Откройте учебник с.109 (Слайд 6)
- Учитель на доске подводит итоги сказанному и получается эталон: (Слайд 7, анимация 1-6)
- Что получили? (Эталон)
- А как по нему будем работать? (Слайд 7, анимация 7 - 10 )
1. Пишем обращение.
2. Пишем сообщение.
3. Пишем подпись.
- Теперь мы можем выполнить наше пробное задание? ( )
- Обращение –Мама!
-Сообщение- Всё выпил. Чашку убрал. Теперь буду играть.
-Подпись- Антон.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи способ написания записки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Что теперь необходимо сделать? (Научиться пользоваться новым алгоритмом.)
- Как будем работать? (Все вместе)
-Составьте свои записки. ( дети составляют свои записки)
- Напишем записку маме.- Текст : Я пойду к другу ( ) (Слайд 8)
- Проверьте работу в парах по образцу на доске.( Слайд 8, анимация 1)
- У каких пар возникли затруднения?
- В каких словах?
- Почему возникли затруднения?
- У каких пар не было затруднения?
- Молодцы!
Физминутка.
- 7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить сформированность умения применять способ построения записки.
- А как убедиться в том, что вы хорошо поняли, как составлять записки? (Нужно выполнить самостоятельную работу)
- Упр.168
На работу отводится 3-4 минут. Проверка организуется по эталону для самопроверки
(Слайд 8, анимация 2)
- Сравните свою запись с эталоном.
- У кого есть ошибки? В каких словах?
- Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
- Кто исправил свою ошибку?
Дети поднимают руки.
- Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
- У кого верно выполнены все задания?
Дети поднимают руки.
- Сделайте вывод. (Мы хорошо научились пользоваться новым алгоритмом.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение составлять записки
Организация учебного процесса на этапе 8:
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? ( Узнать как составлять записки)
- Нам удалось достичь цель? (Да.)
- Докажите. (Мы открыли новый алгоритм)
- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Учащиеся оценивают себя.
Домашнее задание:
ð № 171стр. 113