Цель. 1. Обобщить знания учащихся о приставках и предлогах, формировать умение правильно писать приставки и предлоги.
2. Развивать мышление и речь учащихся, учить способам самоконтроля и самооценки.
3. Воспитывать положительную мотивацию к учению,
интерес к предмету.
Задачи. 1. Актуализировать знания учащихся о приставках и предлогах, научить грамотно писать приставки и предлоги, опираясь на соответствующий алгоритм.
2. Развивать ассоциативное мышление, речь, учить приёмам анализа и синтеза, расширить словарный запас.
3. Формировать умение работать самостоятельно, в группах, в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учимся писать приставки и предлоги 2 класс »
Урок русского языка. 2 класс.
Тема урока: "Учимся писать приставки и предлоги".
УМК «Начальная школа ХХI века»
Тип урока : урок – исследование.
Оборудование: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1./ под ред. С.В.
Иванова - М.: Вентана-Граф, 2010;
Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся
общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова - М.:
Вентана-Граф, 2011;
мультимедиа;
презентация «Учимся писать приставки и предлоги»;
презентация «Цветик-семицветик» - физминутка ;
карточки для работы в группах (предлоги и приставки);
карточки с текстом для чтения с пометами;
карточки – блок-схема алгоритма;
карточки - таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать»
Цель. 1. Обобщить знания учащихся о приставках и предлогах, формировать умение правильно писать приставки и предлоги.
2. Развивать мышление и речь учащихся, учить способам самоконтроля и самооценки.
3. Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету.
Задачи. 1. Актуализировать знания учащихся о приставках и предлогах, научить грамотно писать приставки и предлоги, опираясь на соответствующий алгоритм.
2. Развивать ассоциативное мышление, речь, учить приёмам анализа и синтеза, расширить словарный запас.
3. Формировать умение работать самостоятельно, в группах, в парах.
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
- Начинаем урок русского языка. Это очень серьёзный урок, поэтому надо на него настроиться, сконцентрировать внимание. Скажем хором: "Мы внимательны! Мы всё успеем сделать на уроке! Всё будет хорошо!"
Запишем дату.
II. Вызов. (8 минут)
Задачи:1) Постановка целей урока.
2) Активизация познавательной деятельности учащихся.
1. Актуализация опорных знаний.
Минутка чистописания. Слайд2.
- Прочитайте слова:
вопрос, в.сна, влетел, в , вьюга, в.дичка, Вася.
- На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Две из них являются безударными гласными в корнях слов, с которыми мы сейчас работали. Третья встречается в каждом из этих слов. Назовите эти буквы.
Д. Сегодня мы будем писать букву е, она является безударной гласной в слове весна.
Д. Сегодня мы будем писать букву о. В слове водичка она является безударной гласной.
Д. Мы будем писать букву в. Она есть во всех написанных на доске словах.
У. Запишите буквы: е о в
Напишите соединения: ево ове, продолжите до конца строки.
- Определите, какое слово может быть лишним?
(Запись слов, с объяснением орфограмм)
Д. Лишнее слово «вопрос», так как в нем все согласные твердые, а в остальных словах есть твердые и мягкие согласные.
Д. Лишнее слово «Вася», так как оно пишется с заглавной буквы, а остальные со строчных.
Д. Лишнее слово «водичка», так как в нем есть сочетание чк, а в других словах его нет.
Д. Лишнее слово «вьюга», потому что в нем есть разделительный мягкий знак, а в остальных словах его нет.
Д. Слово «влетел» может быть лишним, потому что в нем есть приставка, а в других словах приставок нет.
Д. Слово «в» лишнее, так как состоит из одной буквы, это предлог.
2. Определение темы и цели урока. Слайд 3.
а) - Прочитайте слова (влетел, в). Определите, что в них общего и чем отличаются.
Д. Приставка и предлог одинаково произносятся, но приставка пишется слитно, а предлог отдельно.
- О чём будем говорить на уроке?
Д. О приставках и предлогах.
Слайд 4.
б) Толстые и тонкие вопросы. Слайды 5 и 6.
Формулирование учащимися вопросов, ответы на некоторые из них.
Тонкие?
Толстые?
Что такое приставка?
Что такое предлог?
Где пишется приставка? Когда пишется предлог?
Как различить приставку и предлог?
Вывод: Звучание приставки и предлога совпадает, и мы пока не всегда можем правильно определить, где - приставка, а где – предлог. Будем этому учиться на уроке.
Проблемный вопрос: Как различить приставку и предлог?
III. Осмысление содержания.(25 минут)
Задача: сопоставление учащимися новой информации с уже имеющимися знаниями и опытом; отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.
1. Работа в группах (карточки).
Даны карточки со словами: "слитно", "раздельно", "перед корнем", и т.д. Выбрать карточки, относящиеся к приставке (к предлогу)
Проверка.Слайд 7.
Приставка
Предлог
Часть слова
Часть речи
Слитно
Раздельно
Образуется слово
Самостоятельное слово
Перед корнем
Вывод: …(ответы на часть тонких и толстых вопросов)Слайд 8.
2. Чтение с пометами. (Самостоятельная работа) Слайд 9.
- Прочитайте текст (на индивидуальных карточках).После каждого предложения поставьте значок:
V – знаю
+ – новое
? – не понял, есть вопрос.
Приставка – это часть слова.
Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.
Предлог - это самостоятельное слово.
Между предлогом и следующим словом можно поставить другое слово.
Проверка восприятия и обсуждение прочитанного.
3. Самостоятельная работа.
Чтение текста в учебнике «Учимся применять правило» с. 151-152.
4. Объяснение детьми алгоритма по применению правила с опорой на слайды.
а) Работа со слайдамиСлайды 10-12.
б) Выполнение упражнения 1 на с. 77 (Рабочая тетрадь) - с комментированием.
Физминутка «Цветик-семицветик»
(презентация № 2)
5. Запись алгоритма: "Правописание приставок и предлогов". Слайд 13.
- Давайте запрограммируем робота, чтобы он тоже мог правильно писать приставки и предлоги (карточки).
Мы создадим для него алгоритм действия и запишем его в виде блок-схемы. Для того чтобы упростить задачу, я начала работать над блок-схемой. У каждого из вас на столе лежит индивидуальная блок-схема, в которой пропущены некоторые команды.
Блок-схема алгоритма.
Работа над блок - схемой. Слайд 14.
приставка
слитно
предлог
раздельно
6. Проверка работы алгоритма.
- Алгоритм для работы готов. Давайте проверим, как он работает. Кто из вас хочет быть роботом?
«Робот» идёт к доске и выполняет с комментированием у доски упражнение 4, с. 78 – рабочая тетрадь.
7. Самостоятельная работа. Слайд15.
Работа по группам: девочки выписывают слова с приставками, а мальчики – с предлогами:
Прочитайте текст. Откуда взяты предложения? Спишите текст правильно, определив, где приставка, а где предлог.
(Под)летела (к)крыльцу золочёная карета. (Вы)шла (из)кареты Василиса Премудрая. Взяла Ивана-царевича (за)руку и (по)вела (за) столы дубовые.
Самопроверка по образцу.Слайд18.
Самооценка.
9. Домашнее задание: Слайд19.
по выбору (одно из трёх):
- Рабочая тетрадь, с. 78, упр. № 5 – выполнить, пользуясь алгоритмом, аналогично упражнению, сделанному в классе;
- составить и записать 3 предложения, используя предлоги и слова с приставками;
- придумать и записать рассказ или сказку, используя предлоги и слова с приставками.
VI. Рефлексия. (10 минут)
Задача: осознать опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя; обобщить полученную информацию; сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.
«Толстые» и «тонкие» вопросы
- В начале урока вы составили тонкие и толстые вопросы. Давайте вернёмся к ним и попробуем ответить на них ещё раз:
Слайд 20.
Что такое приставка?
Что такое предлог?
Где пишется приставка?
Когда пишется предлог?
Как различить приставку и предлог?
2. Заполнение таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать»:
знаю
узнал
хочу узнать
3. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале:
1) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5
2) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5
3) Научился ли я различать приставки и предлоги? 1 2 3 4 5
Слайды21 и 22.
Выставление отметок учителем.
Источники:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века» - М. Вентана-Граф, 2009
Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам - М. Вентана-Граф, 2009
Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. Ч.1./ под ред. С.В. Иванова - М.: Вентана-Граф, 2010;
4. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся
общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова - М Вентана-Граф,
2011;
5.http://festival.1september.ru/articles/593466/
Степанова М.Н. Развитие умения распознавать приставки и предлоги. 2-й класс.
6.http://festival.1september.ru/articles/551741/
Булахтина Н.Ф. Урок по теме «Правописание предлогов и приставок» для 2-го класса.
7. Физминутка «Цветик-семицветик» Автор: Любовь Георгиевна Масько,
учитель начальных классов, МОУ СОШ №14, город Мончегорск, Мурманская область.
8. http://pedsovet.su/load/238-1-0-9294
Родина И.С. Презентация для урока русского языка по теме «Правописание приставок и предлогов» во 2 классе.