kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов Развитие умения находить в словах приставки.

 

Цели: повторить и систематизировать знания детей о приставке, её роли в слове; учить различать приставки и предлоги; развивать умения находить в словах приставки; развивать орфографическую зоркость, память, речь; учить каллиграфическому письму.

 

 

Ход урока

Организационный момент

 

Чистописание

 

(На доске выписаны элементы чистописания)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___ Скромности учись у колоса: тот, как созреет, голову склонит___________________

 

У- Посмотрите на доску. Здесь выписаны элементы букв, буквы, пословица. С какой целью я их выписала?

(Дети отвечают.)

У- (обобщая ответы детей) Чтобы разработать руку, подготовить её к письму всегда выполняем «Чистописание». Напишите цепочку букв.(объясняю как её писать)

(Дети записывают цепочку букв)

У- Прочитайте пословицу, объясните её. (Дети объясняют). Запишите пословицу.

(Дети записывают: Скромности учись у колоса: тот как созреет, голову склонит.)

У- Какие «опасные места» в словах найдём?

(Один ученик у доски отмечает, дети в тетрадях.)

 

Словарная работа.

 

У- С какой целью мы ежедневно выполняем словарную работу?

(Дети отвечают)

У- Посмотрите на экран.

(выходит слайд)

надкусить _блоко

посадить _синку

посмотреть на _блако

уехать на тр_ллейбусе

положить в к_рзину

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов 5 класс »

Тема: Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов Развитие умения находить в словах приставки.


Цели: повторить и систематизировать знания детей о приставке, её роли в слове; учить различать приставки и предлоги; развивать умения находить в словах приставки; развивать орфографическую зоркость, память, речь; учить каллиграфическому письму.



Ход урока

Организационный момент


Чистописание


(На доске выписаны элементы чистописания)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___ Скромности учись у колоса: тот, как созреет, голову склонит___________________


У- Посмотрите на доску. Здесь выписаны элементы букв, буквы, пословица. С какой целью я их выписала?

(Дети отвечают.)

У- (обобщая ответы детей) Чтобы разработать руку, подготовить её к письму всегда выполняем «Чистописание». Напишите цепочку букв.(объясняю как её писать)

(Дети записывают цепочку букв)

У- Прочитайте пословицу, объясните её. (Дети объясняют). Запишите пословицу.

(Дети записывают: Скромности учись у колоса: тот как созреет, голову склонит.)

У- Какие «опасные места» в словах найдём?

(Один ученик у доски отмечает, дети в тетрадях.)


Словарная работа.


У- С какой целью мы ежедневно выполняем словарную работу?

(Дети отвечают)

У- Посмотрите на экран.

(выходит слайд)

надкусить _блоко

посадить _синку

посмотреть на _блако

уехать на тр_ллейбусе

положить в к_рзину

У- Прочитайте словосочетания. Назовите в них словарные слова

(Дети называют)

У- Проведём буквенный самодиктант. Вы сами себе продиктуете и запишите только буквы, которые нужно вставить в словарные слова.

(Дети записывают: я, о, о, о, о.)

У- Проверим ваши записи.

(Выходит слайд)

Я

О

О

О

О

У- Если у вас такая запись букв, значит эти словарные слова вы заучили хорошо.

Вы проверили, пусть вам улыбнётся солнышко на полях. Нарисуйте его, если у вас такие же буквы.

(Дети карандашом на полях рисуют солнышко.)

У- Напишите по одному однокоренному слову к каждому словарному.

(На доске запись):

яблоко,

осина,

облако,

троллейбус,

корзина,

(Один ученик выходит и дописывает по одному однокоренному слову. Работа оценивается.)

(Образец записи приблизительный) :

яблоко, яблочко

осина, осинка

облако, облачный

троллейбус, троллейбусная

корзина, корзиночка

У- Разобрать записанные слова по составу.

(Один ученик выполняет разбор. Оцениваю)

У- Подведём итог словарной работы. Кто на полях не нарисовал солнышко? Я делаю вывод, что написание этих слов вы запомнили.


Формулирование темы и цели урока.


У- Обратимся ещё раз к словарным словам, разобранным по составу. Какая часть слова не встретилась?

(Дети отвечают)

У- Вот вы сами назвали тему урока. Сегодня мы повторяем всё , что знаем о приставке.


Повторение изученного.


1.Работа по учебнику.

а) Рассматривание иллюстрации в учебнике и объяснение значения слова «приставка»

У- Откройте учебник на с.101.Прочитайте название раздела.

(Дети читают)

У- Посмотрите на рисунок. Наш знакомый Афанасий чем-то занят. Чем?

(Дети отвечают)

У- Что обозначает слово «приставка» ?

(Дети отвечают)

У- Обратимся к толковому словарю.

(Выходит слайд)

Толковый словарь.

Приставка: 1) То, что приставлено, присоединено к чему-либо. 2) Часть слова.

У- Прочитайте значение слова «приставка.»

(Дети читают)

У- Сколько значений у слова «приставка»?

(Дети отвечают)

У- Как называются слова, имеющие несколько значений?

(Дети отвечают)

б) Выполнение тренировочных упражнений.

У- Вернёмся к нашей теме. Для чего нужны приставки?

(Дети отвечают)

У- Упражнение №143 дополнит наши знания о приставке Найдите №143 на с. 101. Выполним его по шагам.

1шаг. Прочитайте. Какие части ты можешь выделить в каждом слове?

(Дети отвечают)

2 шаг. Спиши. Обозначь эти части слова.

(Дети списывают самостоятельно, выделяют части слова)

У- Проверьте, так ли вы выделили части слова.

(Выходит слайд):

Звездолёт

Полёт

Лётчик

Вылет

Отлёт

У- Оцените свою работу солнышком на полях.

(Дети рисуют солнышко на полях)

У- У кого есть ошибки?

У- Молодцы, работаете хорошо. Продолжим работать по шагам.

3шаг Прочитайте слова с приставками.

(Дети читают)

(Выходит слайд):

полёт

вылет

отлёт

У- Как они образовались?

(Дети отвечают)

У- Продолжаем работать по шагам.

3шаг (продолжение).

У- Вспомни, что ты знаешь о приставках.

(Дети отвечают)

У- Ваши ответы можно изобразить в виде схемы.

(Учитель вывешивает схему на доску)

_________________________________ Она обозначает, что приставка- часть слова.

Почему эта часть слова так называется?

(Дети отвечают)

У- И это можно схематично изобразить.

(Учитель вывешивает схему на доску)

__________________________________ Она обозначает, что приставка стоит перед корнем.

Для чего нужны приставки?

(Дети отвечают)

У- К этому ответу тоже можно составить схему.

(Учитель вывешивает схему на доску)

____________________________________________ Эта схема обозначает, что приставка служит для образования новых слов.

Как пишутся приставки?

(Дети отвечают )

У- И к этому ответу есть схема.

(Учитель вывешивает схему на доску)

_________________________________ Она обозначает, что приставки пишутся слитно.


У- Подведём итог. С какой целью выполнено это упражнение?

(Дети отвечают)


Физминутка.

(Выходит слайд ) :

У- Пришло время физминутки.

(Учитель читает):

Хлопните всего разок,

Если в слове есть предлог.

А приставку услыхали-

Хором все её назвали.

У- И один раз топнули ногой, но не громко. Приставки и предлоги вы должны услышать в русской народной песенке, которую я вам прочитаю. Будьте внимательны.


(Учитель читает)

Молодой дроздок

По водичку (хлоп) пошёл (топ)

Молодичку нашёл (топ)

Молодичка- молода

Поехала (топ) по дрова (хлоп)

Зацепилась (топ) за пенёк (хлоп),

Простояла (топ) весь денёк.



Повторение изученного



2.Работа по учебнику (продолжение)

в) Выполнение тренировочных упражнений.

(Слитное написание приставок и раздельное- предлогов)

(Выходит слайд):

Катюша ЗАкрасила картинку.

Игорь пошёл ЗА красками.

Машины расчищали снежные ЗАносы.

Мороз щиплет ЗА носы.

У- Прочитайте предложения. Почему ЗА написано то слитно, то раздельно? Объясните.

(Дети отвечают)

У- Какова цель у этого упражнения?

(Дети отвечают)

У- (Обобщая ответы детей). Оно поможет научиться различать приставки и предлоги так как в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги и их следует различать.Проведём выборочное списывание. В один столбик выписать слова с приставкой ЗА, в другой- с предлогом ЗА.

(Один ученик пишет на доске, доказывая свой выбор)

У- Самостоятельно составьте и допишите два словосочетания с приставкой ОТ и два словосочетания с предлогом ОТ

(Дети пишут)

У- Проверим работу.

(Дети читают слова первого столбика, затем второго)

У- Выполнена ли цель упражнения? Как различаются приставка и предлог?

(Дети отвечают)

У- Вывод о том, что приставка пишется слитно мы схематично изобразили. А о раздельном написании предлогов я тоже приготовила схему.

(Учитель вывешивает на доску схему):

_____________________________________________________________________________


г) Выполнение тренировочных упражнений.

(Умение видеть в слове приставку)

У- Следующее упражнение также выполняется с определённой целью. В конце работы вы сами её сформулируете. Проведём объяснительный диктант. В один столбик записать слово ,где есть приставка, в другой, где её нет.

У - (диктует) Наводнение, надо, набег, надежда, наговорить, настежь, наши, написать.

(Каждое слово ученик объясняет в какой столбик запишет и почему и записывает на доске)

(Запись в тетради):

наводнение надо

набег надежда

наговорить настежь

написал наши


У- Чем похожи слова?

(Дети отвечают)

У- В чём различие?

(Дети отвечают)

У- С какой целью наблюдали за этими словами?

(дети отвечают)

У- (обобщая ответы детей) В одних словах НА является приставкой, а в других- частью корня. Чтобы это увидеть, нужно анализировать состав каждого слова т. е. увидеть в нём корень. Если затрудняетесь выделить корень, попробуйте проговорить слово без приставки. Если в русском языке существует такое слово, значит в этом слове есть приставка, а если такого слова нет, то в слове нет приставки. Это часть корня. Вот этому и учились , выполняя упражнение.


Итог урока.

У- Чтобы проверить вашу внимательность, проведём «Аукцион-Приставка». В этом помогут схемы, которые появлялись в течение урока.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


«Аукцион»

(Дети рассказывают о приставке с опорой на схемы)

У- Итог подведён.


Домашнее задание.

(Выходит слайд) Домашнее задание: упражнение №145, повторить о приставке по алгоритм :


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема: Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов 5 класс

Автор: Безденежных Нелли Ильдаровна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая адаптированная  программа  по «Письму и развитию речи» для  5  класса "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-adaptirovannaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "133874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства