Тема: Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов 5 класс
Тема: Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов 5 класс
Тема:Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов Развитие умения находить в словах приставки.
Цели: повторить и систематизировать знания детей о приставке, её роли в слове; учить различать приставки и предлоги; развивать умения находить в словах приставки; развивать орфографическую зоркость, память, речь; учить каллиграфическому письму.
___ Скромности учись у колоса: тот, как созреет, голову склонит___________________
У- Посмотрите на доску. Здесь выписаны элементы букв, буквы, пословица. С какой целью я их выписала?
(Дети отвечают.)
У- (обобщая ответы детей) Чтобы разработать руку, подготовить её к письму всегда выполняем «Чистописание». Напишите цепочку букв.(объясняю как её писать)
(Дети записывают цепочку букв)
У- Прочитайте пословицу, объясните её. (Дети объясняют). Запишите пословицу.
(Дети записывают: Скромности учись у колоса: тот как созреет, голову склонит.)
У- Какие «опасные места» в словах найдём?
(Один ученик у доски отмечает, дети в тетрадях.)
Словарная работа.
У- С какой целью мы ежедневно выполняем словарную работу?
(Дети отвечают)
У- Посмотрите на экран.
(выходит слайд)
надкусить _блоко
посадить _синку
посмотреть на _блако
уехать на тр_ллейбусе
положить в к_рзину
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов 5 класс »
Тема:Приставка, её роль в слове. Различение приставок и предлогов Развитие умения находить в словах приставки.
Цели: повторить и систематизировать знания детей о приставке, её роли в слове; учить различать приставки и предлоги; развивать умения находить в словах приставки; развивать орфографическую зоркость, память, речь; учить каллиграфическому письму.
___ Скромности учись у колоса: тот, как созреет, голову склонит___________________
У- Посмотрите на доску. Здесь выписаны элементы букв, буквы, пословица. С какой целью я их выписала?
(Дети отвечают.)
У- (обобщая ответы детей) Чтобы разработать руку, подготовить её к письму всегда выполняем «Чистописание». Напишите цепочку букв.(объясняю как её писать)
(Дети записывают цепочку букв)
У- Прочитайте пословицу, объясните её. (Дети объясняют). Запишите пословицу.
(Дети записывают: Скромности учись у колоса: тот как созреет, голову склонит.)
У- Какие «опасные места» в словах найдём?
(Один ученик у доски отмечает, дети в тетрадях.)
Словарная работа.
У- С какой целью мы ежедневно выполняем словарную работу?
(Дети отвечают)
У- Посмотрите на экран.
(выходит слайд)
надкусить _блоко
посадить _синку
посмотреть на _блако
уехать на тр_ллейбусе
положить в к_рзину
У- Прочитайте словосочетания. Назовите в них словарные слова
(Дети называют)
У- Проведём буквенный самодиктант. Вы сами себе продиктуете и запишите только буквы, которые нужно вставить в словарные слова.
(Дети записывают: я, о, о, о, о.)
У- Проверим ваши записи.
(Выходит слайд)
Я
О
О
О
О
У- Если у вас такая запись букв, значит эти словарные слова вы заучили хорошо.
Вы проверили, пусть вам улыбнётся солнышко на полях. Нарисуйте его, если у вас такие же буквы.
(Дети карандашом на полях рисуют солнышко.)
У- Напишите по одному однокоренному слову к каждому словарному.
(На доске запись):
яблоко,
осина,
облако,
троллейбус,
корзина,
(Один ученик выходит и дописывает по одному однокоренному слову. Работа оценивается.)
(Образец записи приблизительный) :
яблоко, яблочко
осина, осинка
облако, облачный
троллейбус, троллейбусная
корзина, корзиночка
У- Разобрать записанные слова по составу.
(Один ученик выполняет разбор. Оцениваю)
У- Подведём итог словарной работы. Кто на полях не нарисовал солнышко? Я делаю вывод, что написание этих слов вы запомнили.
Формулирование темы и цели урока.
У- Обратимся ещё раз к словарным словам, разобранным по составу. Какая часть слова не встретилась?
(Дети отвечают)
У- Вот вы сами назвали тему урока. Сегодня мы повторяем всё , что знаем о приставке.
Повторение изученного.
1.Работа по учебнику.
а) Рассматривание иллюстрации в учебнике и объяснение значения слова «приставка»
У- Откройте учебник на с.101.Прочитайте название раздела.
(Дети читают)
У- Посмотрите на рисунок. Наш знакомый Афанасий чем-то занят. Чем?
(Дети отвечают)
У- Что обозначает слово «приставка» ?
(Дети отвечают)
У- Обратимся к толковому словарю.
(Выходит слайд)
Толковый словарь.
Приставка: 1) То, что приставлено, присоединено к чему-либо. 2) Часть слова.
У- Прочитайте значение слова «приставка.»
(Дети читают)
У- Сколько значений у слова «приставка»?
(Дети отвечают)
У- Как называются слова, имеющие несколько значений?
(Дети отвечают)
б) Выполнение тренировочных упражнений.
У- Вернёмся к нашей теме. Для чего нужны приставки?
(Дети отвечают)
У- Упражнение №143 дополнит наши знания о приставке Найдите №143 на с. 101. Выполним его по шагам.
1шаг. Прочитайте. Какие части ты можешь выделить в каждом слове?
(Дети отвечают)
2 шаг. Спиши. Обозначь эти части слова.
(Дети списывают самостоятельно, выделяют части слова)
У- Проверьте, так ли вы выделили части слова.
(Выходит слайд):
Звездолёт
Полёт
Лётчик
Вылет
Отлёт
У- Оцените свою работу солнышком на полях.
(Дети рисуют солнышко на полях)
У- У кого есть ошибки?
У- Молодцы, работаете хорошо. Продолжим работать по шагам.
3шаг Прочитайте слова с приставками.
(Дети читают)
(Выходит слайд):
полёт
вылет
отлёт
У- Как они образовались?
(Дети отвечают)
У- Продолжаем работать по шагам.
3шаг (продолжение).
У- Вспомни, что ты знаешь о приставках.
(Дети отвечают)
У- Ваши ответы можно изобразить в виде схемы.
(Учитель вывешивает схему на доску)
_________________________________ Она обозначает, что приставка- часть слова.
Почему эта часть слова такназывается?
(Дети отвечают)
У- И это можно схематично изобразить.
(Учитель вывешивает схему на доску)
__________________________________ Она обозначает, что приставка стоит перед корнем.
Для чего нужны приставки?
(Дети отвечают)
У- К этому ответу тоже можно составить схему.
(Учитель вывешивает схему на доску)
____________________________________________ Эта схема обозначает, что приставка служит для образования новых слов.
Как пишутся приставки?
(Дети отвечают )
У- И к этому ответу есть схема.
(Учитель вывешивает схему на доску)
_________________________________ Она обозначает, что приставки пишутся слитно.
У- Подведём итог. С какой целью выполнено это упражнение?
(Дети отвечают)
Физминутка.
(Выходит слайд ) :
У- Пришло время физминутки.
(Учитель читает):
Хлопните всего разок,
Если в слове есть предлог.
А приставку услыхали-
Хором все её назвали.
У- И один раз топнули ногой, но не громко. Приставки и предлоги вы должны услышать в русской народной песенке, которую я вам прочитаю. Будьте внимательны.
(Учитель читает)
Молодой дроздок
По водичку (хлоп) пошёл (топ)
Молодичку нашёл (топ)
Молодичка- молода
Поехала (топ) по дрова (хлоп)
Зацепилась (топ) за пенёк (хлоп),
Простояла (топ) весь денёк.
Повторение изученного
2.Работа по учебнику (продолжение)
в) Выполнение тренировочных упражнений.
(Слитное написание приставок и раздельное- предлогов)
(Выходит слайд):
Катюша ЗАкрасила картинку.
Игорь пошёл ЗА красками.
Машины расчищали снежные ЗАносы.
Мороз щиплет ЗА носы.
У- Прочитайте предложения. Почему ЗА написано то слитно, то раздельно? Объясните.
(Дети отвечают)
У- Какова цель у этого упражнения?
(Дети отвечают)
У- (Обобщая ответы детей). Оно поможет научиться различать приставки и предлоги так как в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги и их следует различать.Проведём выборочное списывание. В один столбик выписать слова с приставкой ЗА, в другой- с предлогом ЗА.
(Один ученик пишет на доске, доказывая свой выбор)
У- Самостоятельно составьте и допишите два словосочетания с приставкой ОТ и два словосочетания с предлогом ОТ
(Дети пишут)
У- Проверим работу.
(Дети читают слова первого столбика, затем второго)
У- Выполнена ли цель упражнения? Как различаются приставка и предлог?
(Дети отвечают)
У- Вывод о том, что приставка пишется слитно мы схематично изобразили. А о раздельном написании предлогов я тоже приготовила схему.
У- Следующее упражнение также выполняется с определённой целью. В конце работы вы сами её сформулируете. Проведём объяснительный диктант. В один столбик записать слово ,где есть приставка, в другой, где её нет.
(Каждое слово ученик объясняет в какой столбик запишет и почему и записывает на доске)
(Запись в тетради):
наводнение надо
набег надежда
наговорить настежь
написал наши
У- Чем похожи слова?
(Дети отвечают)
У- В чём различие?
(Дети отвечают)
У- С какой целью наблюдали за этими словами?
(дети отвечают)
У- (обобщая ответы детей) В одних словах НА является приставкой, а в других- частью корня. Чтобы это увидеть, нужно анализировать состав каждого слова т. е. увидеть в нём корень. Если затрудняетесь выделить корень, попробуйте проговорить слово без приставки. Если в русском языке существует такое слово, значит в этом слове есть приставка, а если такого слова нет, то в слове нет приставки. Это часть корня. Вот этому и учились , выполняя упражнение.
Итог урока.
У- Чтобы проверить вашу внимательность, проведём «Аукцион-Приставка». В этом помогут схемы, которые появлялись в течение урока.