Тема: Твердые и мягкие согласные
Цель: обобщение знаний учащихся об обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков на письме, развитие умений определять твёрдые и мягкие согласные.
Задачи:
совершенствовать умения различать твёрдые и мягкие согласные;
закреплять умение выделять и дифференцировать гласные первого и второго ряда;
содействовать развитию речи, фонематического слуха, умения производить звуковой анализ слова, внимания, памяти, наблюдательности учащихся;
создавать условия для воспитания любви к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи, аккуратности.
Оборудование:
учебник «Русский язык»;
карточки;
картинка «Осеннее дерево»
листочки трёх цветов;
мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько гостей сегодня у нас на уроке. Улыбнитесь им, друг другу. Ведь девизом нашего урока будут слова «Добрая улыбка стоит 1000 слов!». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение и кто готов работать.
Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.
2. Актуализация знаний. Разминка. Игра «Паутинка»
- Наша речь состоит … (из предложений).
- Предложения … (из слов).
- Текст – это …(предложения, которые связаны по смыслу).
- Звуки мы … (говорим, слышим).
- Буквы мы … (пишем, читаем, видим).
- Что такое алфавит? (Все буквы, расположенные по порядку)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Назовите 3 последние буквы алфавита. (э ю я)
- Жи-ши пиши … (с буквой и).
- Ча-ща пиши … (с буквой а).
- Чу-щу пиши … (с буквой у).
- Молодцы. На протяжении урока вы будете оценивать свою работу и работу товарищей на «карте успешности».
3. Чистописание
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите число и вид работы.
- Какое сейчас время года? (Осень.) Посмотрите, какие красивые листики прилетели к нам в класс. На каждом листочке находится буква. Назовите их. (Дети читают их хором.)
- Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Твердые и мягкие согласные »
Тема: Твердые и мягкие согласные Цель: обобщение знаний учащихся об обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков на письме, развитие умений определять твёрдые и мягкие согласные. Задачи: совершенствовать умения различать твёрдые и мягкие согласные; закреплять умение выделять и дифференцировать гласные первого и второго ряда; содействовать развитию речи, фонематического слуха, умения производить звуковой анализ слова, внимания, памяти, наблюдательности учащихся; создавать условия для воспитания любви к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи, аккуратности. Оборудование: учебник «Русский язык»; карточки; картинка «Осеннее дерево» листочки трёх цветов; мультимедийная презентация.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько гостей сегодня у нас на уроке. Улыбнитесь им, друг другу. Ведь девизом нашего урока будут слова «Добрая улыбка стоит 1000 слов!». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение и кто готов работать.
Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.
Актуализация знаний. Разминка. Игра «Паутинка»
- Наша речь состоит … (из предложений).
- Предложения … (из слов).
- Текст – это …(предложения, которые связаны по смыслу).
- Звуки мы … (говорим, слышим).
- Буквы мы … (пишем, читаем, видим).
- Что такое алфавит? (Все буквы, расположенные по порядку)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Назовите 3 последние буквы алфавита. (э ю я)
- Жи-ши пиши … (с буквой и).
- Ча-ща пиши … (с буквой а).
- Чу-щу пиши … (с буквой у).
- Молодцы. На протяжении урока вы будете оценивать свою работу и работу товарищей на «карте успешности».
3. Чистописание
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите число и вид работы.
- Какое сейчас время года? (Осень.) Посмотрите, какие красивые листики прилетели к нам в класс. На каждом листочке находится буква. Назовите их. (Дети читают их хором.)
- Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)
- Сколько всего гласных букв в русском языке? (10)
- А звуков? (6)
- Давайте запишем эти буквы в свои тетради.
- Посмотрите на свои буквы, выберите ту, которая вам больше всего понравилась, поставьте под ней точку. Сегодня эти гласные будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.
4. Сообщение темы и целей урока
- Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны Слов. А кто они такие вы угадайте сами.
Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…
- Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ. Скажите, какой первый звук вы слышите в имени Тим. Дайте ему характеристику. А в имени Том? Дайте ему характеристику. А чем отличаются эти звуки? А вы догадались, кто из этих волшебников Тим, а кто Том?
-Так как вы думаете, чем же мы будем заниматься на уроке?
-Правильно тема нашего урока «Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков на письме».
5. Игра «Превращение» (работа в парах).
- Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение». Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.
/ва - .., ту - …, ры - …, ни - …, ме - .., лё - … /
- Давайте сделаем вывод, какие гласные обозначают мягкость предыдущих согласных, а какие твёрдость.
6. Игра «Твёрдый - мягкий» (работа у доски и в тетрадях).
Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом.
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить,
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»
- И так, те предметы, первый звук в названии которых твердый, отдадим Тому, те, в которых - мягкий, отдадим Тиму. (Слова записываем в два столбика.)
Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем, Мы ногами топаем,
Надуваем щечки, Скачем на носочках. И друг другу даже Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, Пальцы подведем к виску, Оттопырим ушки, Хвостик - на макушке. Шире рот откроем. Гримасы все состроим. Как скажу я цифру "три" - Все с гримасами замри! "Раз-два-три!" (Движения выполняются по содержанию текста)
8. Работа в группах
- А сейчас, ребята, мы будем работать в группах. Каждая группа получит своё задание.
1 группа:
Прочитайте слова, запишите их в тетрадь. Подчеркните твёрдые согласные.
[с а р о к а], [д’ а т’ э л], [р’ э д’ и с], [й’ а б л а к а]
2 группа:
Запишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните мягкие согласные.
Воробей, грач, ворона, аист, ястреб, дятел.
3 группа:
Поделите слова на слоги, подчеркните гласные, которые указывают на твёрдость предыдущего согласного.
Мышка, шоколад, грудка, хвостик, октябрь.
4 группа:
Спишите пословицу. Объясните как вы её понимаете. Подчеркните гласные буквы, которые указывают на мягкость предыдущего согласного.
Легче друга потерять, чем найти.
5 группа:
Составьте из слов предложение.
В, улетают, сентябре, на, многие, юг, птицы.
Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.
9. Итог урока.
К концу подходит наш урок –
Пора нам подвести итог.
- Достигли вы цели, поставленной в начале урока?
- Какие гласные обозначают мягкость согласного?
- А какие твёрдость?
- Ну, а сейчас оцените свою работу в течение всего урока на «карте успешности». А когда я проверю ваши тетради, то и я оценю вашу работу на уроке.
10. Рефлексия.
- Кому из вас понравилось в пути?
- Кто ж смог удачи обрести?
- На столе у каждого из вас лежат листочки трёх цветов, давайте устроим настоящий листопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на листок с деревом листик.
Зелёный – отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Жёлтый – встретился с трудностями.
Красный – задания вызвали трудности, требовалась помощь.
Посмотрите какой красивый у нас листопад.
Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.