kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мягкие согласные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Мягкие согласные»

Цель: формирование понятий “твердые” и “мягкие” согласные звуки.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятиями “твердые” и “мягкие” согласные звуки; научить различать их на слух и с помощью условных знаков обозначать на схеме.

2. Развивать речь учащихся, расширять их словарный запас

3. Воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование: учебник “Азбука” 1 класс, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, мультимедийное оборудование, схемы – модели, материал для рефлексии, магнитофон.

I. Оргмомент

Пришли мы в школу дружно

Все вместе как один

Узнать нам много нужно

Учиться мы хотим

II. Актуализация знаний

III. Сообщение темы урока

Рассмотрите схему

 

- Попробуйте сказать, какое слово спряталось в ней люк или лук?

- Как вы думаете, кто прав?

Так вот, на сегодняшнем уроке мы с вами сделаем еще одно открытие, которое точно подскажет верное слово

IV. Повторение изученного о звуках

- Внимание на доску!

 

- Какими бывают звуки речи? (Гласными и согласными)

Как произносим гласные звуки?(Чвободно, без преград, рот широко открыт)

- Как обозначаем гласные звуки на схеме?

- Как произносим согласные звуки? (С преградой со стороны органов речи: губ, зубов, языка)

Как обозначаем согласные звуки на схеме?

Сегодняшнее наше открытие о согласных звуках. Мы с вами узнаем, какими могут быть согласные звуки (дорисовываю на модели стрелки).

 

V. Знакомство с новым материалом урока

- Рассмотрите рисунки художника. Давайте назовем, что изображено на них.

Рис. Мышка Рис. Лук

Рис. Мишка Рис. Люк

- Как вы думаете, почему художник нарисовал их в паре?

(Выслушиваются разные ответы детей)

- Сейчас мы с вами постараемся ответить на этот вопрос

VI. Работа по Азбуке – стр. 22.

Найдите те же самые рисунки, но уже со схемами.

Слайд 4 эти же рисунки, но уже со схемами.

- Рассмотрим первую пару рисунков.

- Сколько звуков в слове мышка? (5), (дети считают по схеме).

- Произнесем это слово.

- А теперь назовем каждый звук последовательно.

- Сколько звуков в слове мишка? (5)

- Произнесем это слово.

- А теперь назовем каждый звук последовательно.

- Чем похожи эти слова? (Количеством звуков, количеством гласных, называют животных)

- Чем отличаются? (гласными звуками [ы], [и], первые гласные звуки разные, смысл слов разный, схемы первых звуков разные)

- Произнесем первый звук в слове мышка.  [М]

- Произнесем первый звук в слове мишка. [М'];

- [м] [м'] – Что вы можете сказать?

- Звуки похожи?  (Да, но разные)

- В русском языке согласные звуки бывают твердыми и мягкими. При произношении звука [м] – одна преграда (сжатые губы, а язык не работает) Это твердый согласный, мы его будем обозначать квадратиком, в котором одна преграда. Прикрепляю в схеме - модели:

 

- Найдите у себя на столах такую схему и покажите.

- При произношении звука [м'] сжимаются губы, а язык поднимается спинкой к небу, т.е. 2 преграды это мягкий согласный звук. Обозначать будем квадратиком, в котором две преграды. Прикрепляю в схеме – модели:

 

- Найдите у себя на столах такую схему и покажите.

- Попробуем охарактеризовать первые звуки в словах мышка и мишка. Сначала произнесем их:

[М] – Гласный или согласный звук?

Твердый или мягкий?

Как обозначено на схеме? (Ориентация на схему, модель)

[М'] – Гласный или согласный звук?

Твердый или мягкий?

Как обозначено на схеме?

VII. Работа в парах

Рассмотрите следующую пару рисунков, обозначьте первые звуки в схемах

- Как обозначают твердые согласные звуки? Почему?

Проверка:

- В каком слове первый звук твердый?

- Как обозначили в схеме?

- Дайте словесную характеристику. (Аналогичные действия со звуком [м'])

- Теперь попробуем ответить на вопрос

- Почему художник нарисовал рисунки парами, т.е. по какому правилу? (Первые звуки в словах пары: твердый – мягкий, твердый – мягкий).

А теперь вернемся к первому слайду и постараемся ответить на вопрос: какое слово спряталось в звуковой схеме? (Лук)

- Почему? (Первый звук в слове и схеме твёрдый).

- Что надо изменить в звуковой схеме, чтобы она подходила к слову люк? (Добавить еще одну преграду)

Вывод.

- Какими бывают согласные звуки? От чего это зависит?

- Как обозначают твёрдые согласные звуки?

- Как обозначают мягкие согласные звуки?

VIII. Упражнение на распознавание согласных звуков (твердость, мягкость)

Ребята произносят первые согласные звуки в словах шепотом, показывают соответствующую схему, дают словесную характеристику. (Нёс, нос, ров, рёв, вол, вёл)

IX. Физминутка

- Тихонечко встали

- Послушайте, как бьется ваше сердечко.

- А как оно стучит? (Тук-тук)

- Покажите кулачком на парте.

- Назовите первый звук в слове тук.

- Дайте его словесную характеристику.

- Постучите кулачком один раз.

- Замените первый твердый согласный звук на мягкий.

- Какое слово получится? (Тюк)

- Произнесите это слово.

- Охарактеризуйте первый согласный звук.

- Постучите кулачком два раза.

Дети садятся.

- Как понимаете значение слова тюк?

Ответы детей.

А как поясняет значение этого слова толковый словарь С.Ожегова?

(Учитель зачитывает толкование слова по словарю)

- Очень важно, ребята, уметь разграничивать твердые и мягкие согласные звуки, от которых зависит разный смысл слова:

Мышка лук тук

Мишка люк тюк

X. Игра “Поймай звук”

Учитель называет слова, ребята ловят звук, различающий слова, произносят его, показывают схему:

 

XI. Самостоятельная работа

Ребята находят на стр. 22 нижние рисунки, самостоятельно обозначают звуки в словах условными значками

Проверка по ключу на экране. 

Рис. “Конь”

Рис. “Рысь”

Рис. “Лось”

Как обозначили первые согласные звуки в схемах? Почему?

- Как обозначили последние согласные звуки в схемах? Почему?

XII. Речевая разминка.

Чтение скороговорки учителем с плаката. (У детей текст скороговорки записан на отдельных листах).

Вёз корабль карамель,
Наступил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

В. Степанов

Хоровое чтение скороговорки

- Что вез корабль?

- Что произошло с кораблем?

- Как вы понимаете слово “мель”?

(Толкование по словарю)

XIII. Физминутка

Встали дружно. Имитируем движения по тексту скороговорки.

(Дети садятся)

Произнесение скороговорки беззвучно, шепотом, вполголоса, чуть громче, еще громче, очень громко.

- Какой звук часто повторяется в тексте?

- Назовите его, охарактеризуйте.

- Сколько предложений в тексте?

- Обозначьте “опасные места” в предложениях.

(Один ученик работает у доски, остальные работают с текстом скороговорки, данной на отдельных листах.)

Проверка (ребята сверяют свою работу с работой ученика).

- Что хотите сказать? (Выслушиваются ответы детей, анализируется работа ученика)

XIV. Итог урока

- Какое открытие сделали на уроке?

- Что нового узнали про согласные звуки?

-Назовите гласные звуки которые придают мягкость согласному звуку

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мягкие согласные»

Тема: «Мягкие согласные»

Цель: формирование понятий “твердые” и “мягкие” согласные звуки.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятиями “твердые” и “мягкие” согласные звуки; научить различать их на слух и с помощью условных знаков обозначать на схеме.

2. Развивать речь учащихся, расширять их словарный запас

3. Воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование: учебник “Азбука” 1 класс, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, мультимедийное оборудование, схемы – модели, материал для рефлексии, магнитофон.

I. Оргмомент

Пришли мы в школу дружно

Все вместе как один

Узнать нам много нужно

Учиться мы хотим

II. Актуализация знаний

III. Сообщение темы урока

Рассмотрите схему

- Попробуйте сказать, какое слово спряталось в ней люк или лук?

- Как вы думаете, кто прав?

Так вот, на сегодняшнем уроке мы с вами сделаем еще одно открытие, которое точно подскажет верное слово

IV. Повторение изученного о звуках

- Внимание на доску!

- Какими бывают звуки речи? (Гласными и согласными)

- Как произносим гласные звуки?(Чвободно, без преград, рот широко открыт)

- Как обозначаем гласные звуки на схеме?

- Как произносим согласные звуки? (С преградой со стороны органов речи: губ, зубов, языка)

- Как обозначаем согласные звуки на схеме?

Сегодняшнее наше открытие о согласных звуках. Мы с вами узнаем, какими могут быть согласные звуки (дорисовываю на модели стрелки).

V. Знакомство с новым материалом урока

- Рассмотрите рисунки художника. Давайте назовем, что изображено на них.

Рис. Мышка Рис. Лук

Рис. Мишка Рис. Люк

- Как вы думаете, почему художник нарисовал их в паре?

(Выслушиваются разные ответы детей)

- Сейчас мы с вами постараемся ответить на этот вопрос

VI. Работа по Азбуке – стр. 22.

Найдите те же самые рисунки, но уже со схемами.

Слайд 4 эти же рисунки, но уже со схемами.

- Рассмотрим первую пару рисунков.

- Сколько звуков в слове мышка? (5), (дети считают по схеме).

- Произнесем это слово.

- А теперь назовем каждый звук последовательно.

- Сколько звуков в слове мишка? (5)

- Произнесем это слово.

- А теперь назовем каждый звук последовательно.

- Чем похожи эти слова? (Количеством звуков, количеством гласных, называют животных)

- Чем отличаются? (гласными звуками [ы], [и], первые гласные звуки разные, смысл слов разный, схемы первых звуков разные)

- Произнесем первый звук в слове мышка.  [М]

- Произнесем первый звук в слове мишка. [М'];

- [м] [м'] – Что вы можете сказать?

- Звуки похожи?  (Да, но разные)

- В русском языке согласные звуки бывают твердыми и мягкими. При произношении звука [м] – одна преграда (сжатые губы, а язык не работает) Это твердый согласный, мы его будем обозначать квадратиком, в котором одна преграда. Прикрепляю в схеме - модели:

- Найдите у себя на столах такую схему и покажите.

- При произношении звука [м'] сжимаются губы, а язык поднимается спинкой к небу, т.е. 2 преграды это мягкий согласный звук. Обозначать будем квадратиком, в котором две преграды. Прикрепляю в схеме – модели:

- Найдите у себя на столах такую схему и покажите.

- Попробуем охарактеризовать первые звуки в словах мышка и мишка. Сначала произнесем их:

[М] – Гласный или согласный звук?

Твердый или мягкий?

Как обозначено на схеме? (Ориентация на схему, модель)

[М'] – Гласный или согласный звук?

Твердый или мягкий?

Как обозначено на схеме?

VII. Работа в парах

Рассмотрите следующую пару рисунков, обозначьте первые звуки в схемах

- Как обозначают твердые согласные звуки? Почему?

Проверка:

- В каком слове первый звук твердый?

- Как обозначили в схеме?

- Дайте словесную характеристику. (Аналогичные действия со звуком [м'])

- Теперь попробуем ответить на вопрос

- Почему художник нарисовал рисунки парами, т.е. по какому правилу? (Первые звуки в словах пары: твердый – мягкий, твердый – мягкий).

А теперь вернемся к первому слайду и постараемся ответить на вопрос: какое слово спряталось в звуковой схеме? (Лук)

- Почему? (Первый звук в слове и схеме твёрдый).

- Что надо изменить в звуковой схеме, чтобы она подходила к слову люк? (Добавить еще одну преграду)

Вывод.

- Какими бывают согласные звуки? От чего это зависит?

- Как обозначают твёрдые согласные звуки?

- Как обозначают мягкие согласные звуки?

VIII. Упражнение на распознавание согласных звуков (твердость, мягкость)

Ребята произносят первые согласные звуки в словах шепотом, показывают соответствующую схему, дают словесную характеристику. (Нёс, нос, ров, рёв, вол, вёл)

IX. Физминутка

- Тихонечко встали

- Послушайте, как бьется ваше сердечко.

- А как оно стучит? (Тук-тук)

- Покажите кулачком на парте.

- Назовите первый звук в слове тук.

- Дайте его словесную характеристику.

- Постучите кулачком один раз.

- Замените первый твердый согласный звук на мягкий.

- Какое слово получится? (Тюк)

- Произнесите это слово.

- Охарактеризуйте первый согласный звук.

- Постучите кулачком два раза.

Дети садятся.

- Как понимаете значение слова тюк?

Ответы детей.

А как поясняет значение этого слова толковый словарь С.Ожегова?

(Учитель зачитывает толкование слова по словарю)

- Очень важно, ребята, уметь разграничивать твердые и мягкие согласные звуки, от которых зависит разный смысл слова:

Мышка лук тук

Мишка люк тюк

X. Игра “Поймай звук”

Учитель называет слова, ребята ловят звук, различающий слова, произносят его, показывают схему:

XI. Самостоятельная работа

Ребята находят на стр. 22 нижние рисунки, самостоятельно обозначают звуки в словах условными значками

Проверка по ключу на экране. 

Рис. “Конь”

Рис. “Рысь”

Рис. “Лось”

- Как обозначили первые согласные звуки в схемах? Почему?

- Как обозначили последние согласные звуки в схемах? Почему?

XII. Речевая разминка.

Чтение скороговорки учителем с плаката. (У детей текст скороговорки записан на отдельных листах).

Вёз корабль карамель,
Наступил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

В. Степанов

Хоровое чтение скороговорки

- Что вез корабль?

- Что произошло с кораблем?

- Как вы понимаете слово “мель”?

(Толкование по словарю)

XIII. Физминутка

Встали дружно. Имитируем движения по тексту скороговорки.

(Дети садятся)

Произнесение скороговорки беззвучно, шепотом, вполголоса, чуть громче, еще громче, очень громко.

- Какой звук часто повторяется в тексте?

- Назовите его, охарактеризуйте.

- Сколько предложений в тексте?

- Обозначьте “опасные места” в предложениях.

(Один ученик работает у доски, остальные работают с текстом скороговорки, данной на отдельных листах.)

Проверка (ребята сверяют свою работу с работой ученика).

- Что хотите сказать? (Выслушиваются ответы детей, анализируется работа ученика)

XIV. Итог урока

- Какое открытие сделали на уроке?

- Что нового узнали про согласные звуки?

-Назовите гласные звуки которые придают мягкость согласному звуку





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Мягкие согласные

Автор: Са?ынды?ова Айн?р Тайм?рат?ызы

Дата: 21.04.2016

Номер свидетельства: 321131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Различение твёрдых и мягких согласных»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_4_klasse_tema_razlichenie_tviordykh_i_miagki"
    ["file_id"] => string(6) "615481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1666258786"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок русского языка:"Твёрдые и мягкие согласные звуки" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-russkogho-iazyka-tviordyie-i-miaghkiie-soghlasnyie-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "144072"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418651464"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по русскому языку по теме "Твердые и мягкие согласные". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-tvierdyie-i-miaghkiie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "221493"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435326902"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русской грамоты по теме: "Твёрдые и мягкие согласные" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkoi-ghramoty-po-tiemie-tviordyie-i-miaghkiie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "150110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420399259"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Краткосрочное планирование по русскому языку по уровневому курсу на тему: "Твердые и мягкие согласные" "
    ["seo_title"] => string(112) "kratkosrochnoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-po-urovnievomu-kursu-na-tiemu-tvierdyie-i-miaghkiie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "169917"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423483909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства