Тема: «Мягкие согласные»
Цель: формирование понятий “твердые” и “мягкие” согласные звуки.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями “твердые” и “мягкие” согласные звуки; научить различать их на слух и с помощью условных знаков обозначать на схеме.
2. Развивать речь учащихся, расширять их словарный запас
3. Воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование: учебник “Азбука” 1 класс, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, мультимедийное оборудование, схемы – модели, материал для рефлексии, магнитофон.
I. Оргмомент
Пришли мы в школу дружно
Все вместе как один
Узнать нам много нужно
Учиться мы хотим
II. Актуализация знаний
III. Сообщение темы урока
Рассмотрите схему
- Попробуйте сказать, какое слово спряталось в ней люк или лук?
- Как вы думаете, кто прав?
Так вот, на сегодняшнем уроке мы с вами сделаем еще одно открытие, которое точно подскажет верное слово
IV. Повторение изученного о звуках
- Внимание на доску!
- Какими бывают звуки речи? (Гласными и согласными)
- Как произносим гласные звуки?(Чвободно, без преград, рот широко открыт)
- Как обозначаем гласные звуки на схеме?
- Как произносим согласные звуки? (С преградой со стороны органов речи: губ, зубов, языка)
- Как обозначаем согласные звуки на схеме?
Сегодняшнее наше открытие о согласных звуках. Мы с вами узнаем, какими могут быть согласные звуки (дорисовываю на модели стрелки).
V. Знакомство с новым материалом урока
- Рассмотрите рисунки художника. Давайте назовем, что изображено на них.
Рис. Мышка Рис. Лук
Рис. Мишка Рис. Люк
- Как вы думаете, почему художник нарисовал их в паре?
(Выслушиваются разные ответы детей)
- Сейчас мы с вами постараемся ответить на этот вопрос
VI. Работа по Азбуке – стр. 22.
Найдите те же самые рисунки, но уже со схемами.
Слайд 4 эти же рисунки, но уже со схемами.
- Рассмотрим первую пару рисунков.
- Сколько звуков в слове мышка? (5), (дети считают по схеме).
- Произнесем это слово.
- А теперь назовем каждый звук последовательно.
- Сколько звуков в слове мишка? (5)
- Произнесем это слово.
- А теперь назовем каждый звук последовательно.
- Чем похожи эти слова? (Количеством звуков, количеством гласных, называют животных)
- Чем отличаются? (гласными звуками [ы], [и], первые гласные звуки разные, смысл слов разный, схемы первых звуков разные)
- Произнесем первый звук в слове мышка. [М]
- Произнесем первый звук в слове мишка. [М'];
- [м] [м'] – Что вы можете сказать?
- Звуки похожи? (Да, но разные)
- В русском языке согласные звуки бывают твердыми и мягкими. При произношении звука [м] – одна преграда (сжатые губы, а язык не работает) Это твердый согласный, мы его будем обозначать квадратиком, в котором одна преграда. Прикрепляю в схеме - модели:
- Найдите у себя на столах такую схему и покажите.
- При произношении звука [м'] сжимаются губы, а язык поднимается спинкой к небу, т.е. 2 преграды это мягкий согласный звук. Обозначать будем квадратиком, в котором две преграды. Прикрепляю в схеме – модели:
- Найдите у себя на столах такую схему и покажите.
- Попробуем охарактеризовать первые звуки в словах мышка и мишка. Сначала произнесем их:
[М] – Гласный или согласный звук?
Твердый или мягкий?
Как обозначено на схеме? (Ориентация на схему, модель)
[М'] – Гласный или согласный звук?
Твердый или мягкий?
Как обозначено на схеме?
VII. Работа в парах
Рассмотрите следующую пару рисунков, обозначьте первые звуки в схемах
- Как обозначают твердые согласные звуки? Почему?
Проверка:
- В каком слове первый звук твердый?
- Как обозначили в схеме?
- Дайте словесную характеристику. (Аналогичные действия со звуком [м'])
- Теперь попробуем ответить на вопрос
- Почему художник нарисовал рисунки парами, т.е. по какому правилу? (Первые звуки в словах пары: твердый – мягкий, твердый – мягкий).
А теперь вернемся к первому слайду и постараемся ответить на вопрос: какое слово спряталось в звуковой схеме? (Лук)
- Почему? (Первый звук в слове и схеме твёрдый).
- Что надо изменить в звуковой схеме, чтобы она подходила к слову люк? (Добавить еще одну преграду)
Вывод.
- Какими бывают согласные звуки? От чего это зависит?
- Как обозначают твёрдые согласные звуки?
- Как обозначают мягкие согласные звуки?
VIII. Упражнение на распознавание согласных звуков (твердость, мягкость)
Ребята произносят первые согласные звуки в словах шепотом, показывают соответствующую схему, дают словесную характеристику. (Нёс, нос, ров, рёв, вол, вёл)
IX. Физминутка
- Тихонечко встали
- Послушайте, как бьется ваше сердечко.
- А как оно стучит? (Тук-тук)
- Покажите кулачком на парте.
- Назовите первый звук в слове тук.
- Дайте его словесную характеристику.
- Постучите кулачком один раз.
- Замените первый твердый согласный звук на мягкий.
- Какое слово получится? (Тюк)
- Произнесите это слово.
- Охарактеризуйте первый согласный звук.
- Постучите кулачком два раза.
Дети садятся.
- Как понимаете значение слова тюк?
Ответы детей.
А как поясняет значение этого слова толковый словарь С.Ожегова?
(Учитель зачитывает толкование слова по словарю)
- Очень важно, ребята, уметь разграничивать твердые и мягкие согласные звуки, от которых зависит разный смысл слова:
Мышка лук тук
Мишка люк тюк
X. Игра “Поймай звук”
Учитель называет слова, ребята ловят звук, различающий слова, произносят его, показывают схему:
XI. Самостоятельная работа
Ребята находят на стр. 22 нижние рисунки, самостоятельно обозначают звуки в словах условными значками
Проверка по ключу на экране.
Рис. “Конь”
Рис. “Рысь”
Рис. “Лось”
- Как обозначили первые согласные звуки в схемах? Почему?
- Как обозначили последние согласные звуки в схемах? Почему?
XII. Речевая разминка.
Чтение скороговорки учителем с плаката. (У детей текст скороговорки записан на отдельных листах).
Вёз корабль карамель,
Наступил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
В. Степанов
Хоровое чтение скороговорки
- Что вез корабль?
- Что произошло с кораблем?
- Как вы понимаете слово “мель”?
(Толкование по словарю)
XIII. Физминутка
Встали дружно. Имитируем движения по тексту скороговорки.
(Дети садятся)
Произнесение скороговорки беззвучно, шепотом, вполголоса, чуть громче, еще громче, очень громко.
- Какой звук часто повторяется в тексте?
- Назовите его, охарактеризуйте.
- Сколько предложений в тексте?
- Обозначьте “опасные места” в предложениях.
(Один ученик работает у доски, остальные работают с текстом скороговорки, данной на отдельных листах.)
Проверка (ребята сверяют свою работу с работой ученика).
- Что хотите сказать? (Выслушиваются ответы детей, анализируется работа ученика)
XIV. Итог урока
- Какое открытие сделали на уроке?
- Что нового узнали про согласные звуки?
-Назовите гласные звуки которые придают мягкость согласному звуку