Просмотр содержимого документа
«Трудности в сложном предложении с различными видами связи»
Автор разработки С.А.Семенова
учитель русского языка и литературы
ГБПОУ КК ССХТ
Тема: Трудности в сложном предложении с различными видами связи.
Цели:
актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;
формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
Задачи урока:
систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.
выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;
исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.
Оборудование: мультимедиапроектор
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Объявление темы урока. Слайд 1
Целеполагание. /Цели урока формулируются учениками и корректируются учителем. Слайд 2
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение темы урока.
Беседа по вопросам.
– Прочитайте теоретический материал § 97 и ответьте на следующие вопросы:
Слайд 3
1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?
2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?
3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.
4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.
IV. Закрепление полученных знаний.
1. Формирование умений строить предложения с разными видами связи, совершенствование пунктуационных навыков./Выполнение заданий.
Слайд 4
Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы.
1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)
2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. (В. Шукшин.)
3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)
4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался глубокой кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью. (В. Дудинцев.)
Слайд 5
Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.
1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)
Слайд 6
2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)
Слайд 7
3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев.)
Задание 3. Сопоставить предложения, сделать вывод.
Слайд 8
1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.
2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.
Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.
Слайд 9
3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.) – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.
Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
Слайд 10
Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме:
(что…), [ ] : [ ].
Задание 5. Выполнение упр. 214.
2. Формирование пунктуационных навыков, умения конструировать предложения, составлять схемы.
Слайд 11
– Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.
1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …
2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …
3. Объяснительный диктант.
Слайд 12
Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. (В. Гроссман.)
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)