Содержание:
Пояснительная записка
Содержание и структура методического пособия
Методические рекомендации
Тесты по теме «Сложносочиненное предложение»
Тесты по теме «Сложноподчиненные предложения»
Тесты по теме «Сложные бессоюзные предложения»
Тесты по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
Пояснительная записка
Данное учебно-методическое пособие предназначено для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов в форме тестов. Составляя пособие, автор исходил прежде всего из требований базового уровня обязательной подготовки обучающихся по предмету.
Учебно-методическое пособие «Синтаксис. Сложное предложение. Тесты. » разработано с учетом особенностей пунктуации, трудностей, связанных с осмыслением структуры разнообразных типов и видов предложений и их функционированием в речи обучающихся, обнаружением синтаксических единиц и определением их границ, выделением условий действия пунктуационной нормы.
Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо для создания основы интеллектуальных, грамматических, речевых и пунктуационных умений и навыков, формирование которых и составляет главную цель преподавания русского языка в школе. Предложенный материал позволит повторить синтаксические понятия и правила, обобщить и систематизировать знания, умения по синтаксису, пунктуации и в определенной мере обогатить и расширить их.
В процессе работы с учебно-методическим пособием обучающиеся повторяют все виды сложного предложения: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, предложения усложнённой структуры (с различными видами связи); учатся отличать сложные предложения от других видов предложений, разграничивать части предложений (главную и зависимую), задавать вопросы, определять средства связи; вспоминают и отрабатывают правила пунктуации, основывающиеся на синтаксической структуре предложения.
С целью подготовки обучающихся к экзамену по русскому языку в новой форме в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе автор предлагает тесты, проверяющие усвоение изученного материала, упражнения на обнаружение и исправление пунктуационных ошибок.
В целом данное учебно-методическое пособие должно способствовать расширению и углублению знаний обучающихся 9 классов и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их речевому развитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическое пособие по русскому языку»
Содержание:
Пояснительная записка
Содержание и структура методического пособия
Методические рекомендации
Тесты по теме «Сложносочиненное предложение»
Тесты по теме «Сложноподчиненные предложения»
Тесты по теме «Сложные бессоюзные предложения»
Тесты по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
Пояснительная записка
Данное учебно-методическое пособие предназначено для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов в форме тестов. Составляя пособие, автор исходил прежде всего из требований базового уровня обязательной подготовки обучающихся по предмету.
Учебно-методическое пособие «Синтаксис. Сложное предложение. Тесты. » разработано с учетом особенностей пунктуации, трудностей, связанных с осмыслением структуры разнообразных типов и видов предложений и их функционированием в речи обучающихся, обнаружением синтаксических единиц и определением их границ, выделением условий действия пунктуационной нормы.
Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо для создания основы интеллектуальных, грамматических, речевых и пунктуационных умений и навыков, формирование которых и составляет главную цель преподавания русского языка в школе. Предложенный материал позволит повторить синтаксические понятия и правила, обобщить и систематизировать знания, умения по синтаксису, пунктуации и в определенной мере обогатить и расширить их.
В процессе работы с учебно-методическим пособием обучающиеся повторяют все виды сложного предложения: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, предложения усложнённой структуры (с различными видами связи); учатся отличать сложные предложения от других видов предложений, разграничивать части предложений (главную и зависимую), задавать вопросы, определять средства связи; вспоминают и отрабатывают правила пунктуации, основывающиеся на синтаксической структуре предложения.
С целью подготовки обучающихся к экзамену по русскому языку в новой форме в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе автор предлагает тесты, проверяющие усвоение изученного материала, упражнения на обнаружение и исправление пунктуационных ошибок.
В целом данное учебно-методическое пособие должно способствовать расширению и углублению знаний обучающихся 9 классов и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их речевому развитию.
2. Содержание и структура учебно-методического пособия.
Учебно-методическое пособие отражает основные сведения о сложном предложении и содержит отобранную в соответствии с задачами курса систему понятий из области синтаксиса сложного предложения.
Синтаксис является как бы замыкающим ярусом языковой системы, использует все ресурсы языка, опирается на них, составляет с ними тесное единство. Такое понимание места синтаксиса в школьном курсе русского языка находит отражение в построении данного пособия.
В учебно-методическом пособии обучающиеся работают над повторением основных правил пунктуации в сложном предложении, отрабатывают умение различать простые и сложные предложения, характеризовать главные члены предложения, главную и придаточную части предложения, связи между ними посредством интонации, союзов, союзных и указательных слов, учатся видеть в предложении имеющиеся в нем пунктуационные правила и узнавать среди них изученные.
В разделе «Сложносочинённое предложение» обучающиеся повторяют полученные на уроках знания, приобретают навык пунктуационного оформления данного типа предложений, разбирают нетипичные случаи данной синтаксической конструкции.
В разделе «Сложноподчинённое предложение» обучающиеся формируют умение различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, находить и характеризовать главную и придаточную части СПП, учатся определять границы придаточных предложений, присоединяющихся малоупотребительными союзами, сложными союзами, работают над повторением пунктуации в предложениях с несколькими придаточными как при последовательном подчинении, так и при однородном соподчинении.
В разделе «Бессоюзное предложение» обучающиеся учатся работать с данным типом предложений, устанавливать смысловые отношения между предикативными частями бессоюзного предложения, грамотно оформлять бессоюзные сложные предложения на письме, закрепляют умение ставить знаки препинания в этих синтаксических конструкциях.
В разделе «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи» обучающиеся анализируют синтаксические особенности данных конструкций и их составных частей, формируют умение ставить знаки препинания в предложениях различной степени сложности.
Учебно-методическое пособие построено с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами.
3. Методические рекомендации
Основная задача обучения русскому языку в 9 классе заключается в овладении синтаксисом и пунктуацией сложного предложения, развитии связной речи в устной и письменной форме. Данное пособие поможет совершенствовать речь обучающихся с точки зрения её соответствия синтаксическим нормам языка, создать условия для формирования практических умений и навыков обучающихся, развить их творческие способности.
Главная задача пособия – проверить успешность усвоения обучающимися правил синтаксиса и пунктуации, совершенствовать умения анализировать и характеризовать сложные предложения, расставлять знаки препинания в них. Очень важно, чтобы обучающиеся осмыслили сферу использования изучаемых конструкций, обусловленность их употребления содержанием и ситуацией речи, их роль в создании текста, их возможности как средства коммуникации, средства формирования, выражения и сообщения мысли.
Перед работой с данным пособием следует повторить синтаксические правила и понятия, отличительные признаки простого и сложного предложений, обратить внимание на границы грамматических основ, повторить классификацию сложных предложений.
Одним из самых продуктивных упражнений, используемых при изучении синтаксиса, является чтение и построение схем сложных предложений разных видов. Преимущество данного упражнения в том, что существенно экономится время на занятии. Проанализировав правильно схему, ученики видят всё предложение в сжатом виде, при этом легко устанавливают связи между частями предложения и без труда решают пунктуационные задачи.
Предложенные тесты на выявление грамматической основы предложения, определение количества простых предложений в составе сложного, установление вида связи между главной и придаточной частями предложения способствуют обогащению синтаксического строя речи обучающихся, позволяют ещё раз повторить теоретические вопросы и темы из других разделов лингвистики, совершенствовать речь с точки зрения её соответствия синтаксическим нормам языка.
4. ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
1. Союз, связывающий части сложного предложения
Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...
А. подчинительным
Б. соединительным
В. разделительным
Г. противительным
2. Определите вид предложения
Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
А. простое
Б. сложносочиненное
В. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
3. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать.
4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа..
В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
5. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):[безличное], и [двусоставное].
А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
6. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):[безличное], и [безличное].
А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу
7. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):[двусоставное], и [двусоставное].
А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.
В. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.
8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены): [ безличное], и [двусоставное
А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.
Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
5. ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
1. Найдите сложноподчиненное предложение:
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
Г. В ком добра нет, в том правды мало.
2. Прочитайте предложение
Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.
Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
растений.
3. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении
Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. придаточное времени
Б. придаточное определительное
В. придаточное условное
4. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло мое детство.
Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.
5. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?
А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.
6. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.
Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.
7. Прочитайте предложение
Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.
Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
8. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении
Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное
Б. придаточное условия
В. Придаточное времени
9. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
10. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ?
А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
А – БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. во второй части есть обособленное определение
Б – БСП со значением перечисления, ставится запятая
В – в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой
Г – в БСП ставится тире, так первая часть указывает на время
2. Укажите правильные варианты объяснения пунктограмм:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить (1)
У ней особенная стать (2)
В Россию можно только верить.
(Ф.Тютчев)
1: а) запятая между частями БСП со значением перечисления
б) двоеточие между частями БСП, 2 часть указывает на причину
в) тире между частями БСП, 2 часть указывает на следствие
2:а) запятая между частями БСП со значением перечисления
б) двоеточие между частями БСП, 2 часть указывает на причину
в) тире между частями БСП, 2 часть указывает на следствие
3. Укажите правильное объяснение пунктограммы:
Три дня и три ночи бушевала Москва вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона. (А.Т.)
а) БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. части отдалены друг от друга по смыслу
б) БСП со значением перечисления, ставится запятая
в) в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой
г) в БСП ставится тире, т. к. первая часть указывает на время
4. В каких предложениях на месте пропуска в БСП надо поставить двоеточие?
а) Её никогда не увидишь за работой _ нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдёт к её лицу, важной фигуре. (И.Г.)
б) Прохожий сделал движение, чтобы приподнять голову, но не мог _ он, по-видимому, был нездоров или очень утомлён. (И.Г)
в) Об одном вас прошу _ стреляйте скорее. (М.Л.)
г) Я привстал и взглянул в окно _ кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. (М.Л.)
5. В каких предложениях между частями БСП ставится точка с запятой?
а) Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на гребне западных гор _ в ущелье стало темно и сыро. (М.Л.)
б) Наконец мы расстались _ я долго следил за нею взором, пока её шляпка не скрылась за кустарниками и скалами. (М.Л.)
в) Деревня по ту сторону пруда уже спала _ не было видно ни одного огонька. (А.Ч.)
6. В каких предложениях между частями БСП надо поставить тире?
а) Отношения Ольги к тётке были до сих пор очень просты и покойны _ в нежности они не переходили никогда границ умеренности, никогда не ложилось между ними и тени неудовольствия. (И.Г.)
б) Пробовал идти пешком _ ноги мои подкосились. (М.Л.)
в) Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу _ никого уже нет. (М.Л.)
г) Не один Печорин любовался хорошенькой княжной _ из утла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. (М.Л.)
7. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания:
Он беспрестанно в движении (1) понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента (2) посылают его (3) нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу (4) выбирают его. (И.Г)
А 1: 2: 3; 4
Б 1; 2: 3, 4
В 1: 2–3, 4-
Г 1: 2–3; 4-
8. Выберите правильное объяснение пунктограмм:
А если это так будет продолжаться (1) то я сама уйду (2) я не раба его (3) я княжеская дочь. (М.Л.)
1:а) запятая между частями БСП со значением перечисления
б) запятая между частями СПП
в) запятая между однородными членами
2:а) запятая между частями БСП со значением перечисления
б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину
в) тире между частями БСП, вторая часть указывает на следствие
3:а) запятая между частями БСП со значением перечисления
б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину
в) тире между частями БСП, части противопоставляются
9. Найдите сложное бессоюзное предложение, осложненное прямой речью (знаки препинания не расставлены):
а) Бурмин пошёл старушка перекрестилась и подумала авось дело сегодня же кончится! (А.П.)
б) Золото и серебро блистало на их робах из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. (А.П.)
в) Строго блестели его очки энергично падали во все стороны рога сальных волос энергично и резко лилась речь. (И.Б.)
г) Чёрное море надвинулось до самой Невы густые, как дёготь волны его лизали плиты Исаакия, с траурной пеной разбивались о ступени сената. (О.М.)
10. Расставьте пропущенные знаки препинания в пословицах. Отметьте примеры, соответствующие схеме:
а) Худая слава пойдёт никто замуж не возьмёт.
б) Тонул топор сулил а вытащили топорища жаль.
в) Тихо пойдёшь от беды не уйдёшь шибко пойдёшь на беду набредёшь.
г) Снега надует хлеба прибудет вода разольётся сена наберётся.
7. ТЕСТЫ «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ».
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
1. Маленький дом стоит на краю бездны (1) и (2) поэтому (3) кажется удивительным (4) что в доме спокойно горит свет (5) и на столах лежат раскрытые книги (6) и рукописи.
а) 1, 2, 3, 4
б) 1, 4
в) 2, 3, 4
г) 1, 4. 5, 6
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Мы сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти раздавались гулко и резко.
а) 1, 2, 3, 4, 6
б) 1, 2, 3, 6
в) 2, 3, 4, 6
г) 2, 3, 4, 5, 6
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Вся катастрофа виделась ей в образе гроз(1) но (2) что молния поразит её (3) она сначала не думала и чувствовала за Сашей (4) как за каменной стеной.
а) 1, 3
б) 1, 3, 4
в) 1, 2, 3, 4
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Только к рассвету (1) когда открылся керченский маяк (2) и чётко стали вырисовываться берега Крыма (3) поросшие редкой сгоревшей травой (4) мы вошли в зелёный и мутный пролив (5) и шторм утих.
а) 1, 2, 3, 4
б) 1, 2, 3, 4, 5
в) 1, 2, 4, 5
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Игорёк мало знал его внуков (1) и (2) хотя его очень привлекали неведомый Звенигород (3) и возможность пожить на прекрасной даче дяди Пети (4) было грустно уезжать от привычного Серебряного бора.