Просмотр содержимого документа
«Тренинг для учителей по теме "Критическое мышление"»
Тема коучинга: «Обучение критическому мышлению»
1. Приветствие
- Добрый день, уважаемые коллеги.
- Я рада приветствовать всех, кого заинтересовала тема - «Обучение критическому мышлению».
2. Мозговая атака
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
(Л.В.Щерба)
ВЫЗОВ
- На каком языке написана фраза? Почему вы так считаете?
ОСМЫСЛЕНИЕ
- Где слово, обозначающее предмет речи? Где сказуемое? Почему вы так решили?
- Что мы узнали о «куздре»? Какая она? Что она уже совершила и что делает в настоящий момент? Как вы это установили?
- Можно ли утверждать, что «бокр» и «бокренок» - это «родственники»? Почему?
- К каким частям речи можно отнести слова данной фразы? Почему?
РЕФЛЕКСИЯ
- К какой мысли о русском языке подвела нас эта искусственно созданная фраза?
(искусственная фраза создана по законам русского языка)
2. Деление на группы. (учителя делятся по предмету преподавания)
Определение понятию «Критическое мышление» (Работа в группе)
1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.
Правила составления кластера
Критическое мышление
- Почему один из модулей новой программы обучение критическому мышлению?
Любому понятию мы привыкли давать определения. Вот и здесь, прошу дать определение критическому мышлению.
Интересно было наблюдать, как это понятие в процессе коучинга дополняется. Замечательный ход! Сразу в голову «лезут мысли», ведь так можно раскрывать понятия и на уроке!
Джон Дьюи является одним из первых исследователей в сфере образования,
который признал, что направленность образовательной программы на формирование навыков мышления учеников, обеспечила бы эффективность не только ученикам, но и обществу, и всему демократическому устройству.
Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным. В современном образовательном процессе является актуальным вопрос не только о передаче знаний от педагога к ученику, но и о воспитании мотивированной, инициативной личности ученика, ориентированной на успех и карьеру.
- На мой взгляд, данный модуль в этом плане выигрывает, потому что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.
Значение вопросов для развития критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Таксономия Блума
Широко используемой иерархической моделью навыков мышления, в рамках которой
можно рассматривать критическое мышление, является Таксономия Блума, разработанная комитетом образования, под председательством Бенджамина Блума, в 1956 году. Б. Блум и его коллеги выделили три области учебной деятельности: когнитивная (Cognitive domain): умственные навыки (Mental skills); аффективная (Affective domain): область чувств и эмоций (Attitude); психомоторика (Psychomotor): физические умения и навыки (Skills).
Мы рассмотрим когнитивную область, которая включает в себя мыслительные умения разного уровня сложности: от самого простого умения (уровень Знание) к самому сложному (уровень Оценка). (Рис. 1). Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в традиционной школе, соответствуют уровням Знания или Понимания, они являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными и используются реже.
Но для формирования навыков мышления высокого уровня необходимо и обязательно задействовать именно мыслительные умения высокого порядка, а именно: уровни Анализ, Синтез, Оценка.
На первом, самом низком уровне, уровне знаний , деятельность ученика сводится лишь к запоминанию и припоминанию информации. Ключевые слова в заданиях такого уровня сводятся к следующим: определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.
Второй уровень, уровень понимания, заключается в умении понимать значение, перефразировать главную мысль. Ключевые слова в заданиях этого уровня: обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры.
Третий уровень, применение полученных знаний требует от ученика умений использовать информацию или концепцию в новой ситуации. Ключевые слова в заданиях этого уровня: выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать.
Уровень анализа информации формирует навыки мышления высокого уровня при помощи следующих заданий: сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части.
Уровень синтеза , наоборот, направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать.
Уровень оценки полученных знаний призван формировать навыки мышления, которые помогают ученику делать суждения относительно ценности полученной информации. Задания для формирования этого уровня мышления содержат слова: оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать.
Таксономии играют большую роль в теории обучения. Они важны, потому что позволяют: правильно ставить цели в обучении; правильно формулировать проблемы и составлять задания для учащихся; подбирать оценочные инструменты, адекватные поставленным целям; правильно проводить рефлексию по результатам обучения, т.е. устанавливать, какие трудности испытали обучающиеся при изучении того или иного материала.
Практическая работа. Использование таксономии Блума на уроках.
На: Таксономия уровней познания Блума
Сказка "Колобок".
1. Знание.
- Кто написал эту сказку?
- Почему она называется русской народной сказкой?
- Перечислите главных героев сказки.
- Перескажите содержание сказки.
2. Понимание.
- Кто такой Колобок?
- Из чего он сделан?
- В какой последовательности встречались герои сказки с Колобком?
3. Применение.
- Как бы повел себя Колобок в современных условиях? (Например, если бы он попал в современный город)
4. Анализ
- На сколько частей можно разделить сказку?
- Почему Колобок укатился?
- Почему Колобок попался на хитрость лисы?
5. Синтез.
- Какова главная мысль сказки?
Вспомните, какие ситуации из жизни приближены к содержанию этой сказки?
6. Оценка.
- Вспомните пословицы, подходящие к этой сказке?
- Предположите, что могло бы произойти с Колобком, если бы его не съела лиса?
Работа в группе.
Группа учителей – предметников готовят вопросы разных уровней на урок.
На примере вопросов по Таксономии Блума.
Таксономия Блума
Знание Простые вопросы
Знание представляет собой подтверждение запоминания предыдущего материала посредством указания фактов, условий, основных концепций и ответов, а именно:
• знание специфических характеристик (терминологии, конкретных фактов и т. д.);
• знание обобщающих характеристик: конвенций, тенденций и последовательности,
классификаций и категорий, критериев, методик и пр.;
• знание универсалий и абстракций в соответствующей сфере (принципы и обобщения,
теории и структуры и т. д.).
Подобие вопросов: Какие есть преимущества для здоровья при употреблении яблок?
Понимание Уточняющие вопросы
Демонстрация понимания фактов и идей посредством их организации, сравнения, интерпретации, описания и утверждения в следующей последовательности:
• Перевод
• Интерпретация
• Экстраполяция
Подобие вопросов: Сравните пользу здоровью при употреблении яблок и апельсинов.
Применение· Практические вопросы Использование новых знаний, методов и правил в различных вариантах.
Подобие вопросов: Какие виды яблок лучше всего подходят для выпечки пирога, и почему?
Анализ Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Проверка и классифицирование информации на составляющие, в соответствии с мотивами и причинами. Формулировка выводов и определение доказательств, подтверждающих обобщения:
• Анализ элементов
• Анализ отношений
• Анализ организационных принципов
Подобие вопросов: Опишите четыре способа приготовления еды с яблоками и объясните,какие из них имеют наибольшую пользу для здоровья. Предоставьте ссылки для аргументирования Ваших заявлений.
Синтез Творческие вопросы
Систематизация информации, посредством комбинирования различными способами элементов в новом шаблоне или предоставление альтернативного решения:
• Установление уникальной связи
• Разработка плана или предлагаемый набор операций
• Выводы на основе совокупности абстрактных отношений
Подобие вопросов: Измените «нездоровый» рецепт яблочного пирога на «здоровый» рецепт, посредством замены ингредиентов по Вашему усмотрению. Аргументируйте пользу
Презентация и аргументирование мнения, формулировка выводов по информации, обоснование идеи и оценка качества работы, на основе ряда критериев:
• Выводы с точки зрения внутренних доказательств
• Выводы с точки зрения внешних критериев
Подобие вопросов: Считаете ли Вы, что яблочный пирог после школы для детей полезен?
Почему - да или почему - нет?
Презентация групп.
Критическое мышление учителей.
Ниже приведена структура, которая может использоваться для того, чтобы размышлять критически над собственным преподаванием и над обучением учеников:
1. Ознакомьтесь с доказательствами, полученными Вами в результате наблюдения процесса обучения учеников.
2. Осознайте цели обучения, которые структурируют задания.
3. Проанализируйте отношения между целями обучения, с одной стороны, и способами работы учащихся и их достижениями, с другой.
4. Сравните разные уровни понимания и навыков, продемонстрированных отдельными учащимися.
5. Синтезируйте, соединяйте эти источники информации и Ваши наблюдения для
Размышления над результатами деятельности, в общем, в масштабе целого класса.
6. Оцените, делая выводы об относительном успехе или провале деятельности, касающиеся обучения детей.
7. Примените понимание, приобретенное Вами из данного критического оценивания, в планировании последующего задания или проекта.
8. Аргументируйте использование критического мышления для пополнения аргументов, формирования заключений и выводов; определения результатов для преподавания и обучения в общественных науках.
Обучение критическому мышлению- обучение как приключению или исследованию. Об этом говорили учителя еще в далеком 1978 году в советском фильме «Расписание на послезавтра»
Просмотр ролика из фильма «Расписание на послезавтра»
В конце еще раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно.