Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Три склонения имен существительных»
Цель урока:
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия о типах склонения имен существительных
Формировать понятие о трех типах склонения имен существительных
Содействовать умению определять склонение имен существительных
Способствовать развитию устной и письменной речи
Планирование темы и количество часов, отводимых на ее изучение:
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса русского языка отводится 102 часа, 3 ч в неделю.
На данную тему - 2 ч.
Тип урока – ОНЗ
Методическая разработка составлена на тему «Три склонения имен существительных» в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Учащиеся умеют определять части речи, знают постоянные и непостоянные признаки имен существительных, умеют определять падеж, разбирать слова по составу. Данная тема требует, чтобы учащиеся владели умением определять число, род и падеж имен существительных, выделять окончания.
На уроке учащиеся составят алгоритм определения склонения имен существительных (памятку).
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
- осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат
Предметные результаты:
- научиться различать имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения на основе их рода и окончания
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- проводить сравнения, классификацию по заданным критериям
- обобщать, делать выводы
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
- строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми
Межпредметные связи:
Условные обозначения универсальных учебных действий:
Метапредметные результаты:
Личностные – ЛУУД
Познавательные – ПУУД
Регулятивные – РУУД
Коммуникативные - КУУД
Ресурсы:
Книгопечатная продукция:
Рамзаева. Т. Г. Русский язык: учебник для 4 класса, ч.1 /Т.Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2012. - 158 с.
Ситникова, Т.Н., Поурочные разработки по русскому языку.: методическое пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. - М.: ВАКО, 2014. - 496 с.
Печатные пособия:
Таблица - опора «Три склонения имен существительных»
Информационно-коммуникационные средства
Тихомирова, Е.М., Проверочные работы по русскому языку. : печатная тетрадь, ч. 1 /Е.М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2014. -112 с.
Презентация к уроку, аудиозапись;
ТСО:
Компьютер, интерактивная доска
Учебно-практическое оборудование:
Экран, раздаточные материалы, памятка, индивидуальные карточки для ответов (лист А-4)
Технологическая карта
№
Этапы урока и вид деятельности
Ресурсы
Деятельность учащихся
Форма организации УД
Содержание учебной деятельности
Формируемые УУД
1
Организационный момент
«Кричалка для поднятия духа»
Проверяют свою готовность к уроку. Вслед за учителем произносят конец фразы.
И
К
- Глаза смотрят и видят.
- Уши слушают и слышат.
- Сначала думаю, а потом говорю.
- Помню, что в классе я не один.
- Умею слушать мнения других.
Вывод:
Психологический настрой учащихся
ЛУУД
КУУД
2
Мотивация к учебной деятельности .
Презентация слайд 2
Запись на доске
Обсуждение
Анализ
Выполняют задание.
Наблюдают, ставят проблемный вопрос и цель.
П
П
И
Ф
ЗАДАНИЕ 1. Объясните, как понимаете пословицу?
«Знание — столь драгоценная вещь, что его незазорно добывать из любого источника».
- Из каких источников можно добывать знания?
Вывод:
- Знания можно добывать из разных источников.
ЗАДАНИЕ 2. Практическая работа (списывание предложения с доски)
Автобус едет по улице Космонавтов и по площади Свободы.
- В каком падеже стоят существительные по улице и по площади?
- Определите род и выделите окончание у этих существительных.
- Какой появился вопрос?
- Можем ли мы на него ответить? Достаточно ли имеющихся у нас знаний?
- Какую цель поставим на сегодняшний урок?
Вывод:
- Узнать, почему у существительных одного и того же рода в одном падеже разные окончания?
ПУУД
РУУД ЛУУД
КУУД
ЛУУД
ПУУД
РУУД
3
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Слайд 3 (план)
Составляют план сообщения и представляют сообщения одноклассникам.
Г
ЗАДАНИЕ 3. Составление сообщения об имени существительном по плану (устно)
- С чего начнем? ( С повторения того, что пригодится в открытии нового)
Вывод:
Знаний недостаточно.
РУУД
ПУУД
КУУД
4
Открытие нового знания
Карточки, тетрадь, доска
Ведут обсуждение, объединяют слова, делают вывод.
Три ученика у доски изменяют имена существительные (степь, стол, окно) по падежам, остальные работают в тетради, делают вывод.
Г
Ф
ЗАДАНИЕ 4. Объединить слова в 3 группы
1) На карточках даны слова: конь, вода, степь, Юра, земля, окно, дочь, море, дядя, стол.
- Что общего между этими словами?
- По какому признаку можно объединить эти существительные в группы?
- Выделите окончание.
- Что интересного заметили?
- Давайте эти существительные запишем в тетрадь в первый столбик, выделим окончание.
- Какие слова у нас остались?
- Их пока объединять не будем, а выполним следующее задание.
2) Нужно изменить слова степь, стол и окно по падежам и выделить окончание.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Во второй столбик запишем сущ. м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср.р., выделим окончание.
-Какие существительные у нас остались?
- Эти слова мы запишем в третий столбик и выделим окончание.
- Пронумеруем столбики.
- Подведем итог. Какие существительные мы записали в первый столбик? Во второй и третий столбики?
- Получается, что в группы мы объединили не по родам, а по какому признаку?
- Что мы сделали, чтобы доказать, что сущ.м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср. р. с окончанием -о и -е относятся к одной группе?
- Как называется изменение окончаний имен существительных по вопросам?
- Значит, и наши группы будут называться склонение. Первое склонение, второе, третье.
Вывод:
К первому склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а, -я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся имена существительные среднего рода с окончанием –о, -е и мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже.
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
КУУД ПУУД
ЛУУД
5
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учебник
Читают правило в учебнике, составляют памятку,
«цепочкой» комментируют и записывают в тетрадь
И
П
ЗАДАНИЕ 5. Чтение правила в учебнике, составление памятки. Выполнение упр. 166 стр. 88 - «цепочкой»
- Давайте прочитаем, что по этому вопросу пишут авторы учебника. С. 88, правило.
- С. 88, упр. 166. Прочитайте задание.
- Составим памятку, что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?
Вывод:
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
Определить род;
Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа;
По роду и по окончанию определить склонение.
КУУД
РУУД
ПУУД
6
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Слайд 4
Читают, проговаривают, вспоминают правописание словарных слов, записывают в 3 столбика по склонениям. Взаимопроверка
И
Задание 6. Самостоятельно записать словарные слова в три столбика по склонениям. Взаимопроверка.
Слова записаны на слайде: лес_н_ца, бере_, м_тро, яг_да, ч_твер_, агроном, к_л ндарь, б_реза, тетрад...
- Найдите «лишнее слово».
Вывод:
- Лишнее слово – это метро, т.к. оно относится к несклоняемым именам существительным.
ЛУУД
ПУУД
КУУД
РУУД
7
Физминутка
Музыкальная запись
Выполняют упражнения
К
ЛУУД
КУУД
8
Включение в систему знаний и повторения
Печатная тетрадь
Читают, составляют план выполнения упражнения, выполняют
И
Задание 7. Прочитайте задание. Устно составьте план. Выполните самостоятельно. (Печатная тетрадь, с.71 упр.10)
Вывод:
К первому склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а, -я в именительном падеже.
ПУУД
РУУД
ПУУД
9
Рефлексия
Слайд 5
Обсуждают, соотносят цель и результат, оценивают свою деятельность
Ф
- Вернемся к вопросу, который я задала в начале урока. Почему у существительных по улице и по площади разное окончание?
- Какую цель ставили?
Вывод:
Улица-существительное 1-го скл, а площадь – 3-го склонения.
- Я узнал …
- Новые знания мне пригодятся …
Вывод : чтобы правильно написать окончания при изменении по падежам
РУУД
КУУД
ЛУУД
ПУУД
10
Домашнее задание
Учебник
Рассматривают, знакомятся с заданием
И
Упр. 170
ПУУД
4