kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Три склонения имен существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Три склонения имен существительных»

Цель урока:

  • Формировать общее представление о типах склонения имен существительных в единственном числе

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия о типах склонения имен существительных
  • Формировать понятие о трех типах склонения имен существительных
  • Содействовать умению определять склонение имен существительных
  • Способствовать развитию устной и письменной речи

Просмотр содержимого документа
«Три склонения имен существительных»»

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Три склонения имен существительных»

Цель урока:

  • Формировать общее представление о типах склонения имен существительных в единственном числе

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия о типах склонения имен существительных

  • Формировать понятие о трех типах склонения имен существительных

  • Содействовать умению определять склонение имен существительных

  • Способствовать развитию устной и письменной речи

Планирование темы и количество часов, отводимых на ее изучение:

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса русского языка отводится 102 часа, 3 ч в неделю.

На данную тему - 2 ч.

Тип урока – ОНЗ

Методическая разработка составлена на тему «Три склонения имен существительных» в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Учащиеся умеют определять части речи, знают постоянные и непостоянные признаки имен существительных, умеют определять падеж, разбирать слова по составу. Данная тема требует, чтобы учащиеся владели умением определять число, род и падеж имен существительных, выделять окончания.

На уроке учащиеся составят алгоритм определения склонения имен существительных (памятку).

Планируемые результаты:

Личностные:

  • - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

  • - осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат

Предметные результаты:

  • - научиться различать имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения на основе их рода и окончания

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • - проводить сравнения, классификацию по заданным критериям

  • - обобщать, делать выводы

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • - принимать и сохранять учебную задачу

  • - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

  • - строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми

Межпредметные связи:

  • Литературное чтение

Условные обозначения универсальных учебных действий:

Метапредметные результаты:

  • Личностные – ЛУУД

  • Познавательные – ПУУД

  • Регулятивные – РУУД

  • Коммуникативные - КУУД

Ресурсы:

Книгопечатная продукция:

Рамзаева. Т. Г. Русский язык: учебник для 4 класса, ч.1 /Т.Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2012. - 158 с.

Ситникова, Т.Н., Поурочные разработки по русскому языку.: методическое пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. - М.: ВАКО, 2014. - 496 с.

Печатные пособия:

Таблица - опора «Три склонения имен существительных»

Информационно-коммуникационные средства

Тихомирова, Е.М., Проверочные работы по русскому языку. : печатная тетрадь, ч. 1 /Е.М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2014. -112 с.

Презентация к уроку, аудиозапись;

ТСО:

Компьютер, интерактивная доска

Учебно-практическое оборудование:

Экран, раздаточные материалы, памятка, индивидуальные карточки для ответов (лист А-4)

Технологическая карта

Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность учащихся

Форма организации УД

Содержание учебной деятельности

Формируемые УУД

1

Организационный момент

«Кричалка для поднятия духа»

Проверяют свою готовность к уроку. Вслед за учителем произносят конец фразы.

И



К

- Глаза смотрят и видят.

- Уши слушают и слышат.

- Сначала думаю, а потом говорю.

- Помню, что в классе я не один.

- Умею слушать мнения других.

Вывод:

Психологический настрой учащихся

ЛУУД

КУУД

2

Мотивация к учебной деятельности.




Презентация слайд 2







Запись на доске







Обсуждение

Анализ







Выполняют задание.





Наблюдают, ставят проблемный вопрос и цель.



П





П





И





Ф

ЗАДАНИЕ 1. Объясните, как понимаете пословицу?

«Знание — столь драгоценная вещь, что его незазорно добывать из любого источника».

- Из каких источников можно добывать знания?

Вывод:

- Знания можно добывать из разных источников.

ЗАДАНИЕ 2. Практическая работа (списывание предложения с доски)

Автобус едет по улице Космонавтов и по площади Свободы.

- В каком падеже стоят существительные по улице и по площади?

- Определите род и выделите окончание у этих существительных.

- Какой появился вопрос?

- Можем ли мы на него ответить? Достаточно ли имеющихся у нас знаний?

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

Вывод:

- Узнать, почему у существительных одного и того же рода в одном падеже разные окончания?

ПУУД

РУУД ЛУУД

КУУД



ЛУУД

ПУУД

РУУД

3


Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Слайд 3 (план)


Составляют план сообщения и представляют сообщения одноклассникам.


Г


ЗАДАНИЕ 3. Составление сообщения об имени существительном по плану (устно)

- С чего начнем? ( С повторения того, что пригодится в открытии нового)

Вывод:

Знаний недостаточно.


РУУД

ПУУД

КУУД

4


Открытие нового знания


Карточки, тетрадь, доска


Ведут обсуждение, объединяют слова, делают вывод.











Три ученика у доски изменяют имена существительные (степь, стол, окно) по падежам, остальные работают в тетради, делают вывод.




Г

Ф




ЗАДАНИЕ 4. Объединить слова в 3 группы

1) На карточках даны слова: конь, вода, степь, Юра, земля, окно, дочь, море, дядя, стол.

- Что общего между этими словами?

- По какому признаку можно объединить эти существительные в группы?

- Выделите окончание.

- Что интересного заметили?

- Давайте эти существительные запишем в тетрадь в первый столбик, выделим окончание.

- Какие слова у нас остались?

- Их пока объединять не будем, а выполним следующее задание.

2) Нужно изменить слова степь, стол и окно по падежам и выделить окончание.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Во второй столбик запишем сущ. м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср.р., выделим окончание.

-Какие существительные у нас остались?

- Эти слова мы запишем в третий столбик и выделим окончание.

- Пронумеруем столбики.

- Подведем итог. Какие существительные мы записали в первый столбик? Во второй и третий столбики?

- Получается, что в группы мы объединили не по родам, а по какому признаку?

- Что мы сделали, чтобы доказать, что сущ.м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср. р. с окончанием -о и -е относятся к одной группе?

- Как называется изменение окончаний имен существительных по вопросам?

- Значит, и наши группы будут называться склонение. Первое склонение, второе, третье.

Вывод:

К первому склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а, -я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся имена существительные среднего рода с окончанием –о, -е и мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже.

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.






КУУД ПУУД

ЛУУД


5


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Учебник

Читают правило в учебнике, составляют памятку,

«цепочкой» комментируют и записывают в тетрадь


И

П

ЗАДАНИЕ 5. Чтение правила в учебнике, составление памятки. Выполнение упр. 166 стр. 88- «цепочкой»

- Давайте прочитаем, что по этому вопросу пишут авторы учебника. С. 88, правило.

- С. 88, упр. 166. Прочитайте задание.

- Составим памятку, что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?

Вывод:

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род;

  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа;

  3. По роду и по окончанию определить склонение.

КУУД

РУУД

ПУУД

6


Самостоятельная работа с взаимопроверкой


Слайд 4

Читают, проговаривают, вспоминают правописание словарных слов, записывают в 3 столбика по склонениям. Взаимопроверка

И


Задание 6. Самостоятельно записать словарные слова в три столбика по склонениям. Взаимопроверка.

Слова записаны на слайде: лес_н_ца, бере_, м_тро, яг_да, ч_твер_, агроном, к_л ндарь, б_реза, тетрад...

- Найдите «лишнее слово».

Вывод:

- Лишнее слово – это метро, т.к. оно относится к несклоняемым именам существительным.

ЛУУД

ПУУД

КУУД

РУУД

7

Физминутка

Музыкальная запись

Выполняют упражнения

К


ЛУУД

КУУД

8

Включение в систему знаний и повторения

Печатная тетрадь

Читают, составляют план выполнения упражнения, выполняют

И

Задание 7. Прочитайте задание. Устно составьте план. Выполните самостоятельно. (Печатная тетрадь, с.71 упр.10)

Вывод:

К первому склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончанием –а, -я в именительном падеже.

ПУУД

РУУД

ПУУД

9

Рефлексия

Слайд 5

Обсуждают, соотносят цель и результат, оценивают свою деятельность

Ф

- Вернемся к вопросу, который я задала в начале урока. Почему у существительных по улице и по площади разное окончание?

- Какую цель ставили?

Вывод:

Улица-существительное 1-го скл, а площадь – 3-го склонения.

- Я узнал …

- Новые знания мне пригодятся …

Вывод: чтобы правильно написать окончания при изменении по падежам


РУУД

КУУД

ЛУУД

ПУУД

10

Домашнее задание

Учебник

Рассматривают, знакомятся с заданием

И

Упр. 170

ПУУД



4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Три склонения имен существительных»

Автор: Бавиева Светлана Александровна

Дата: 03.02.2021

Номер свидетельства: 572166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по русскому языку «Три склонения имени существительного»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokaporusskomuiazykutrisklonieniiaimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "271514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451565870"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок на тему: "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-na-tiemu-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "127645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415353912"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Три склонения имени существительного "
    ["seo_title"] => string(45) "tri-sklonieniia-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "213521"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432068977"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "конспект урока русского языка на тему "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "192340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427451647"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка, презентация, самоанализ   урока по теме "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-samoanaliz-uroka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151549"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420721659"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства