~~Три склонения имен существительных.
Цели урока: познакомить с типом склонения,
научить определять склонение имен существительных, уметь отличать их,
развивать речь учащихся,
воспитывать самостоятельность, усидчивость, внимание.
Ход урока:
Психологический настрой:
Дети, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, повернитесь к гостям – подарите им свои улыбки и мысленно пожелайте друг другу всего доброго, светлого, точных, правильных ответов, активности на уроке, вперед к новым знаниям.
Актуализация ЗУН.
-Что называется склонением?
-Сколько падежей в русском падеже? Назовите их с вопросами.
- Просклонять слова: береза, конь, поле (устно)
Молодцы! Знание падежей сегодня нам еще понадобятся.
-Отгадайте загадку.
«Кто поляны белит белым
И на стенках пишет мелом,
Шьет пуховые перины
Разукрасил все витрины?
-По каким приметам вы определили?
-Как называется художественный прием в литературе?
-Найдите имена существительные, поставьте в начальную форму, устно определите падеж, обозначьте род.
Работа в тетради.
Поляна - ж.р.
Стена - ж.р.
Мел – м.р.
Перина – ж.р.
Витрина – ж.р.
-Существительных какого рода нет в нашем тексте?
Приведите самостоятельно примеры среднего рода.
Ребята, знание падежей и рода сегодня понадобятся на уроке.
Новая тема.
А теперь внимательно смотрите на доску, прочитайте тему урока ,познакомьтесь с правилом в учебнике
-Что относится к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению ?
-Приведите свои примеры.
Для того чтобы правильно определить склонение имен существительных понадобится алгоритм, запишите его в справочник .
АЛГОРИТМ
определения склонения имен существительных
1) Поставить слово в начальную форму –И.п. ,ед .ч .
2) Определить его род : зима – ж.р.
3) Выделить окончание – зима
4) По роду и окончанию – склонение
Вернемся к нашим словам и, используя алгоритм ,определим склонение
Поляна – ж.р. -1 склонение
Слов какого склонения не встретилось в тексте?
Придумайте имена существительные 3 склонения .
(Моя дочь, печь, ночь, рожь, мышь )
Закрепление
Индивидуальная работа
Работа с рисунками.
Каждый получает рисунок, называет слово , пользуясь алгоритмом определяет склонение
Проверка.
Работа с учебником.
Игра « Лишнее слово «
А) снегирь (2 скл.)
В) кружево ( 2 скл.)
В) тропинка ( 1 скл.)
Вывод.
-Какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению ,к 3 склонению ?
Физминутка
Все танцуем под музыку национального казахского танца « ?ара жор?а «
Выполнение разноуровневых заданий
Карточка « Проверь себя «
Уровень 1
1 )Определить род имени существительного, выделить окончание
Лист, ракета, дерево, герой, юноша, ель, небо, ночь.
Уровень 2
2)Найти существительные ,определить падеж, склонение
Зреет рожь.
Вышел на крыльцо.
Растет на грядке.
Уровень 3
3 ) Составить из слов предложения.
А) Долгожданная, пришла, зима.
Б) Надели, шубу, деревья, теплую.
-Кто выполнил все 3 уровня , 2 уровня , 1 уровень?
Обобщение
- Ребята, давайте подведем итоги .
-Какие бывают имена существительные по типу склонения?
-Как определить склонение имен существительных ?
-Какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению ?
Приведите примеры.
Рефлексия
У вас на партах лежит лист с самооценкой, отметьте и сдайте.
-Ребята, сегодня вы все хорошо поработали. Спасибо. -Какой любимый праздник ребят приближается? За что его любят? Сегодня Дед Мороз не забыл вас. Он наблюдал за вами и передал вам подарки. Дедушка уверен, что вы дома прочитаете правило и на следующий урок постараетесь.
Всех присутствующих поздравляю с Новым годом! Желаю, чтобы в Новом году сбылись все ваши желания, мечты. Спасибо!
Самооценка
Фамилия, имя - Знаю :
+
-
-что называется склонением?
-какие бывают существительные по склонению?
-алгоритм определения склонения имен существительных
Фамилия, имя - Умею: + -
- определять склонения имен существительных
-отличать имена существительные 1-ого, 2-ого, 3-его склонения