Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово -Здравствуйте, ребята! Начать наш урок я хотела бы с пословицы: « Каждый день прибавляет частицу мудрости». -Как вы её понимаете? - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. - А начнём мы с блицопроса. 1. Имя существительное – это… 2. Имена существительные бывают… (одушевлённые и неодушевлённые) 3. У каждого предмета есть своё имя-название, как называются такие имена существительные? (собственные) 4. Постоянный признак имён существительных? (род) 5. Согласны ли вы с тем, что в русском языке 5 падежей? А сколько их? Назовите. Я называю слова, если это имя существительное- хлопаем в ладоши. Радость, улыбаются, весёлый, смех, жизнь, быстрая, они, говорят. молодёжный, я. Откройте тетради, запишите число, классная работа. В качестве эпиграфа нашего урока я взяла слова Сенеки. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Актуализация и пробное учебное действие. Формулирование темы урока, планирование деятельности. | Не для школ.., а для жизн.. учимся мы. Сообщение о Сенеке. - Согласны ли вы, что учиться нужно для себя, а не для других? -Обратите внимание, что в двух словах пропущены окончания. - Какие вопросы возникли? Назовите падежи. Почему в одних и тех же падежах окончания разные? - От чего зависит правописание гласной в окончании? ( От падежа, в котором стоит слово, от склонения,к которому оно относится). - Какими правилами руководствовались? Таблица «Падежные окончания существительных». Назовите проблему, которую мы должны решить на уроке. (Правильно писать падежные окончания существительных). - А что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании окончания? (Склонение и падежные окончания имён существительных). - Какую поставим цель? ( вспомнить склонение существительных, уметь определять склонение существительных). - Правильно! Сегодня мы вспомним, повторим, закрепим знания об основных видах склонений существительных. - Так о чём мы будем говорить на уроке? - Какая тема нашего сегодняшнего урока? В тетради: «Три склонения имён существительных» - Скажите , а для чего нам это нужно? (Чтобы грамотно писать и произносить слова). - Верно. Чтобы не только грамотно писать, но и произносить слова. Ведь правильная речь- это важное свидетельство общей культуры личности, это визитная карточка, по которой составляют впечатление о говорящем. - Итак, кто вспомнит, что такое склонение? ( Изменение существительных по падежам и числам) Слайд №1 | Познавательные: выполняют учебно- –познавательное действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Обобщение и углубление изученного Закрепление с комментированием Обобщение полученных знаний, оценивание результатов работы. Рефлексия(итог урока) Домашнее задание на карточках | - Давайте проверим, правильно ли вы ответили. Откройте учебники на странице 62 параграф 95. Прочитайте два первых абзаца. - Это означает, что практически все существительные делятся на 3 больших группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах. - А что такое начальная форма? (Именительный падеж, единственное число) - Проверьте себя по учебнику. Прочитайте 3-й абзац. - Попробуем составить алгоритм определения склонения. Поставить существительное в начальную форму. Определить род Выделить окончание. - А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Каждой группе я предлагаю просклонять слова, т. е. изменить его по падежам и выделить окончания. (Карточки) - Проверка. Вы видите, что в казалось бы близких по лексическому значению, более того, в однокоренных словах у нас разные окончания. - С чем это связано? (Слова разных склонений). -Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия на пустом месте не делаются. Для них нужен определённый багаж теоретических знаний. Какие знания приблизили нас сегодня к открытиям? (Знание падежей, рода существительных). - Что было трудно на этом этапе работы? (правильно написать окончание существительных) Слайды 2,3 Физкультминутка Задание «Соберите в корзинку» - Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды и просит, чтобы вы помогли ей разложить в 2 корзинки- 1 склонения, а во вторую- 3 склонения. Работа в группах. Карточки Картофель, репа, редька. Малина, кабачок, баклажан, клюква, яблоко, перец, рябина, чеснок. Лук, смородина, капуста, помидор, редис, клубника. -Давайте проверим, что в корзинке (проверка групп). Задание «Не ошибись!» - Мышка принесла нам ещё одно задание. Вам нужно записать существительные 3-го склонения. Карточки. Жизнь, фасоль, печь, дочь. Помощь, картофель. Степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, пень, боль, лошадь, лень, сушь. 1 группа записывает существительные 2 склонения, 2 – 3 склонения. - Подведём итоги. О чём вы узнали на уроке? Чему научились? - Проверим знания с помощью теста»Третий лишний». Слайд 1. День, тень, пень. 2. Стена, доска, юнга. 3. Камыш, тишь, мышь. - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появились в процессе работы? - Понравилось ли вам работать на уроке? - Оцените себя. Лист достижений. - Какое настроение у вас сейчас? Слайд | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: освоение новых видов деятельности. Участие в творческом процессе. Регулятивные: оценивание своих достижений, устранение трудностей Познавательные: применение знаний на практике и в повседневной жизни. Регулятивные: оценивание своей работы, исправление ошибок. Регулятивные: оценивание своей работы. Познавательные: установка взаимосвязи между объёмом полученных знаний, умений, навыков как интегрированных умений. |