Познавательные: умеют распознавать предложения по цели высказывания, оформлять пунктуационно, строить монологическое высказывание о видах предложения.
Формы работы: индивидуальная,
фронтальная, групповая
Ресурсы: учебник под редакцией
Е.А.Быстровой ,
раздаточный материал,
компьютер, интерактивная
доска.
Сценарий урока
1.Этап мотивации
Цель этапа: создать условия для включения
учащихся в деятельность
Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Смею предположить, что вы пришли на урок, чтобы узнать что-то новенькое. Я права или нет?
Учащиеся (дружно). Да.
Учитель. Вы настроились? Молодцы. Тогда начнём.
2.Этап актуализации
Цель этапа: активизировать мыслительную
деятельность учащихся,
сосредоточить внимание на главном
Учитель (с целью плавного перехода к следующему этапу) воспроизводит предыдущий материал и задаёт вопрос: Что такое предложение? Просит учащихся составить 2-3предложения.
Ученик. Предложение – это основная единица общения.
Учитель. Верно. А кто-то знает более развёрнутый ответ?
Ученица. Предложение – это языковая единица, которая служит для выражения законченной мысли.
Учитель. Оба определения сформулированы правильно. А теперь зачитайте предложения, которые вы
составили.
Учащиеся. 3-4 человека читают свои предложения ( учитель обращает внимание учеников на знаки
препинания, стоящие в конце предложения)
Учитель. Как вы думаете, так ли уж важно, какой знак поставить в конце предложения?
( обучающиеся попытаются дать ответ на этот вопрос, послушав текст «Чудесные знаки»)
Учитель включаетаудиозапись.
Известный писатель ВикторГюго был человеком серьёзным, но иногда любил пошутить.
В день выхода в свет своей новой книгион захотел узнать, как идёт распродажа. По просьбе
Гюго секретарь послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак:
«?».
Ответ был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал: . «!»
Учитель. Что же можно понять из записок Гюго и издателя? ( Дети дают разные варианты ответов)
1 ученица. Мне кажется, что писатель заменил слово.
2 ученица. Непонятно…
Ученик. Может, о чём спросил издателя. В таком случае зачем восклицательный знак?
Учитель. Затрудняетесь?! Давайте поищем ответ на вопрос, выполнив следующее задание.
3.Этап выявления места и
причины затруднения
Цель этапа: проанализировать пошагово
место затруднения, зафиксировать и искать
способ решения исходной задачи.
Учитель. Просит вернуться к тексту и шаг за шагом внимательно читать, вникая в содержание.
Зачем Гюго поставил вопросительный знак?
Ученик. Я думаю, писатель спросил у издателя о продаже книги. И издатель ответил, что
хорошо.
Учитель. Замечательно. Это ближе к истине. Так отчего зависит постановка того или иного
знака?
Ученица. Вероятно, от общения, от того, как мы выражаем наши мысли: спрашиваем, просим,
рассказываем.
Учитель. Вот вы и сформулировали сами тему нашего занятия. Откройте тетради,
запишите число и тему урока.
( на доске открывается запись темы)
Учитель. Какие же задачи мы должны решить, чтобы прийти к конечному результату?
Пусть каждый из вас в ходе урока сам определит способ решения.
4.Этап построения
выхода из затруднения
Цель этапа: сформулировать самостоятельно конкретную цель своих действий, выбрать средства для решения
задач
Учитель. Ребята, поработаем в группах. У вас на столах конверты со стихотворными текстами.
3 группы ( три текста стихотворения)
Задание. Внимательно прочтите стихотворение, определите границы предложений, поставьте
знаки препинания в конце предложений. Обоснуйте свой выбор знака.
( выполнив это задание, учащиеся самостоятельно смогут сформулировать понятие видов
предложений по цели высказывания)
Текст стихотворения ( 1 группа)Чудесный сон
Интересен мой рассказ Ему мыши смотрят в рот
Захожу я утром в класс А проказница-мартышка
Вижу: слон сидит за партой С умным видом смотрит в книжку
Лев стоит у стенда с картой Не соврал вам ни на грош
Орфограмму учит кот Просто очень сон хорош
Текст стихотворения ( 2 группа)У меня возник вопрос
У меня возник вопрос: Кто одет и кто живёт
Почему зимой мороз И зачем лисице хвост
Кто меняет зайцу шубу И какой у волка рост
Вырезает листья дубу Должен многое спросить
Чем питается енот Ведь хочу я умным быть
Текст стихотворения (3 группа) О воспитании
Принесите мне напиться Ну, скорей кладите спать
Попрошу поторопиться Постелите вмиг кровать
Ах, подвиньтесь, не мешайте А потом читайте книжку
А ещё поесть мне дайте « Воспитание малышки»
Учитель. Итак, слово первой группе. ( Один ученик из группы читает постановку знаков
препинания и объясняет их)
Ученик. Герою стихотворения приснился сон, и он его нам, читателям, рассказывает. Поэтому
мы считаем, что в конце таких предложений должны стоять точки.
( слово второй группе)
Ученица. Постановку вопросительного знака подсказывает само название стихотворения
« У меня возник вопрос». А ещё в предложениях выражается вопрос, поэтому
во всех, кроме последних двух, мы поставили вопросительный знак.
( слово третьей группе)
Ученик. В нашем стихотворении просят, побуждают к какому-то действию. Мы поставили
восклицательный знак.
Учитель. Вы молодцы! А теперь обратитесь к учебнику на стр.88,89 и убедитесь в правильности
ваших положений. Сформулируйте, на какие виды по цели высказывания делятся
предложения? Влияет ли как-то на пунктуацию повышение или понижение голоса?
5.Этап реализации
построенного проекта
Цель этапа: выдвинуть и обосновать
выдвинутые гипотезы, зафиксировать
преодоление возникшего ранее затруднения
Учитель. Итак, вы прочитали теорию, сверили свои предположения.
Вопросы: Какие предложения называются повествовательными.., вопросительными..,
побудительными?
Ученик даёт полный ответ
Учитель. Верно. А чтобы дать ответ на второй вопрос, вернёмся к учебнику на стр.93
и выполним упр.114 (устно).
Ученица. На мой взгляд, повышение и понижение голоса влияют на постановку знаков
препинания, особенно это касается восклицательного знака.
Учитель дополняет ответ ученицы. Ребята, выражая мысли, человек испытывает чувства:
радость, злобу, восхищение, обиду, любовь, удивление. Эти чувства называются
эмоции ( запись в « Словарь трудных слов»: эмоции )
Учитель. Суммируем сказанное. Какие бывают предложения по интонации?
Ученица. По интонации предложения бывают невосклицательными и восклицательными.
Учитель. Подумайте и запишитеответ на вопрос в тетрадь.
Вопрос . При каком условии ставится восклицательный знак в конце предложений?
Ученица. Я считаю, в предложениях, которые выражают сильные чувства и произносятся
с восклицательной интонацией.
Учитель. Верно.
6. Этап первичного закрепления
Цель этапа: закрепить новый способ действия,
решить задания, проговаривая вслух алгоритмы,
определения, свойства.
Учитель. Даю задание обучающимся прослушать предложения и определить, какие
Чувства выражаются в них?
1. Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло!
( А. С. Пушкин)
Ответ.(Выражение злости, зависти)
2. Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
( выражение восхищения)
3. Хорошо живёт на свете
Винни-Пух!
Оттого поёт он эти
Песни вслух!
( Б. Заходер)
( чувство радости)
Учитель. Какой знак ставится на конце восклицательных предложений?
Ученик. На конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Учитель. А если предложение будет произнесено спокойным тоном? Какой поставим знак?
Дайте полный ответ.
Ученик. Предложение, которое мы произносим спокойным тоном, не будет выражать
эмоции. Делаем вывод: предложение невосклицательное, на конце ставится точка.
Учитель. Молодцы!
7. Этап самостоятельной работы
с самопроверкой по эталону
Цель этапа: организовать самостоятельное
выполнение учащимися типовых заданий с самопроверкой
по эталону, создать ситуацию успеха (по возможности)
На доску спроецированы предложения.
Учитель. Предлагаю распределить эти предложения по двум колонкам.
Повествовательные предложения Побудительные предложения
3 1,2
1.Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! 2. Уходи отсюда со своей противной трубой! 3. Я протестую!
Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться! (Е. Носов).
Учитель. Открываю эталон, и учащиеся проверяют правильность выполнения
задания.
8.Этап включения в систему знаний
и повторения.
Цель этапа: Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
Учитель. Назовите предложения по цели высказывания.
Какие вы знаете предложения по интонации?
Какие знаки препинания ставятся на конце предложений