kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы предложений по цели высказывания и интонации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: «открытие» новых знаний.  

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типы предложений по цели высказывания и интонации»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»

Ново-Савиновского района г. Казани




Урок русского языка в 5 А классе

на тему: «Типы предложений по цели высказывания и интонации»





Автор: Саенко Наталия Васильевна,

учитель высшей категории







Казань, 2017

Тема урока: « Типы предложений по цели высказывания и интонации ».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

В теме: первый урок

Цели урока (деятельностные) : формирование умения определять виды простых предложений по цели высказывания,

« улавливать» особенности интонации побудительных предложений.

формирование способности распознавать предложения по цели высказывания,

формирование умения правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

( содержательные) расширение понятия: повествовательные, вопросительные, побудительные

Задачи урока: образовательные: уметь определять вид простых предложений по цели высказывания, правильно

произносить побудительные предложения

развивающие: развивать умение распознавать предложения по цели высказывания,, анализировать,

доказывать свою точку зрения, развивать навыки монологической речи.

воспитательные: воспитывать умение прислушиваться к другим, принимать участие в диалоге,

формировать способности к сотрудничеству.

Новые термины и понятия: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации восклицательные и невосклицательные



Планируемый результат: Личностные: определяют вид предложений; развивают зрительную память, самооценку

(УУД)

Регулятивные: анализируют, сопоставляют, рассуждают, развивают умение

работать в сотрудничестве.

Познавательные: умеют распознавать предложения по цели высказывания, оформлять пунктуационно, строить монологическое высказывание о видах предложения.



Формы работы: индивидуальная,

фронтальная, групповая

Ресурсы: учебник под редакцией

Е.А.Быстровой ,

раздаточный материал,

компьютер, интерактивная

доска.

Сценарий урока


1.Этап мотивации

Цель этапа: создать условия для включения

учащихся в деятельность

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Смею предположить, что вы пришли на урок, чтобы узнать что-то новенькое. Я права или нет?

Учащиеся (дружно). Да.

Учитель. Вы настроились? Молодцы. Тогда начнём.

2.Этап актуализации

Цель этапа: активизировать мыслительную

деятельность учащихся,

сосредоточить внимание на главном

Учитель (с целью плавного перехода к следующему этапу) воспроизводит предыдущий материал и задаёт вопрос: Что такое предложение? Просит учащихся составить 2-3предложения.

Ученик. Предложение – это основная единица общения.

Учитель. Верно. А кто-то знает более развёрнутый ответ?

Ученица. Предложение – это языковая единица, которая служит для выражения законченной мысли.

Учитель. Оба определения сформулированы правильно. А теперь зачитайте предложения, которые вы

составили.

Учащиеся. 3-4 человека читают свои предложения ( учитель обращает внимание учеников на знаки

препинания, стоящие в конце предложения)

Учитель. Как вы думаете, так ли уж важно, какой знак поставить в конце предложения?

( обучающиеся попытаются дать ответ на этот вопрос, послушав текст «Чудесные знаки»)

Учитель включает аудиозапись.

Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьёзным, но иногда любил пошутить.

В день выхода в свет своей новой книги он захотел узнать, как идёт распродажа. По просьбе

Гюго секретарь послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак:

«?».

Ответ был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал: . «!»

Учитель. Что же можно понять из записок Гюго и издателя? ( Дети дают разные варианты ответов)

1 ученица. Мне кажется, что писатель заменил слово.

2 ученица. Непонятно…

Ученик. Может, о чём спросил издателя. В таком случае зачем восклицательный знак?

Учитель. Затрудняетесь?! Давайте поищем ответ на вопрос, выполнив следующее задание.

3.Этап выявления места и

причины затруднения

Цель этапа: проанализировать пошагово

место затруднения, зафиксировать и искать

способ решения исходной задачи.


Учитель. Просит вернуться к тексту и шаг за шагом внимательно читать, вникая в содержание.

Зачем Гюго поставил вопросительный знак?

Ученик. Я думаю, писатель спросил у издателя о продаже книги. И издатель ответил, что

хорошо.

Учитель. Замечательно. Это ближе к истине. Так отчего зависит постановка того или иного

знака?

Ученица. Вероятно, от общения, от того, как мы выражаем наши мысли: спрашиваем, просим,

рассказываем.

Учитель. Вот вы и сформулировали сами тему нашего занятия. Откройте тетради,

запишите число и тему урока.

( на доске открывается запись темы)

Учитель. Какие же задачи мы должны решить, чтобы прийти к конечному результату?

Пусть каждый из вас в ходе урока сам определит способ решения.

4.Этап построения

выхода из затруднения

Цель этапа: сформулировать самостоятельно конкретную цель своих действий, выбрать средства для решения

задач

Учитель. Ребята, поработаем в группах. У вас на столах конверты со стихотворными текстами.

3 группы ( три текста стихотворения)

Задание. Внимательно прочтите стихотворение, определите границы предложений, поставьте

знаки препинания в конце предложений. Обоснуйте свой выбор знака.

( выполнив это задание, учащиеся самостоятельно смогут сформулировать понятие видов

предложений по цели высказывания)

Текст стихотворения ( 1 группа) Чудесный сон

Интересен мой рассказ Ему мыши смотрят в рот

Захожу я утром в класс А проказница-мартышка

Вижу: слон сидит за партой С умным видом смотрит в книжку

Лев стоит у стенда с картой Не соврал вам ни на грош

Орфограмму учит кот Просто очень сон хорош


Текст стихотворения ( 2 группа) У меня возник вопрос


У меня возник вопрос: Кто одет и кто живёт

Почему зимой мороз И зачем лисице хвост

Кто меняет зайцу шубу И какой у волка рост

Вырезает листья дубу Должен многое спросить

Чем питается енот Ведь хочу я умным быть


Текст стихотворения (3 группа) О воспитании

Принесите мне напиться Ну, скорей кладите спать

Попрошу поторопиться Постелите вмиг кровать

Ах, подвиньтесь, не мешайте А потом читайте книжку

А ещё поесть мне дайте « Воспитание малышки»


Учитель. Итак, слово первой группе. ( Один ученик из группы читает постановку знаков

препинания и объясняет их)

Ученик. Герою стихотворения приснился сон, и он его нам, читателям, рассказывает. Поэтому

мы считаем, что в конце таких предложений должны стоять точки.

( слово второй группе)

Ученица. Постановку вопросительного знака подсказывает само название стихотворения

« У меня возник вопрос». А ещё в предложениях выражается вопрос, поэтому

во всех, кроме последних двух, мы поставили вопросительный знак.

( слово третьей группе)

Ученик. В нашем стихотворении просят, побуждают к какому-то действию. Мы поставили

восклицательный знак.

Учитель. Вы молодцы! А теперь обратитесь к учебнику на стр.88,89 и убедитесь в правильности

ваших положений. Сформулируйте, на какие виды по цели высказывания делятся

предложения? Влияет ли как-то на пунктуацию повышение или понижение голоса?

5.Этап реализации

построенного проекта

Цель этапа: выдвинуть и обосновать

выдвинутые гипотезы, зафиксировать

преодоление возникшего ранее затруднения

Учитель. Итак, вы прочитали теорию, сверили свои предположения.

Вопросы: Какие предложения называются повествовательными.., вопросительными..,

побудительными?

Ученик даёт полный ответ

Учитель. Верно. А чтобы дать ответ на второй вопрос, вернёмся к учебнику на стр.93

и выполним упр.114 (устно).

Ученица. На мой взгляд, повышение и понижение голоса влияют на постановку знаков

препинания, особенно это касается восклицательного знака.

Учитель дополняет ответ ученицы. Ребята, выражая мысли, человек испытывает чувства:

радость, злобу, восхищение, обиду, любовь, удивление. Эти чувства называются

эмоции ( запись в « Словарь трудных слов»: эмоции )

Учитель. Суммируем сказанное. Какие бывают предложения по интонации?

Ученица. По интонации предложения бывают невосклицательными и восклицательными.

Учитель. Подумайте и запишите ответ на вопрос в тетрадь.

Вопрос . При каком условии ставится восклицательный знак в конце предложений?

Ученица. Я считаю, в предложениях, которые выражают сильные чувства и произносятся

с восклицательной интонацией.

Учитель. Верно.

6. Этап первичного закрепления

Цель этапа: закрепить новый способ действия,

решить задания, проговаривая вслух алгоритмы,

определения, свойства.

Учитель. Даю задание обучающимся прослушать предложения и определить, какие

Чувства выражаются в них?

1. Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло!

( А. С. Пушкин)

Ответ. (Выражение злости, зависти)

2. Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

( выражение восхищения)


3. Хорошо живёт на свете

Винни-Пух!

Оттого поёт он эти

Песни вслух!

( Б. Заходер)

( чувство радости)

Учитель. Какой знак ставится на конце восклицательных предложений?

Ученик. На конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Учитель. А если предложение будет произнесено спокойным тоном? Какой поставим знак?

Дайте полный ответ.

Ученик. Предложение, которое мы произносим спокойным тоном, не будет выражать

эмоции. Делаем вывод: предложение невосклицательное, на конце ставится точка.

Учитель. Молодцы!


7. Этап самостоятельной работы

с самопроверкой по эталону

Цель этапа: организовать самостоятельное

выполнение учащимися типовых заданий с самопроверкой

по эталону, создать ситуацию успеха (по возможности)

На доску спроецированы предложения.

Учитель. Предлагаю распределить эти предложения по двум колонкам.

Повествовательные предложения Побудительные предложения

3 1,2

1.Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! 2. Уходи отсюда со своей противной трубой! 3. Я протестую!

Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться! (Е. Носов).


Учитель. Открываю эталон, и учащиеся проверяют правильность выполнения

задания.


8.Этап включения в систему знаний

и повторения.

Цель этапа: Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание


Учитель. Назовите предложения по цели высказывания.

Какие вы знаете предложения по интонации?

Какие знаки препинания ставятся на конце предложений

( повествовательных, вопросительных, побудительных)?

Ученица. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные,

Побудительные.

1 ученик. По интонации есть предложения невосклицательные и восклицательные.

2 ученик. В конце повествовательных ставлю точку, вопросительных – знак вопроса,

а побудительных (интонация невосклицательная, точку, если восклицательная,

то восклицательный знак).

9. Рефлексия

учебной деятельности на уроке

(итог урока)


Учитель. Организую обсуждение.

Ребята, смогли открыть в сегодняшней теме что-то

новое для себя? Какие способы решения задач на каждом этапе урока вы

использовали ?

Учащиеся. Поочерёдно высказывают своё мнение, тем самым проводя самоанализ

своей деятельности.

Обсуждение домашнего задания. Творческое задание: напишите ( 5-7 предложений) заметку в газету,

Используя виды предложений по цели высказывания и интонации.

Поставьте знак препинания согласно правилу.

Всем огромное спасибо. До свидания.





































15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Типы предложений по цели высказывания и интонации

Автор: Саенко Наталия Васильевна

Дата: 20.10.2020

Номер свидетельства: 560639

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по русскому языку на тему " Предложения по цели высказывания" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-priedlozhieniia-po-tsieli-vyskazyvaniia"
    ["file_id"] => string(6) "128397"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415480342"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Виды преложений по цели высказывания "
    ["seo_title"] => string(42) "vidy-prielozhienii-po-tsieli-vyskazyvaniia"
    ["file_id"] => string(6) "244070"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445874353"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Презентация по теме : "Виды предложений по цели высказывания" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-po-tiemie-vidy-priedlozhienii-po-tsieli-vyskazyvaniia"
    ["file_id"] => string(6) "102903"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402558886"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания" (УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.) "
    ["seo_title"] => string(135) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-vidy-priedlozhienii-po-tsieli-vyskazyvaniia-umk-t-a-ladyzhienskaia-m-t-baranov-l-a-trostientsova-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "150214"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420451484"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»"
    ["seo_title"] => string(138) "vidypriedlozhieniipotsielivyskazyvaniiaiintonatsiiprostyieislozhnyiepriedlozhieniiarasprostraniennyieinierasprostraniennyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "336188"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466947367"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства