Тема: Предложения по цели высказывания.
Цель: : формировать представление о классификации предложений по цели высказывания; учить выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся; воспитывать культуру общения, нравственные качества, интерес к литературе.
Оборудование: иллюстративный материал ; раздаточный материал – предложения для орфографической работы; ИКТ.
Ход урока
I.Организация класса.
- Улыбнитесь, ребята, друг другу. Я надеюсь, что мы сможем создать с вами ситуацию успеха на уроке. Чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока:
1. Вести себя спокойно.
2. Не выкрикивать.
3. Быть терпеливым.
4. Дать возможность высказаться своим товарищам.
5. Уважать друг друга.
-Раз, два выше голова,
Три, четыре руки шире,
Пять, шесть тихо сесть.
- К нам на урок пришли мои помощники – герои из мультфильмов. Они приготовили для вас задания.
II.Актуализация опорных знаний
- Составление ассоциативного куста «Предложение». Это задание вам принес Незнайка.
законченная мысль слова
предложение
точка
смысл связанные между собой большая буква
- Задание от Буратино. На доске карточки со словами.
- Разделите слова на три группы - зачем, с какой целью мы произносим предложения.
СООБЩИТЬ, ПОВЕСТВОВАТЬ, ИНФОРМИРОВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ; СПРОСИТЬ, УЗНАТЬ, РАССПРОСИТЬ, ОПРОСИТЬ, РАЗВЕДАТЬ, ВЫСПРОСИТЬ; ПОВЛИЯТЬ, ПОБУДИТЬ К ДЕЙСТВИЮ, ЗАПРЕТИТЬ, ПРИКАЗАТЬ, ПОДЕЙСТВОВАТЬ, ПОСОВЕТОВАТЬ, ПОПРОСИТЬ.
III. Сообщение темы и целей урока.
- В своей речи мы пользуемся предложениями. Но говорим мы их с разной целью, т.е.для чего-то. А вы можете сказать – с какой целью мы говорим предложения? А какими они бывают? Как бы вы назвали тему урока?- А вот ученые уже давно об этом думали. Давайте и мы, как ученые постараемся это выяснить.
IV.Работа над новым материалом
- А для этого прочитаем диалог между мамой и сыном. Найдем предложения:- то, которое первым произносит мама (Что ты кричишь?). Прочитайте его с правильной интонацией. - то, которым сын ей отвечает (Там в лесу кто-то дразнится). Прочитайте его с правильной интонацией. - то, в котором он просит ее, побуждает что-то сделать (Вот послушай…) Прочитаем с правильной интонацией.
- Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения? ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ. ЗАТЕМ УЧИТЕЛЬ УТОЧНЯЕТ:
Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим о чем-то сообщить, иногда – спросить, а иногда побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем.
"Поэтому предложения бывают разные по цели: если предложении о чем-то сообщает, повествует, то оно называется …( повествовательное); если в предложении о чем-то спрашивают, то оно называется … (вопросительное);если в предложении о чем-то просят, советуют, требуют, предлагают, то оно называется … (побудительное).
Физминутка от Попугая Кеши.
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, а раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
- Какие предложения я использовала в физминутке?
- Аргументируйте свой выбор.
V. Обобщение, закрепление и систематизация знаний.
- . Работа в группах. Предложил Крокодил Гена.
Поставьте нужные знаки препинания.
Из-под них показался ежик (! ? .) Какой он запасливый (! ? .) На его иголках зазеленели яблоки (? ! .) В кустах послышался шорох (.! ?) Кто это там (. ! ? )
2.Работа в парах с Золушкой . Чтение предложений разных типов.
«БЕЛКА И МЕДВЕДЬ»
- Ау, Медведь! Ты чего по ночам делаешь?
- Я – то? Да ем.
- А днём?
- И днём ем.
- А утром?
- Тоже ем.
- Ну, а вечером?
- И вечером ем.
- А когда же ты не ешь?
- Да когда сыт бываю.
- А когда же ты сыт бываешь?
- А никогда.
Физминутка ( музыкальная) от Красной шапочки.
3.Работа в тетрадях. Составить и записать одно вопросительное и одно повествовательное предложения. А это задание от Волка из "Ну, погоди!"
4. Вместе с Микки Маусом определите по началу предложения, каким оно будет.
Кто стучится … ____________________________________________
Перестаньте дразнить… _____________________________________
Однажды мы … ____________________________________________
Мойте фрукты … ___________________________________________
Почему подснежники … _____________________________________
VI. Итог урока
- Заполните схему:
Предложение
VII. Домашнее задание
Составить и записать 4 предложения , разных по цели высказывания.