«ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
«ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
?Создать условия для повторения знаний по теме «Предложение»; совершенствовать умения определять тип предложения по составу (распространенное, нераспространенное, сложное, простое) и указывать вид предложения по цели высказывания, по интонации; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»»
Сценарий урока по русскому языку в 4 классе
учителя начальных классов Понеделко Светланы Эльдаровны
«Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения»
Тип урока
Обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи
Создать условия для повторения знаний по теме «Предложение»; совершенствовать умения определять тип предложения по составу (распространенное, нераспространенное, сложное, простое) и указывать вид предложения по цели высказывания, по интонации; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты
Научатся различать распространенные и нераспространенные предложения; определять тип предложения по составу; подчеркивать грамматические основы; составлять предложения по схемам; определять вид предложения по цели высказывания, по интонации; приводить примеры восклицательных предложений; определять главную мысль текста; выполнять разбор слова по составу
Метапредметные УУД
Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты
Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
С зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке. Здесь осень и стоит. Дождь и мгла холодным дымом лес туманят. В окно я вижу груды облаков. На солнце светлая рекатрепещет радостно, смеется.
Выделять существенную информацию из текста за-гадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять вы-
Работа над словами с непроверяемым написанием
– Отгадайте загадку.
Стали алы облака,
Стала розовой река.
(Заря.)
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
– Прочитайте ребус.
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
Записывают словарные слова в индивидуальный словарик.
сказанные мнения по существу полученного задания. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы
III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Сегодня на уроке повторим изученный материал по теме «Предложение»
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока
Принимать
и сохранять учебную задачу
IV. Объяснение нового материала.
– Вспомните: предложения бывают распространенные и нераспространенные, простые и сложные. Почему их так называют? Как их отличить друг от друга? Приведите примеры таких предложений.
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Обобщают знания по теме.
По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространенные и распространенные. Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: «Гуделипчелы».
Предложения, в которых кроме главных членов предложения есть второстепенные, называются распространенными: «Вокруг груши гуделипчелы».
Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов. Второстепенные члены предложения помогают передать мысль более точно, подробно, выразительно. Различаются следующие виды второстепенных членов: дополнение, определение, обстоятельство.
Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы. Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов.
Осуществлять анализ объектов. Находить
информацию в разных источниках
Наблюдение над языковым материалом.
Работа по учебнику (упражнение 268).
Кроссворд по теме «Синтаксис»
– Решите кроссворд. Прочитайте ключевое слово – название раздела науки о языке, в котором
изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.
Решают кроссворд.
Читают ключевое слово – «синтаксис»
V. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (упражнение 269).
– Прочитайте. Определите тип каждого предложения по составу: простое или сложное, распространенное или нераспространенное? Как соединяются части сложного предложения?
– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в предложениях грамматические основы.
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Списывают, вставляя пропущенные буквы. Подчеркивают в предложениях грамматические основы.
Ранняя ивараспушилась, и к ней прилетелапчела. (Сложное.)
Урчали и квакалилягушки. (Простое, нераспространенное.)
В березняке куковалакукушка, а в сосновом бору пелзяблик. (Сложное.)
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Аргументировать свою позицию.
Работа по учебнику (упражнение 270).
Работа по учебнику (упражнение 271).
– Составьте и запишите предложения, которые соответствуют схемам.
– Вспомните: предложения бывают разными по цели высказывания. Как определить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения? Приведите примеры таких предложений.
– Какие предложения называются восклицательными? Когда они употребляются в речи? Приведите примеры восклицательных предложений.
Записывают предложения.
Разноцветная радуга повисла над рекой.
В лесу вырос высокий дуб.
Обобщают знания по теме.
Осуществлять контроль по результату
Тест «Предложение»
Отвечают на вопросы теста
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Работа по учебнику (упражнение 272).
– Прочитайте. Определите главную мысль текста.
– Найдите в стихотворении И. Языковой побудительные предложения и прочитайте их как добрые советы.
– Спишите два побудительных предложения. А теперь прочитайте их с восклицательной интонацией. Как оформить на письме побудительные по цели высказывания и восклицательные по интонации предложения?
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.
Списывают два побудительных предложения.
Взял ты книгу с полки – не выпускай из рук.
И с благоговеньем ты ее читай.
Делают вывод: в конце побудительного восклицательного предложения надо ставить восклицательный знак.
Выполняют разбор слова по составу.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения
Работа по учебнику (упр.273).
– Прочитайте выразительно стихотворение Е. Серовой. Назовите цветы, о которых в нем говорится.
– О чем рассуждает автор, описывая цветок?
– Определите вид предложений по интонации и по цели высказывания. А теперь прочитайте первое предложение так, чтобы оно было невосклицательным. Спишите первые два предложения.
Определяют вид предложений по интонации и по цели высказывания.
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
(Повествовательное, восклицательное.)
И кто их только выдумал –
Веселых, голубых?
(Вопросительное, невосклицательное.)
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
(Повествовательное, невосклицательное.)
Выполняют разбор слова по составу.
различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Работа в тетради (задание 164).
– Прочитайте отрывок из стихотворения З. Александровой. Подчеркните в предложении изученные орфограммы.
– Спишите предложение. Подчеркните в нем грамматическую основу.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Подчеркивают в предложении изученные орфо-граммы и грамматическую основу.
Просыпаетсясолнце за Волгой,
За великою русской рекой.
Работа в тетради (задание 166)
– Прочитайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой «В чудной стране».
– Вставьте пропущенные буквы.
– Подчеркните многозначные слова, которые употреблены в переносном значении
– Назовите признаки простого и сложного предложения.
– Назовите виды предложений по интонации.
– Назовите виды предложений по цели высказывания.
– Какие предложения называются распространенными и нераспространенными?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее задание
– Выполнить задание 165 в рабочей тетради
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение
Работа над словами с непроверяемым написанием
ЗАРЯ – 1. Яркое освещение солнца перед восходом или после захода солнца. 2. Перен. Начало, зарождение чего-нибудь нового, радостного.
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «заря».
ПОГОДА – состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность и т. п.) в данном месте. Слово образовалось с помощью приставки ПО – от ГОД – «подходящее, благоприятное время, праздник». Первоначально словом ПОГОДА называли только благоприятное состояние природы, а словом НЕПОГОДА – ненастье. Сейчас значение слова ПОГОДА расширилось: хорошая погода, плохая погода. ПОГОДА – ГОД, с приставкой ПО- – «благоприятное время, праздник».